Возвращение блаженного Бернхарда

Поздним зимним вечером Филипп и младшая сестрёнка Айша сидели дома. Это был необычный вечер - начало Адвента, времени подготовки к Рождеству. Но в этот раз ни Айше, ни Филиппу не удалось пойти на открытие Рождественского базара – их родители пошли в театр и дети остались дома. …
И Филипп, и Айша были у них приемными детьми – Филипп был родом из Боснии, а Айша из Ирака. Оба были из христианских семей, но так получилось, то переехать в Германию смогли только они, оказавшись в приюте для детей-беженцев. И так случилось, что их обоих, подружившихся в приюте как брат с сестрой, взяла к себе бездетная супружеская пара. Оба супруга были благочестивыми, и много молились Богу, чтобы Он им даровал детей. И вот однажды им встретились Филипп и Айша, которые взявшись за руки, гуляли по берегу реки… Судьба детей была решена, и они вместе с приемными их родителями стали одной дружной семьей… Еще в их семье была няня, фрау Герда, которая души в детях не чаяла, любя их так, как любят своих внуков, отдавая им всю свою душу…
Они жили в живописном уголке Баден-Бадена в богатом и уютном доме. Каждое воскресенье они всей семьей ездили на службу в церковь блаженного Бернхарда, но также часто любили посещать замок Хоэнбаден, где родился блаж. Бернхард. Их отец преподавал религию в школе и часто рассказывал истории про средние века, про блаж. Бернхарда, про его племянницу Маргарэту, дочь старшего брата, макграфа Карла I, которая была настоятельницей монастыря Лихтенталь и славилась благочестием и добрым нравом. Детям очень нравились истории про этих добрых благочестивых правителей Средневековья…
В тот вечер Айша внезапно заболела и лежала с высокой температурой… Филипп весь вечер сидел рядом со своей любимой сестренкой, скрашивая тоску вечера рассказами различных историй из школьной жизни. … Чтобы не было скучно, они сидели в гостиной перед камином, в котором полыхал огонь и потрескивала дрова… А за окном шел противный дождь со снегом и завывал ветер…
Няня, измерив Айше температуру, решила срочно съездить в Бернхардус-аптеку за лекарством. Она всегда ходила только в эту аптеку и всегда только в ней заказывала и покупала лекарства. Фрау Герда была очень благочестивой женщиной и с детства очень любила блаж. Бернхарда, стараясь не обходить вниманием все, что связано с ним, и верила в его действенную помощь в очень многих жизненных ситуациях. Она всегда молилась блаж. Бернхарду о здоровье своих любимцев…
Вдруг раздался звонок. Непонятно, кто бы это мог быть – для няни было слишком рано… Филипп открыл дверь и увидел человека, одетого в средневековый костюм, остроконечную шляпу, которую в те времена носили странствующие студенты и паломники, и завернутого в ворсяную мантию зеленого цвета. [Такого цвета сегодня носят пальто традиционного стиля в южных землях Германии…] И от него исходил какой-то необычайный свет и чувствовалась душевная теплота…
Человек попросил разрешения войти и немного обогреться, потому что много часов провел в пути, замерз и устал… [Филипп удивился тому, что сегодня путники, которые обычно ездят на машинах, могут замерзнуть, и путник ответил, что его лошадь стоит во дворе… Он путешествовал верхом! … в такую-то погоду! ...]
Родители, уходя в театр, оставили детям ужин, который Филипп быстренько разогрел в микроволновке, и пригласил к столу путника. Айша же ужинала, оставаясь на диване, укрытая большим теплым пуховым одеялом…
…После ужина гость с Филиппом пододвинули поближе к камину диван, на котором лежала Айша, сам уселся ближе к огню и спросил:
- Дети, а хотите, я расскажу вам старую историю про одного благородного рыцаря?
- Конечно хотим. А почему история старая? – спросил Филипп.
… Это произошло много веков назад. Рыцарь родился в одной богатой семье. Его родители были очень влиятельными людьми, макграфы Баденские, и ему со временем предстояло унаследовать титул правителя Бадена… Его старший брат был в родстве с самим императором… В детстве он получил очень хорошее воспитание: он готовился стать рыцарем. Ведь для правителя очень важно владеть искусством воина…
- А все правители были сначала рыцарями? – спросила Айша. Ей было очень интересно, почему все мужчины стремились к воинскому делу, - Почему никто не думал о бедных и нуждающихся, а всегда думали только о подвигах и походах?
- В те времена, - продолжил гость свой рассказ, - воинское дело было делом чести каждого благородного человека. …Но почему-то всегда этого рыцаря с самой ранней юности его мысли более всего занимали вопросы о том, почему не все его сверстники имеют возможность получать такое же прекрасное воспитание и образование. Он не находил на них ответа…
- А скажите, у рыцарей бывают друзья? – Филиппу было интересно про рыцарей потому, что в школе они по истории проходили про Средние века, про рыцарей, про походы. И его друзей интересовало все, что было связано с жизнью рыцарского общества.
Гость оживился. Очевидно, дело дружбы ему тоже было небезразлично.
…Он был очень надежным другом. Каждый, кто обращался к нему за помощью, находил её, чувствуя поддержку и самое горячее дружеское участие в своем деле так, как будто бы это было его личным делом. Благодаря этим своим качествам и хорошему образованию он стал личным посланником самого императора – ему было доверено очень важное политическое дело. Он собирал правителей Европы для защиты святого города Константинополя от угрожавших ему захватчиков…
- А это очень важно для политика, быть надежным другом и помогать нуждающимся? – нетерпеливо спросила Айша. Ей было очень интересно, чтобы в политике были такие люди, на которых всегда можно положиться.
- Несомненно, важно, - ответил с уверенностью в голосе гость так, что стало понятно, что он разбирается в этом вопросе лучше многих, - ведь, если политик не будет надежным другом, то кто ему верить будет? Или если он будет презирать бедных, как ему будут верить люди?
…Рыцарю приходилось много дней и недель проводить в дороге. Часто он был вынужден путешествовать тайно, совсем без свиты, принимая облик то странствующего студента, то паломника… На своем пути он встречал много самых разных людей. Но более всего он радовался от встреч с простыми людьми, от возможности оказать им помощь тем, что было в его силах… Он всегда помогал бедным и нуждающимся , и тем снискал себе любовь многих людей, от правителя, до крестьянина и нищего путника во всех уголках империи… Почти все свое состояние он раздал тем, кто более всего нуждался в средствах – бедным, больным людям, тем, кто не мог по разным причинам заработать себе на жизнь своим трудом…
- И рыцарь стал королем? – нетерпеливо в один голос спросили Филипп и Айша.
- К сожалению, нет, - с грустью ответил гость. В его глазах отражилась великая печаль. Но через минуту он взял себя в руки и продолжил…
…скорби и болезни не минуют даже людей праведных. Во время одного из своих путешествий на север Италии он попал в эпидемию чумы, заболел и умер… и для тех людей, кто узнали о его смерти, это событие стало большим горем… То место, где его похоронили, стало местом паломничества очень многих людей… а Церковь прославила его как святого за его благочестивую жизнь, за смирение и заботу о бедных…
…Воцарилась тишина. Дети была ошеломлены таким окончанием истории… Тут раздался телефонный звонок – это звонила няня, она уже подъезжала к дому… Гость поднялся с места, и поблагодарив детей за ужин и теплый прием, спросил их имена…
- Не забывайте в своих молитвах имя блаженногог Бернхарда, дети, он покровитель вашего города и защитник всех бедных и нуждающихся… молитесь ему… он слышит каждую вашу молитву, - наказал Филиппу и Айше путник.
- А как Ваше имя? – поинтересовался Филипп.
В ответ гость загадочно улыбнулся… и вышел…

…Наутро Айша проснулась совершенно здоровая, болезни как не было. А Филипп, побежав в родительскую комнату, вернулся оттуда, держа в руках книгу  о блаженном Бернхарде Баденском… Они с сестрой еще ничего не успели рассказать родителям, которые пришли домой, когда дети уже спали. И наутро Филиппу и Айше показалось, что вся вчерашняя история им просто приснилась…
Но на вешалке у входа остался висеть странный предмет – зеленая мантия вчерашнего гостя… Отец с интересом, сняв ее с вешалки, стал рассматривать, собираясь обратиться с вопросом к детям о том, чья это мантия… Но на внутренней стороне вдруг проявились буквы, как будто вышитые золотой ниткой и светящиеся внутренним светом – Бернхард, макграф Баденский… Отец понял – его детям была оказана великая честь - сам блаженный Бернхард был у них вчера дома, празднуя с ними начало Адвентa. …


Рецензии