Серебряный век в ИК

(Зарисовки из жизни общеобразовательной школы в мужской исправительной колонии. Как события, так и персонажи - всё является совершенно выдуманным, любые совпадения случайны)

Каждый год для Собакина и самым страшным, и самым желанным становился февраль, когда в одиннадцатом классе (а в колонии 12, а не 11 классов, как в обычной школе) нужно было начинать изучение поэзии Серебряного века. Практически два месяца чтения стихов, разговоров о поэтах и поэзии в контексте истории и жизни зэка.

В библиотеке колонии большинство авторов – днем с огнем не сыщешь. Чем отличается Ахматова от Цветаевой – даже по внешности – никто представления не имеет. «От «любятины» этой всей тошнит!» – регулярно раздаются голоса из класса.

«А чо, у нас сегодня опять русский?! Давайте лучше кино какое-нибудь посмотрим! Вон все смотрят, а мы…»

Собакин, прекрасно понимая, что теперь до мая ребятам «кина не будет» - программа не подразумевает ни одного произведения, по которой есть экранизации – зычным голосом предлагает записать в тетради тему урока.

- Александр Александрович Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» - Оглянув класс, следит, чтобы все сделали записи. – Андрей, записывай, когда будете писать сочинение, это все очень пригодится.

- А чо, мы еще и сочинение писать будем? – изображая глубокое потрясение, изумленным голосом спрашивает ученик.

- Да, по Блоку будет три темы.

- Ночь, улица, фонарь, аптека… - другой зэк, Артем вдруг решает проявить свое знание поэзии и рассказывает эту часть «Плясок смерти» до конца. Похвала учителя среди одноклассников-зэков позволяет задрать нос до тех пор, пока коварный Собакин не спрашивает:

- А знаете из какого цикла это стихотворение?

Конечно же не знает. Ни Артём, ни кто-то другой. Но об этом – позже, когда будем говорить о городской лирике, а пока – «Прекрасная Дама». Тема родная. Не в блоковском понимании, но для каждого зэка – ну или почти каждого – есть где-то хотя бы иллюзорная Прекрасная дама.
После урока почти все ученики просят оставить им распечатки стихов и просят принести еще какие-нибудь.

- Обязательно принесу. Нам с вами Серебряный век еще долго изучать! – «радует» новостью учеников Сергей Сергеевич. Впрочем, теперь он знает, что всегда находится несколько учеников, которые будут слушать уроки с открытым ртом, просить принести еще стихов и будут по своей инициативе (заставлять зэков в школе что-либо делать невозможно – все строится на интересе) учить стихи наизусть.

(Продолжение следует)


Рецензии