Малыш Тоио и его щенки

В деревне, на самом краю сказочной страны, жила семья: мама Аия, папа Тонг и их маленький сынок Тоио. Каждый вечер они, как правило, собирались у домашнего очага, чтобы в ожидании ужина обсудить новости за прошедший день. Было так и этим долгим зимним вечером:
– Наша Кхейго принесла сегодня троих щенят, – сообщила мать.
– Этого ещё только и не хватало, – возмутился отец. А малыш, наоборот, оживился и воскликнул:
– Мама! Папа! Подарите их мне! Где они? Давайте на них посмотрим!
Отец нарочито выдержал паузу. И затем спокойно произнёс:
– Тоио-малыш, сейчас время ужинать. Вот покушаем, а потом и посмотрим.

После ужина отец и сын направились к псарне. В дальнем её углу, действительно, лежали и тихонько скулили, сбившись в кучку, ещё слепые щенята. Собака Кхейго сидела рядом и радостно виляла хвостом.
– Вот здорово! – обрадовался ребёнок, – теперь у меня будут свои собственные щенки. Когда они подрастут, я тоже заведу упряжку собак!
Но отец поспешил охладить его пыл:
– Послушай, Тоио-сынок. Не торопись. Ты ещё слишком мал! В тебе нет ни силы, ни опыта – тебе рано заводить собак.
Тоио промолчал в ответ. И они отправились домой, более не говоря ни слова. Вскоре вся семья, завершив свои вечерние дела, отошла ко сну.

Утром первым делом Тоио направился проведать щенят. Забежав в псарню, малыш обратил внимание на печальную Кхейго и сразу почуял неладное. Он обыскал все углы и растревожил всех собак, но щенков нигде не было! Ребёнок поспешил домой.
Папа уже отсутствовал, мама хлопотала по хозяйству. И малыш обратился к ней с вопросом:
– Мама Аия, мама Аия! Где щенки?
– Ночью Тонг отнёс их Дья-Шеню, – вздохнув, ответила та, – забудь о них, Тоио! Давай лучше завтракать.
И Аия жестом пригласила ребёнка к столу. Однако, у того были иные планы. «Постой! Ты куда? Тоио!» – кричала мать вдогонку убегающему малышу.
Дья-Шенем звали деревенского шамана. Мальчик знал место, где тот живёт и побежал прямиком туда. Солнце уже поднялось, и всё вокруг блестело белизной свежевыпавшего снега.
– Дядя Шень! Дядя Шень! – позвал ребёнок.
– О-о-о! Неужели это малыш Тоио к нам пожаловал? – шаман вышел и отвесил гостеприимный поклон, приглашая пройти в своё жилище.
– Проходи, присаживайся.
– Дядя Дья-Шень, не надо! Я за щенками! Мой папа вам отдал. Верните, пожалуйста, обратно!
– А-а-а, – расстроенно протянул шаман Шень, – вот оно в чём дело. Знаешь, Тоио. Уже поздно. Дело в том, что я напоил щенков снадобьем и оставил у ворот: в подарок Белому Магу. Они уже у него, в его царстве.

Расстроился ребёнок: пропали его щенки. Белый Маг – это могущественный зимний дух, живущий в сказочной стране. Обитель его находится под Негаснущей Звездой. А звезда та – над вершиной Большой Горы. Путь не близкий и полный опасностей.
По дороге к дому мальчик расплакался. Однако сумел себя успокоить. Смелая идея пришла в его маленькую головку: «Во что бы то ни стало! Я найду Белого Мага! И заберу своих щенят обратно!»

* * *
Миновало несколько недель. Тоио неустанно мастерил саночки для своей собачьей упряжи. И вскоре они были полностью готовы! Улучив момент, когда отец был на охоте, а мать на деревенской мене, ребёнок собрал вещи и вышел из дому:
– Вот щенята обрадуются! – размышлял он, направляясь к Большой Горе и увлекая за собой свои новые саночки, – не каждый день предлагают стать настоящими ездовыми собаками! И при этом ещё раздают всякие вкусности.
В узелке со съестным располагались и гостинцы для щенят. А рядом с узелком на санках лежали также тёплое одеяло и моток бечёвки.

Долго шёл Тоио, пока не начал выбиваться из сил. Решив отдохнуть и перекусить, мальчик развернул свои припасы. Как вдруг откуда-ни-возьмись появился маленький медвежонок и заговорил:
– Мальчик, а мальчик, меня зовут Пань-мишка. Дай мне покушать. Мне очень голодно! Погибаю!
Рад малыш помочь чужому горю. Отломил он половинку своей порции и протянул медвежонку: «На! Угощайся!» И медвежонок разом проглотил гостинец. А затем ловко выхватил из рук малыша и начал уплетать вторую половинку. При этом волшебным образом увеличиваясь в размерах!
Через считанные секунды перед Тоио стоял и ревел большущий медведь: «Ещё хочу! Дай ещё!» Испугался Тоио, схватил саночки и бежать. А медведь за ним! Бежит медведь, не отстаёт – что делать?! Сбросил мальчик на бегу свой узелок с провизией, и только так ему удалось оторваться.

Спустя некоторое время Тоио позволил себе остановиться и отдышаться: «Ух! Никогда так прежде не бегал», – подивился малыш своей прыткости.
Большая Гора казалась уже не такой далёкой, как прежде. Темнело. Негаснущая Звезда была у самой вершины и, словно подмигивая, звала малыша в путь – навстречу его мечте!

Малыш брёл уже по склону горы. И беспокоился о пропаже гостинцев для щенят. Ведь теперь они меньше обрадуются его приходу. Он поднял своё тёплое одеяльце и накинул на плечи: холод на пустой желудок начинал пробирать до костей. Приближалась ночь. Пора было остановиться на ночлег. Тут откуда-ни-возьмись рядом возник небольшого размера соболь и запричитал:
– Мальчик, а мальчик, я Зунь-соболь! Позволь мне переночевать у тебя. Мне очень холодно! Один я замёрзну этой ночью!
Ну, что ж. Рад малыш помочь чужому горю:
– Ладно, – говорит, – давай вместе заночуем. Правда что теплее будет. – И принялся сооружать из одеяльца и санок некое подобие лежака.
Соболёк наблюдал за ним несколько минут, а затем промолвил:
– Слушай-ка, братец, а ты разве не собираешься разводить огонь? Так дело не пойдёт!
Тоио призадумался:
– Соболь Зунь, да где же я теперь найду огонь? – он забеспокоился, ощущая приближение ночной тьмы и ночной стужи. Хвороста и дров было уже не сыскать. Да и какой от них толк, когда и искру-то нечем выбить!
– Так! – сверкнул глазками соболь. – Одеяло в сторону!
Он ударил коготком о коготок и деревянные санки вмиг объяло пламя разгорающегося костра!
– Что ты делаешь?! – возопил Тоио.
– Спасаю нас обоих! – гордо провозгласил Зунь.
– Но там же ещё бечёвка. Для упряжки! – малышу стало дурно, он стоял и беззвучно открывал и закрывал рот.
– Отлично! – обрадовался Зунь. – Пусть горит! Ещё теплей будет!
Чуть позже выяснилось, что соболь не только высекал огонь, но и знал, оказывается, толк в упряжках. В частности, что из бечёвки вышла бы упряжка совсем никчёмная. Но малышу Тоио было уже всё равно, он рухнул неподалёку от костра на своё одеяльце и забылся глубоким сном. И догорающие саночки согревали его своим теплом до самого утра.

Проснулся Тоио один. Солнце освещало всю гору. И было видно, что до вершины оставалось примерно с полпути. Мальчик встал, свернул одеяло и попытался трезво оценить ситуацию. Ни гостинцев, ни санок, ни упряжки. Совсем нечем обрадовать щенят! Как же так? Может, повернуть назад?
И тут-то ребёнок сообразил. Назад он уже вряд ли дойдёт. Выход, если и был, то один: продолжать движение вперёд, навстречу неизвестности и «…во что бы то ни стало», – вспомнил ребёнок свои прежние слова.

Чем выше поднимался мальчик, тем круче становились горы. Тоио уж и рад был, что лишился своей былой поклажи. Только одеяло пригодилось, повязанное вокруг тела, оно помогало укрываться от холодного высокогорного ветра. Кушать хотелось не так сильно, как вчера.
Долго карабкался Тоио. И наконец: вот она – вершина Большой Горы. Однако, её пустой и безлюдный вид вряд ли мог обнадёжить. Негаснущей Звезды было не видать, как собственно и самой обители Белого Мага. Время было около полудня. «Может она появится вместе со звездой?» – предположил малыш. Значит, нужно сидеть и ждать наступления ночи. И Тоио сел, укутался в одеяло и стал ждать.

И долго бы ему ещё пришлось ждать, если бы по близости не раздался странный шум вперемежку с сильными порывами ветра. Мальчик выглянул из тряпичного укрытия и не поверил своим глазам. Прямо к нему, величаво расправив крылья, направлялся огромный ледяной дракон!
– Здравствуй, мальчик. Я – Синь-дракон. Что ты тут делаешь? – страшный зверь был крайне удивлён. Чтобы расслышать ответ, он поднёс свою огромную голову ближе.
Тоио ощутил неконтролируемые спазмы ужаса. Малыш постарался набрать в лёгкие как можно больше воздуха и прокричал:
– Я Тоио! Я жду здесь Белого Мага!
– Ха-ха, – засмеялся дракон, – возвращайся-ка, Тоио, туда, откуда пришёл! Белому Магу нет до тебя никакого дела.
Страх уступил место глубокой досаде. Малыш с трудом находил слова:
– А может быть, вы и есть Белый Маг? – спросил он с надеждой.
– Я же сказал: Я Синь! – Дракон терял терпение. – Я слуга Белого Мага. И моя обязанность, кстати, отваживать всяких там сорванцов, вроде тебя, от посягательств на покой моего господина. Повторяю, Тоио, уходи туда, откуда пришёл!
– Простите меня, уважаемый дракон, – мальчик боялся и еле владел собой, – а не знаком ли вам, уважаемый Синь, некто, кого бы звали Пань или Зунь?
– Ха-ха-ха, – рассмеялся дракон, – Пань-Зунь-Синь! Скажем так, Пань и Зунь – мои коллеги!
Тут горькая догадка разом омрачила душу малыша Тоио. Всё его путешествие было не более чем чья-то злая и глупая шутка. Еду отобрали, вещи сожгли: это же так не справедливо по отношению к нему! Ведь он хотел всем помочь! Всему миру! Так почему над ним, так жестоко посмеялись? И как же теперь быть бедным щенятам? Неужели ему никогда не суждено увидеть их вновь?

– Ты уже уходишь? – настаивал на своём ледяной дракон. Повисла продолжительная пауза…
– Нет! Нет! И нет! – разразился малыш, он решил бороться до конца, – и не подумаю! Я буду ждать здесь Белого Мага! Здесь! Под Негаснущей Звездой!
– Под чем, под чем? – дракон чуть не скатился с горы от смеха. «Ха-ха-ха! Хо-хо-хо!» – басил он. «Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!» – вторило ему со всех сторон горное эхо.
Наблюдая, как поспешно и старательно малыш заворачивается обратно в своё одеяльце, дракон продолжал посмеиваться:
– Ну, что ты? Ну, что ты делаешь, глупыш? Погоди-ка, я сейчас тебя замораживать буду! – и тут он начал дуть своим ледяным дыханием.

И пока дракон старательно дул на тряпичный свёрток, находчивый малыш Тоио делал тайный подкоп! Снег был достаточно глубок и податлив. И Тоио торопился, как мог!
– Ну, что ты там молчишь? Замёрз уже? Молчание – знак согласия! – дракона явно забавляло его остроумие.
Вдруг кто-то быстро вскарабкался по его шее и мёртвой хваткой вцепился загривок: «Неси меня к своему господину!» – прокричали в драконье ухо. Это был Тоио!
От такой нежданности и наглости дракон опешил. С быстротой молнии он взмыл под облака! Вился там! Крутился, как мог! Несколько раз пикировал и вновь поднимался! Но всё было бестолку, мальчик словно прирос к нему. И дракону ничего другого не оставалось, как смиренно доставить своего наездника к обители колдуна.

К удивлению Тоио Белый Маг уже поджидал их:
– Ну, здравствуйте, гости дорогие! Присоединяйтесь к столу! – маг хлопнул в ладоши, и все они очутились за богато накрытым столом:
– Питьё горячее, лепёшки свежие! Угощайтесь!
Ребёнок несказанно обрадовался такому феерическому повороту событий. Он уже было собирался обратиться к волшебнику с просьбой. Как дар речи вновь покинул его: по левую руку гостеприимного хозяина, как раз напротив него и дракона Синя, сидели и кушали не кто иные, как Пань и Зунь! И появление мальчика, по-видимому, неблагоприятно повлияло на их аппетит.
Не отрывая взгляда от них, Тоио умял две лепёшки, отпил из большого кубка. Затем собрался с мыслями, повернулся к магу и затараторил без остановки:
– Достопочтенный Белый Маг, верните мне моих щенят! Папа Тонг отдал дяде Шени, дядя Шень – вам. Верните их обратно, прошу! Я их буду кормить и сделаю настоящими ездовыми собаками!
Лицо Белого Мага приняло серьёзный и сосредоточенный вид:
– Продолжай, – промолвил он малышу. И малыш продолжил:
– Я принёс щенкам гостинцы! Но Пань, вот этот, – он указал на медведя пальцем, – всё слопал. И меня тоже чуть не съел!
Дракон и соболь в этом момент укоризненно посмотрели на медведя.
– А ещё я сам сделал саночки для щенят! Долго делал! Только вот этот вот, – он ткнул пальцем в сторону соболя, – Зунь. Он их сжёг! Вместе с упряжкой!
Тут пришла очередь соболя краснеть под взглядами окружающих.
– А вот Синь, – ребёнок с опаской покосился, на сидящего рядом дракона, – самый злой! Он хотел меня заморозить, потому что я не желал уходить! А я же лишь хотел обрадовать друзей! И вообще всем помогать…
Тут малыш Тоио осёкся.
Белый Маг добродушно рассмеялся в ответ:
– Но ты всё-таки оказался здесь у меня в гостях! Не смотря ни на что, – он подмигнул, – а значит, это было действительно важно для тебя. Ты – молодец, Тоио! И я выполню твою просьбу.
– А вы согласны со мной, друзья мои? – обратился маг к волшебным зверюшкам. И те старательно закивали в ответ.
Белый Маг снова хлопнул в ладоши. Медведь, соболь, дракон – все – обернулись щенками! Они вскочили со своих мест и бросились к малышу:
– Прости нас, Тоио, мы тебя не признали!
– Мы больше так не будем!
– Мы рады служить такому щедрому, доброму и храброму мальчику, как ты! – наперебой кричали они. Тоио не мог поверить своему счастью!
– А вот тебе новые саночки и настоящая упряжь, – Белый Маг протянул подарки, – теперь отправляйся обратно домой!
– А это что такое? – ребёнок заметил маленькую звездочку, сверкающую у него над головой, и завороженно глядел на неё.
– А это она и есть, Тоио. – сказал Белый Маг. – Теперь она всегда будет рядом с тобой. Негаснущая Звезда.
Раздался третий хлопок! И Тоио со щенками оказались у самого края родной деревни. Щенки, запряженные в новые сани, вмиг домчали малыша до родительского крыльца.
Обрадовались родители! Обрадовалась собака Кхейго! И старик-шаман Дья-Шень тоже очень обрадовался. Он благодарил небеса за то, что всё закончилось хорошо, и явно знал о произошедшем чуть больше, чем кто бы то ни было в деревне.

* * *
Не нарадуются мама Аия и папа Тонг на своего сына! Тоио вырос, окреп. Стал сильнее, смышлёнее, смелее. А главное – счастливее! Ведь осуществилась его мечта! Он нашёл друзей! И из него вышел славный охотник и воин: владелец упряжки, не знавшей себе равной во всей округе по скорости и мастерству.


31 июля  2013 года
(03.08.2013)


Рецензии