Безразличие

ЧЕЛОВЕК ,который заботится исключительно о себе, достоин звания свиньи.               
                А.Эйнштейн
                Часть первая
В семье Хмельовских всегда что-то шло кувырком ,не так ,как у всех остальных. Это были поляки.
Род у них был очень благородный и славный ,а вот семья превратилась в ничтожество.
Дальний родственник Вацлав Польовский был помощником царя Николло. Занимался написание научных работ, помощник. Жена его Мария Одветковская – священнослужитель ,меценат, духовный наставник многих известных людей..
Можно долго говорить и писать об родословной Хмельовских, но одно становится ясно: дворяни и благородство, когда-то преобладало здесь .
Семья ныне живущих Хмельовских состоит из таких личностей - Амилия- бабушка ,дедушка Вроцлав, дочка их Агнешка(мужа нет, умер),внучка Барбара и брат её Готфред .
Почти каждый в этой семье жил сам по себе. Родители отдельно, дети- отдельно..
-Бабушка, можешь мне дать десять злотых, чтобы купить солдатика?- детским, ласковым голосом спросил Готфред.
-Конечно же бери Готфрино!- чистым голосом ответила Амилиа.
Готфрино - так эта бабушка называла своего любимого внука.
Бабушка была очень добрая и щедрая, что у неё было всегда отдавала близкому ,а вот дед совсем наоборот.Он был злой и скупой и злой. Никто не смел брать его деньги и еду! В холодильнике у него существовала своя полка .Не дай Господь-Бог , кто-то, что-то взял- скандал на весь дом .
-Кто сегодня отобрал мою колбасу?- ужасно удивившись спросил сухой старик.
-Дедуля, это я с Готфрино!- вдруг вскрикнула маленькая Барбара.
-Ну тебе то можно ,а этот сорванец пусть больше сюда не лезет, не то выгоню жить на улицу !-разъяренно кричал дед.
-Вроцлав очень любил Барбару , а вот Готфрино-нет. Просто ненавидел! Условно дом делился на секторы : сектор доброй Амилии , сектор отвратительного Вроцлава. Бабушку любила дочка ,Готфрино, Барбара,а Вроцлава никто не уважал и не любил, только почитала внучка.
Вскоре начался голод и Амилия всех обеспечивала продуктами со склада (ведь, работала там),а Вроцлав только делил холодильник дальше и складывал деньги.
-Чего ты мало принесла сегодня?- недовольно спросил дундук.
-Я больше не смогла ничего унести, кроме консерв - испугано отвечала старая больная женщина.
-Ах ты тварь ,а не человек!- жестоко заорал муж.
-Ну я же..-не успела сказать Амилиа ,как он снова заорал- Молчать здесь я все решаю!- хоть было это наоборот..
Никто не знал ,что пока его жена работает ,Вроцлав прикидывался несчастным и его кормили в приюте для нуждающихся ,тем временем ,как дома всегда была рыба и овощи.
-Опять не принесла?
-Милый я же..
-Молчать ничтожество !
-Прости ,но..
-Заткнулась и пошла работать!
Не выдержав издевательств , постоянной физической нагрузки и голода замученная рабыня умерла. Почти вся семья плакала, кроме «милого»,все знали, что теперь не будет кому за них заступится , некому будет кормить их. Наступает волна террора .
Хоронили Амилию через день .На похорон пришла директор склада и прямо во время вложения гроба в землю начала болтать гадости про покойную.
-Она всегда говорила правду и ничего кроме правды ,гадина старая !Праведная грешница! -высоким и странным голосом высказалась Анна.
-Как вы смеет- тут вдруг перебил заступившуюся дочь тихоньким голом отец- Может не надо?-
-Нет, папа! Теперь я скажу все! Вы Стоновская ,всю жизнь подлизывались и молчали ,а моя мать была честной и чистой перед миром! Конечно ,она не стала главной на складе , как вы ,потому что не подкатывала к некотором!- гордо парила словами Агнешка.
-Я- только успела кинуть клеветчица, как ей снова закрыли рот- Убирайся вон!- в последний раз дочка подтвердила свою правоту.
Так грустно и закончился похорон.
Часть вторая
Прошло несколько месяцев ,а Агнешка не смогла забыть тот случай , как отец побоялся защитить умершую мать. Сжалось её сердце , заплакала она.
-Как такое возможно ?Как можно так поступить?- проговаривала она сама себе- как?
-Это не человек, нет! Нет, нет, разве это изменится? Хорошо , я буду ждать!
Каждый день видела девушка безразличие и лень Вроцлава…
-Папа, я хотела бы купить себе и Готфреду свитера и обувь, ты бы не мог одолжить мне временно хотя бы 300 злотых? Понимаешь я зарплату сегодня не получила ,а хозяин обещал..Вот так вот..-тихо молвила дочка.- Кому-кому? Себе и Барбаре?- ехидно спросил дедушка -Нет, нет пап, не Барбаре ,а Готфреду, ты ослышался ?-с интересом задала вопрос Агнешка.
-Деньги вам? Да ещё с Готфре или как его там? НЕТ!- разъяренно отвечал Вроцлав.
-Давайте проваливайте, хотя возьмите-ка 100 злотых на Барбару!- «по-доброму» защебетал язвительный старичок.
-Не надо мне ничего!- расстроенно шептала родная.
После этого Агнешка не спала целую ночь, думая о том ,как отец ненавидит их всех. Вспомнила она и мать, и прошлые события. Собравшись, она придумала хитрый план
-Мам ,я знаю ,что ты хочешь сделать..-вдруг вскочила Барбара и аккуратно подбежала к матери-И что же?-спросила берегиня -Ты хочешь нас оставить и уехать ?Мамочка, милая не нужно! Нет ,не совершай этого! -плачущим голосом просила Барбара.
Хмельовская удивилась ,как ребенок догадался ,но это осталось загадкой..
-Доченька, я открою тебе тайну! Только тихо! Никому ! Я вместе с тобой и братом хочу уехать жить и работать там .-шепотом молвила мама -А как же дед? Ему будет одиноко !Он не сможет быть один! -с трепетом бухтела девочка.
-Ничего, дедушка скоро приедет-с украдкой гласила мать.- Нет, нет, нет, просто ты его не любишь! Вот и вся проблема поездки! Нет ,я не хочу слов!
-Нет, нет, мама я ..нет…молчу !Не хочу говорить!- со слезами парировала доченька.
На следующее утро Агнешка ,сказала Готфрино, что они едут на курорт ,собрала вещи в один день ,пока старый отсутствовал и уехала .Барбара хоть и слышала какой-то шум, но с комнаты не выходила целый день..
Часть третья
Вечером, после долгих хождений по гостям , Вроцлав пришел домой..На пороге он увидел плачущую внучку.
-Мама тебя не любит!- нервно и по-детски пыталась высказаться дите. - Что ты придумала себе? Слёзы вытерла и пошла спать! - с ярости взвизгнул тиран.
- Но дедушка я хот- не успела договорить девчушка, как снова- Спать иди дорогая моя!- грубо «отвечал» Вроцлав.
Никто несколько дней не замечал отсутствие Агнешки и Готфреда , только Барбара пыталась сказать дедуле ,но боялась..
-Где это пропала пародия на дочь?- бегал и кричал старик. Вдруг малышка решилась на «первый» шаг- Дедулечка ,я знаю все! Всю правду и истину!
-Что ты знаешь ?
-Мама..она..она..уехала..Точнее хотела уехать .. куда-то, она сама мне рассказала. Но я сказала, что тебя не оставлю ..
-Тварь! Пусть катится как и её мать , только бы не в гроб!- и засмеялся диким смехом деспот.
-Дедушка , не надо так!
-Ты лучше иди поесть приготовь !!- глухо и глупо смотрел и болтал Вроцлав.
Так и стала Барбара жить с «родным» человеком . Сначала он давал деньги на питание и мелкие расходы , а потом..
Часть четвертая
Девушка при загадочных обстоятельствах заболела туберкулёзом .Нужны были лекарства..
-Деда, ты мог бы мне дать тысячу на один препарат, мне просто со стипендии не хватает .Получится у тебя или нет?- кашляя спрашивала несчастная.
- Тебе мало тех денег, которые я тебе давал четыре месяца назад?
-Я же их истратила!
-Знаешь , где подхватила эту гадость , там деньги и бери- озлобленным голосом говорил «дедушка».
Вскоре из-за плохого здоровья и постоянных пропусков девушку исключили из университета. Стипендию отменили. Жить стало не за что .За пол- года она совсем изменилась..
-Дедушка , ты мог бы мне дать чуть-чуть денег?
-Ты что ,охренела? Ты такая же,как и твоя мать ,вечно просила!Вон!
-Прости , что потревожила …-с грустью и мертвой любовью ответила внучка.
Прошло еще немного времени ..её не стало..
На похороне присутствовал лишь дед ( фактический убийца). Мать об этом ничего не знала..
Вроцлав не чувствовал ни вины , ни греха , а деньги ,которые просила его Барбара ушли в банк на персональный счет..Род Хмельовских сократился ещё на одного человека..
Старикашка после сорокового дня нанял себе в дом уборщицу, которая все готовила и готовила и делала за него. Она пробыла там десять лет и на предпоследнем году жизни хозяина уехала жить в другой город.
Развалина существовала просто отлично: копил деньги , кушал изысканную еду ,всегда ленился что-то делать.
Девяносто третий год завершил «Млечный Путь» родителя . Лень , безразличие ,самолюбие сожрало свое же дитя. Квартира отошла государству (по завещанию),а деньги были перечислены на развитие «детских душ»,то есть в местный дом малютки. Так и закончил бытие Вроцлав Францович Хмельовский.
Часть пятая
Прошло много лет , Агнешка вместе с сыном нелегкий путь от простого продавца до директора сети магазинов .
- Сыночек , я думала как там Барбара и этот. Может мне стоит съездить туда?- нервно спросила мать – Мама, ты заметила ,что тридцать лет прошло , а ты ни разу не написала письмо туда?-низким и загрубелым от курева голосом ответил сын- Значит еду !-последней репликой мать оборвала диалог.
Преодолев долгий путь, она прибыла в Польшу. Щецин очень изменился .Нашла и бывших соседей , только не тетю Галшку и дядю Эрика,а их внуков .Рассказали ,то что знали. То ,что при жизни им успели "пропеть" родители. Пошла речь про то, как издевался дед над внучкой , и про крики его , про все …главным потрясением была смерть Барбары..
Пошла мама по пыльной и старой дороге. Давно заросшая бурьяном и дикими цветами стояла перед ней могила дочери . Долго плакала родоначальница , а потом сказала:
-Я бы поговорила с тобой отец , да поздно уже ..Ничего и я не святая..Ничего не изменить ,не исправить. Ты был глуп, а тем более..Я убийца и ты.- стонущими губами шептала она.
Постояла минуту и снова обронила слова:
-Дочь прости! Вина эта крестом моим по жизни будет, а крест он всегда тяжкий..
Май и июнь 2013 г.
Гаврилюк М.А.


Рецензии