Лилия в окопе

    
     Радостные мы с мужем ехали из Мурманска в сухумский санаторий,целые сутки пили с попутчиками пиво с вяленым окунем копченым палтусом(было это 40 лет назад).Я всегда плохо спала в вагонах,а тут мертвецки уснула и проснулась от странного сна.Будто с верхней полки упал мне на голову чемодан,раскрылся и из него посыпались душистые букеты сирени.Я ткнулась носом в цветы,и они зашептали человеческим голосом:"Сегодня ты встретишь того..."-я не разобрала кого.До Москвы мы ехали вдвоем.А в Москве в купе постучали,и в дверь просунулась красивая кудрявая голова с проседью.Волнистая борода,удивительные детские глаза,куча коробок,сумок,авосек,-Куда едем?Отдыхать едем?-тараторил незнакомец,распаковывая свой багаж.Через пять минут мыуже узнали,что попутчика зовут Арсен Мчедлишвили,что по русски его фамилия означает-сын кузнеца.Был он в Москве на ВДНХ,получил там награду за цветы.-Какие цветы?-удивилась я.-Ай дочка хорошие цветы.Приедешь- покажу.У нас опытное цветочное хозяйство.Знаешь как тубероза пахнет?Нет?ФЙ,ай,ай...Около полутора суток мы слушали рассказы о цветах.Мы так првязались к ашему попутчику,что решили остановиться на день на два и посмотреть цветочное царство.Арсен повез нас в горы,недалеко от Сочи.Нас радушно встретила жена Арсена-Натела,маленькая,круглая с огромной косой на затылке.Быстро собрала стол,распрашивала,как нам живется на севере без изабеллы,глициний,платанов и чачи.Удивительный был вечер.Меня все время настораживало что-то.В душе трепетало и екало:вот...сейчас...случится...Хозяева стали показывать мне семейные альбомы.Я с интересом рассматривала пожелтевшие фотографии,и вдруг обомлела:с фотографии на меня смотрела я..сама,с длинной веточкой лилии в руках,в бабушкиных валенках в платке крест-накрест завязанным на спине.Я сидела на руках у солдата,его лицо было невидимым на фотографии.Кругом бойцы веселые смеющиеся.Я молча передала фотографию мужу.Он ахнул-Вот так чудеса!Арсен перегнулся через стол,взглянул на карточку и сказал:-Это в 43 -году В Харьковской области Нас девочка цветами встречала.Такую лилию погубила.Я ей уши хотел надрать!-Так это она!Она-твердил муж,тыкал в меня пальцем и неотрывно всматривался в фотографию.Как он ?-не понял Арсен-Это ты была у меня на рук5ах?!Я молча кивнула головой.-Вай,вай-!Подпрыгнул он на месте.Минут пять мы дергали фотографию друг у друга.Кричали "ура","боже мой","вай",потом чуть поостыв вспомнили морозный,воющий и бухающий март 1943 года....Наши с боем ворвались в деревню и стали окапываться на Кочерге-так-так у 7а именовали в шутку именовали в шутку одну улицу.Снаряды и мины проносились над селом,но никто не прятался,люди выбегали на улицу,обнимались,плакали и смеясь от радости.-Беги Томка на Кочергу,может батько  там воюет-может встретишь.Обвязала чистой тряпочкой кувшин молока.-Потише иди ,а то молоко расплескаешь.Да смотри,будет мина лететь ложись на землю.Вдруг бросилась в другую комнату и через минуту вынесла срезанную лилию.-Отдашь командиру.-сказала бабушка...Свистели пули,противно выли мины,а мне совсем было не страшно.думала ,что сейчас встречу папу напою его молоком.-Куда девочка топаешь с цветком?-спросил меня один боец.-Папу искать,-ответила я-Ну пойдем вместе искать.Мы оказались в окопе.Солдаты окружили меня,тормошили,чтот-то спрашивали,кувшин с молоком пошел из рук в руки Мой цветок ,казалось никто не замечал.Вдруг один боец, с перепачканным сажей лицом,смешно выговаривала слова,закричал:-Зачем цветок погубила?.Он осторожно расправил алые грамофоны лепестков,подул на них,подышал,словно отогревая.-Где рвала?-Зачем Рвала?-снова обратился он ко мне.-Бабушка сказала отдать командиру.Лица солдат стали суровыми.-Лежит Алеша у мостика,-тихо сказал один.Я не поняла кто лежит и зачем.Боец,не выпуская цветка.полез в карман,достал кусочек сахара и положил мне на ладонь.И вдруг со всех сторон потянулись ко мне солдатские руки-кусочки сахара,галеты,пачки пшенной кашии даже трофейная губная гармошка.Я не знала.как мне удержать такое богатство.Кто-то снял шапку сложил туда подарки.Я сидела на коленях у бойца.который взял лилию,и шалая от счастья,держала за щекой кислый леденец.-Садись ребята!Ближе!Увековечим хохлушечку!-крикнул один солдат и стал настраивать аппарат,который напоминал детскую гармошку.Когда собралась домой,черномазый боец мне наказывал:-Береги цветок!Больше никогда не срывай,а то то буду уши крутить!-он смешно вытаращил глаза.И вот снова передо мной Арсен,поседевший солдат,который четверть века над отогревал в своих ладонях срезанный цветок.Рано утром Арсен показал нам плантацию цветов.Они были до того красивы,что их даже сравнить не с чем.
   А конец истории печален.Спустя много лет мы отдыхали в санатории "Чемитоквадже" под Сочи.Позвонили Арсену домой,но встревоженная Натела сказала,что Арсен лежит в Бакулевском институте в Москве,что-то худо с сердцем.В одну из ночей муж разбудил меня и рассказал сон:будто Арсен в белом хитоне и в белых носках несет на своих плечах тяжелый деревянный крест и медленно поднимается к небу.Вернувшись в Москву мы помчались в Бакулевский институт.Арсен сидел на корточках,все такой же красивый,но был очень бледен,руку держал на левой груди.Страшно обрадолся к нам.Обнимая его,я нечаянно сломала ветку гвоздики,принесенную ему.Арсен опечалился.-Дурная примета,-тихо сказал он....Операция была сложной.Делал ее Покровский.Арсен не проснулся от наркоза.Каждый год мы бываем в сочинском поселке и несем к памятнику Арсена его любимые цветы.


Рецензии
Здравствуйте, Виталий!
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас на страницы Международного Фонда ВСМ:
http://proza.ru/avtor/velstran12
http://proza.ru/avtor/velstran
Будем рады Вашему участию в Конкурсах и другой деятельности Фонда. См. Путеводитель по Конкурсам:http://proza.ru/2011/02/27/607
Желаем удачи.
С уважением

Международный Фонд Всм   05.12.2013 17:45     Заявить о нарушении