Слово и дело
Слово и дело в единстве ли, нет? Верю, у Бога – едины! У человека за множество лет, ложь вознеслась господином!
Слово намного опережает дело, и предусмотреть, что из того слова получится, стало невозможным. Предсказание – туманно и расплывчато. К слову стали относиться с опаской, анализируя не только то, что данное слово означает, но и с какой интонацией оно произнесено. Началась дифференциация слов на добрые и злые, дозволенные и недозволенные. Дозволенные, произносимые мягко, с придыханием, с растягиванием слова на слоги – уху приятные. Слышишь такие слова, и по телу тепло, нега разливаются, приятная истома тело расслабляет. Хочется слушать и слушать, глаза закрыв, и душою в вечность радостную улетать. И совсем неважно для слушающего, что слова эти, большей частью, лживы, приятны для слуха – и всего-то!
«Ласковое слово и кошке приятно!» – говорят одни.
«От ласкового слова язык не ломается», – говорят другие.
Ну, а со словом правды как? Всякий, говорящий правду, истину несущий – вредный для лжи государевой или для иных, властью облаченных. Враг он, и никаких разговоров! К такому и отношение самое суровое. Не простительно слово праведное!
Вспомните, за что распяли Иисуса Христа. Нет, не за дела земные, а за слово, что нес он людям от отца своего – Бога нашего!
Слово правды для фарисеев страшней крови пролитой. Они разбойника, убийцу, делами своими по локоть руки кровью испачкавшего, простили, а Иисуса, праведника, на казнь позорную отправили. Но не со времен Иисуса преследование слова правдивого началось. Слово лжи во все времена благоденствовало, и до Христа, и после. Только пророки могли обличать людей, погрязших в пороках, менее других опасаясь за жизнь свою. Иудеи, ненавидя пророков, боялись их, поскольку полагали, что те имели прямой контакт с Богом. А шутки с Богом плохи. Когда веру, заповеди данные через Моисея, стали под законы лукавые приспосабливать, все пророки исчезли. Пророк может говорить тогда, когда у него слушатели есть. Шекели и проповеди пророка ничего общего меж собой не имеют.
Смертью своею Иисус приоткрыл заблудшим путь к спасению. Но изменить отношение к слову не мог. Мало того, те, кто нес слова очищения Спасителя, сами пострадали от тех, кто слова истины зубной болью воспринимали.
…Ряды сидений огромного Collisiuma (Колизея) заполнены людьми. Одежда разных фасонов и расцветок, без лент на подоле туник и с лентами, даже пурпурного цвета, вольноотпущенники и сенаторы, тучные тела знатных матрон и крутобедрые гетеры с тонкими осиными талиями, юные римляне с пушком на верхней губе и украшенные рубцами ветераны войн. Кто-то мелкими глотками пьет фалернское, закусывая вялеными фруктами, кто-то грызет жареные орешки, кто-то ест лепешку с медом, а кто-то такую же лепешку с кусками жареной свинины. Люди, болтая о бытовых мелочах, и не думали обсуждать предстоящее зрелище. Пока арена цирка пуста. Вот император подал знак. Открылись двери ведущие из подземелий и служебных помещений. Как всегда, действо открывали два бойца. Один высокий молодой со светлыми волосами, падающими на плечи, на лбу они стянуты роговым обручем. Вооружен он сетью, похожей на ту, которой принято ловить рыбу. Кроме сети, у него в руках бронзовый трезубец на коротком дубовом древке. Одеждой служила короткая, до колен, полотняная туника. От названия сети (ретум) и название бойца – ретиарий. Второй – среднего роста, крепкий, подвижный. Вооружен коротким мечом и небольшим круглым щитом, обтянутым буйволовой кожей. Из такой же кожи, только более толстой были изготовлены и доспехи его. Противники не спешили нападать друг на друга. С одной стороны, следовало прощупать противника, чтобы найти его слабые стороны. Во-вторых, это было все-таки представление, и зрители должны были получить удовольствие от увиденного кровавого зрелища. Противники двигались почти бесшумно, совершая ложные движения, чтобы противник каким-то образом раскрылся. Когда зрители стали проявлять нетерпение, когда со скамей понеслись оскорбительные выкрики, гладиаторы поняли, что пора приступать к решительным действиям, не ожидая, когда специальные служители, вооруженные раскаленными металлическими прутами, заставят сойтись их почти вплотную. Ретиарий внезапно бросил сеть, да так удачно, что противник, запутавшись в ней, упал. Не давая тому возможности рассечь сеть мечом, ретиарий бросился к упавшему гладиатору и занес трезубец. Передние ряды слышали треск распарываемой кожи. Раздался стон и тело гладиатора вытянувшись во весь рост, замерло. Победитель, подняв вверх окровавленный трезубец, медленно обвел ряды зрителей. Взгляд его остановился на императоре. Тот велел наполнить кубок вином и вручить его победителю.
Потом последовал короткий перерыв, во время которого зрители шумно обменивались мнениями о прошедшем бое, а служители убирали арену.
Теперь на сцене было двадцать гладиаторов: десять галлов и десять германцев. Все они были вооружены короткими мечами. Выйдя на сцену, они четким строем повернулись лицом к императору, подняли вверх левую руку и прокричали: «Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»
Современному человеку трудно было бы разобраться в действиях бойцов, мелькали мечи, бойцы временами, казалось, повисают друг на друге, затем расходятся, чтобы вновь сцепиться в смертной схватке. Победили германцы, хотя победителей осталось в живых только трое. На арене в самых разных позах лежали мертвые тела. Их металлическими прутьями служители оттаскивали в темные отверстия подземелий. Теперь перерыв был долгим. Зрители были возбуждены предвкушением кульминационного номера цирковой программы.
Не стану травмировать психику читателя описанием деталей кровавой драмы, когда на группу безоружных людей, состоящих из женщин и мужчин разного возраста, в том числе и детей, была спущена стая голодных львов. Животные, кажется, были подготовлены к действию. Он бросились на людей, хватали их за горло, оттаскивали в сторону, рвали когтями и пожирали куски окровавленного человеческого мяса.
Люди не сопротивлялись. Они молились тому, слово которого несли людям. То была смерть во славу Христову!
Времена шли, менялись нравы, но оставалось негативным отношение к слову истины.
Только теперь уже казнили людей именем Иисуса Христа, забывая, очевидно, что тот призывал к всепрощению. Это стало возможным потому, что властители сами приняли христианскую веру и стали ревностными слугами ее. Теперь все, считающие истиной иное, становились врагами, еретиками. Еретизм не просто требовал к себе внимания, он подлежал искоренению. Не веришь в Господа Христа и деяния его – пожалуй на костер! Веришь во Христа, но по-иному исполняешь священные обряды – пожалуй на костер!
И запылали по всей Европе костры с мучениками, привязанными к столбам, и клубились дымы удушающие, с запахом горелой человеческой плоти. Смолились тела, неся наказание за деяния души, за слова по ее указанию произнесенные крамольные, безбожные. Душа бессмертна – не сжечь ее. Но тело само, без души, не творит зла, за что же истязают его? Боль тела слова истины не рождает! Готово тело оговорить себя, страшась боли. Где же истина, если тело лгало, боясь боли? Достигала ли казнь цели, какую на нее возлагали? Исчезает всеобъемлющая власть церкви над светской властью, легче ли слову от этого становится?
Декабристы, совершившие преступление, осуждены, но более всех пострадал Батенков, дел преступных не совершавший. За что, только за слово, которое ему казалось истиной?
Свергнуты монархи в Германии и России, стало ли слову от этого легче?
Сколько в этих странах пострадало только за слово? Миллионы! Вдумайтесь, миллионы искалеченных судеб только за слово! Таких испытаний, которые вынесли за слово, случайно оброненное, ни одному уголовнику не пришлось пережить.
Реальная власть была до Хрущева не у партийно-советских органов, выполняющих роль надзирателей за народом, а у госбезопасности, милиции, прокуратуры и судов. Вспоминается в связи с этим случай, рассказанный моим другом, военным прокурором Багеровского гарнизона, подполковником юстиции Серовым Петром Михайловичем. Было дело это в 1940 году. Серова направили прокурором в Туркмению. Район по территории огромный, малолюдный. Генеральный прокурор Союза звонит Серову по телефону: «В ваш адрес выслано два автомобиля, по получении – сообщите!» Проходит некоторое время, Вышинский вновь звонит: «Получили?» Прокурор отвечает: «Нет!» Через два часа в его кабинет без стука забежали секретарь райкома партии и предрайисполкома, в один голос кричат: «Забери свои проклятые автомобили!»
Удивительнее всего то, что без всякого участия Петра Михайловича и секретарь райкома, и предрик исчезли. На утро следующего дня ни того, ни другого в районе не было. Куда они делись?..
Мир меняется на глазах и довольно быстро! Говорят, что в лучшую сторону меняется. Только я не верю этому. У нас все так быстро не делается! Не такие мы. В 1998 году Джеффри Сакс, наставник российских «реформаторов» признался: «Мы положили больного (Россию) на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, а у него оказалась другая анатомия». Иными словами: Восток не Запад!
Говорят, у нас сейчас развивается демократия. Но что я слышу? – «Ты не веришь в том, что холокост был – пожалуй в тюрьму! Не веришь в голодомор как геноцид украинского народа? Ату тебя! Ату!.. Взять!»
А пострадали ли те, кто слово использовал для доноса? При царе, тот, который донос учинял, кричал во весь голос: «Слово и дело!»
Его тут же тащили в пыточную, мерами суровых физических воздействий проверяли, стоит ли дело возбуждать? Недаром в прошлом бытовало выражение: «Доносчику – и первый кнут!» В советское время жертвами доносов стали сотни тысяч людей, а доносчики не страдали, мало того, их объявляли патриотами. Донес Павлик Морозов на отца – героем на всю страну стал! Чтобы и остальные предатели родителей знали, что Родина оценит их предательство, их образцом для подражания сделали.
Доносительство стало средством сделать служебную карьеру. 80% всех репрессий в стране, как не велика будь эта цифра, было следствием доносительства.
Не исчезло доносительство и с оккупацией наших территорий немцами. Откуда немцы все знали о нас: кто коммунист, кто еврей, кто красный командир, кто кем работал? Все от тех же, слово, как жало, в ход пускающих.
Свидетельство о публикации №213080300492