Ледоход
Штурмовать далеко море,
У послушного руля...
Песня.
Начало апреля проявилось бурным таянием снега на полях, дорогах и на Мишкиной улице. Дороги развезло, а мальчишка ходил со своими приятелями одноклассниками в школу в соседнюю деревню. А, что поделаешь, в родной деревне учились только четыре первых года, остальные знания приходилось добывать в Роздольном за пять километров.
При хорошей погоде это расстояние туда преодолевалось школьниками за час с четвертью, назад полтора, два часа. В школе дети уставали, да и спешить домой не было особой необходимости. Разве что если сильно проголодаются.
В осеннюю распутицу ноги обутые в кирзовые сапоги застревали в вязком черноземе, сверху из серых туч поливал нудных дождь, потому ребятам это дорога давалась тяжело. Весной же, под теплым солнышком в умытом небе, по месиву со снега, воды и льда идти было легче, но гуталин на сапогах вымывался быстро, и сапоги промокали у всех. Приходилось ходить в резиновой обуви, а в ней было холодно.
Как – то в субботу после занятий, когда спешить было не куда, группа ребят пошли смотреть ледоход во Вшивой балке, тем более, что это было им почти по пути.
Лед действительно уже двинулся вниз по водному потоку из растаявшего на полях снега.
Разлившаяся вода текла медленно и несла толстенные льдины, ослепительно белые сверху и зеленоватые на изломах.
У мальчишек сразу появилась мысль не идти по распутице , а преодолеть путь домой прямо на льдинах.
Передвинув свои кирзовые сумки с книжками за спины, вооружившись длинными жердями, они выбрали себе по большой льдине и бесстрашно запрыгнули на их твердые подвижные поверхности.
Ловко отталкиваясь своими шестами от дна и от других льдин, они начали свое захватывающее плавание по весеннему потоку.
Сначала держались у самого берега, но быстро наловчились управлять своими ледяными судами, и потихоньку вывели свою сильно растянувшуюся эскадру из семи льдин, на самую средину форватера.
Ручьи со склонов балки и оврагов заметно добавляли воды в поток, который в результате расширялся и увеличивал свою скорость.
Молодые капитаны, сноровисто управляя своими послушными транспортными средствами, неслись по уже бурному потоку, иногда даже с холодком в груди. Конечно, нужно уже было осторожно пристать к твердому берегу балки, но ребята, вкусив адреналин скорости, романтики и весны, ни за что – бы на это не согласились. Уж очень все это захватывало дух.
Вот - вот на возвышенности появится их деревня и пора бы уже причаливать, но вот беда, твердые голые берега балки сменились широкими камышовыми зарослями. Там очень тонкий лед, их не выдержит.
Их на льдинах не преодолеть, застрянут и жерди не помогут. Вплавь же в зимней одежде, с полевыми сумками, при такой глубине, быстром течении, заросли не преодолеть.
Оставалось надеяться, что ниже по течению заросли когда-нибуть да и закончатся. Домой еще рано, до родной деревни они домчались за двадцать минут. Только куда их водой теперь занесет?
Неожиданно большая льдина с громким треском раскололась посредине прямо под одним из ребят. Он только успел отбежать в сторону. Затем это начало происходить и с другими, даже свободными от пассажиров льдинами. Лед, плывущий по нагревающейся воде, просто подтаивал и становился тоньше. Он не выдерживал даже собственного веса, дробился на маленькие белые островки. Для ребят дело принимало опасный оборот, так как удерживать равновесие на их уменьшающихся площадях становилось все труднее. В любой момент каждый мог рухнуть в воду.
В шорох льдин, трущихся друг о друга и плеск воды, вкрался новый пугающий звук. Где - то впереди громко шумела вода.
Поток сделал очередной свой поворот среди холмов и горе путешественники увидели узкое место, в котором вода, как живое существо, с угрожающим ревом теснилась в трех узких бетонных проходах. Это был Цементный мост их колхоза.
Мальчики оцепенели от ужаса на своих жалких белых островках. Они поняли, что проплывая под мостом, обязательно окажутся в ледяной бурлящей воде, и если там не захлебнуться, то все равно нет ни одного шанса из нее выбраться. В просвете между серых мостовых опор за ним видны все те же сплошные заросли камыша. А, на мосту нет ни одного человека, кто мог бы им чем-нибудь помочь.
Мишка, читая книги о морских приключениях, не раз встречал в них утверждение о том, что безвыходных положений не бывает. Вопрос лишь в том, как его найти. И больше ничего. В их трагическом случае только и оставалось, что искать то, единственно правильное решение, которое всех спасет.
Мальчишка сбросил с себя охватившее его оцепенение, и глянув на приближающийся мост, прикинул, что его опоры почти полностью под водой и при прохождении льдин под ним, можно попробовать, подпрыгнув дотянуться до плит перекрытий. А, там уж посмотрим, помогут ли им надоевшие упражнения на перекладине во время уроков физкультуры.
Оно, конечно, есть и другие выходы, но искать их времени уже нет, нужно эту его спасительную идею объяснить голосом и жестами приятелям по несчастью.
Но, сколько не жестикулировал он, ребята ничего не поняли. И тогда он, изобразил команду «Делай, как я!» подпрыгнув с вытянутыми вверх руками, уцепился за пролет моста. Металл был холодный, но делать было нечего, нужно было выкарабкаться.
Задыхаясь и дрожа от напряжения, он перевалился через перила моста. Получилось! Но, ведь его приятели слабее его и не смогут без посторонней помощи повторить его трюк. Мишка быстро развязал длинный пояс на своем пальто, связал с брючным ремнем и, сделав на нем петлю, опустил с моста, напротив приближающегося на льдине Семена. Другой конец он привязал к перилам. Тот, сразу сообразив, что нужно делать, в нужный момент подпрыгнул и схватился за спасительный конец. Чуть подтянувшись, вставил стопу в петлю, и, как мог, полез вверх. Еще несколько мгновений и он оказался на мосту. Переведя дыхания, они таким же образом выудили всех остальных своих друзей, с той лишь разницей, что теперь могли их просто вытаскивать наверх. Хорошо, что плыли ребята друг за другом на значительном расстоянии и потому их всех успели по одному вытащить. А, то не миновать беды. Но, все, благодаря их ловкости смелости, обошлось. Даже полевые сумки через плечо с книжками и тетрадками, не пропали и не намокли. Радостные, что остались живыми и невредимыми, уставшие ребята горячо обнялись и поглядели на воду, вытекающую уже из-под моста. Там в бурлящем мутном потоке были видны лишь мелкие обломки льдин и ни одной, на которой можно было - бы плыть. Так что не влезь они только - что на мост, уже не было бы их на белом свете.
Придя домой, Мишка залпом выпил кружку колодезной воды из ведра, стоящего в сенях и бодро прошел на кухню.
Там у печи хозяйничала мать, которая сразу же задала ему массу неприятных вопросов: почему на час раньше пришел со школы, может с урока сбежал, почему такой весь взъерошенный, отчего так подозрительно чисты его сапоги?
И добавила, что нет у него другого выхода, как тут же признаться во всем, потому как, она все равно узнает от его учителя по телефону из конторы колхоза.
Мишка обнял маму за шею, поцеловал в горячую румяную щеку и, закрыв глаза, ответил, что в жизни безвыходных ситуаций не бывает…
Свидетельство о публикации №213080301887