Истинный Бог в душе IV

IV

      "Религии — все до одной — нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы".
                Ги де Мопассан

Данная часть статьи публикуется в сокращении.

Учитывая вышеизложенное можно подобраться к выводу, что в разбираемом вопросе имеет право на существование некая третья позиция. Ниже она будет изложена по возможности подробнее.

Пока не уверены в этом, но вероятно такая позиция должна иметь свойства психологического характера, поскольку сам вопрос отнесен многими исследователями к внутреннему миру человека.

В некотором роде вопрос соотношения личной и общественной фантазии будет иметь значение рабочего поля для наших рассуждений. Этот упрощенный пример является сравнительным объектом для сравнения обоих установок, требующих разъяснения. Различия и характерные особенности каждой из систем помогут нам в достижении искомых результатов.

Ощущаемое на духовном уровне приближение к познанию указанной позиции обоих оппонентов, как субъекта (личность), так и объекта (общество), возможно, является основанием в истинности собственных предположений, или фантазий. Такую позицию возможно соотнести с психологической истиной. Если быть более точнее, такая истина сопоставима с осознанием бессознательного материала, иначе перевод бессознательного на язык сознания. Впрочем именно тут нас ожидает первое разочарование, поскольку часто сознание не способно принять информацию бессознательного. 

В направлении такого осознания представляется, что основным камнем преткновения в рассматриваемой психологической задачи выражения «Бог находится в душе человека» состоит в противоречии внутренних ощущений и внешних представлений о едином представляемом объекте. Складывается впечатление, что в данном случае индивидуум как субъект и общество как объект имеют различное представление, иначе фантазии, об одном образе.
 
Интересно найти в имеющемся багаже знаний человечества информацию, которая может помочь в рассмотрении интересующей нас позиции личной и общественной фантазии.

В нашем случае пробный анализ указанных противоречий двух фантазий, выражающийся в определении «Бог находится в душе человека», намечено проводить относительно выбранной известной позиции, отчасти недооцененной. С нашей точки зрения такая позиция наиболее подходит для подобной цели. Возможные ошибки конечно можно связать с выбранным ходом мыслей, хотя другие варианты никак не подойдут ближе к рассматриваемому вопросу.

Выбранная позиция обоснованно принимается за аксиому. Согласимся, что возможно она сконструирована, но это не причина к недоверию. Многие мыслители вообще доверяются собственным ощущениям, иначе полету фантазии. Порой мысленные построения, опирающиеся на разбросанные частичные данные различных направлений, могут оказаться единственно верным путем в исследовании запутанных в психологическом плане религиозных представлений.

Вероятно нами принято ошибочное решение, но для признания этого необходимо доказать ложность самой аксиомы. Кроме этого, применение данной исходной точки показывает множество интересных предположений, отвечающих другим представлениям.

Извинением нам может послужить то, что некоторые мыслители совершенно не пользуются какими либо научными теоремами, надеясь лишь на свои собственные ощущения.

Соответственно, интересные по другим причинам мнения религиозных мыслителей не отвечают определенным научным требованиям и носят характер представлений о мудрости.
Итак, попробуем приступить к нашему психологическому вопросу.

Поверхностный взгляд, брошенный на выражение «Бог находится в душе человека» как на фантазию не оставляет сомнений в простом понимании. Очевидно, загадка данного выражения скрыта в недрах человеческой психики. Не будет преувеличением сказать, что примечательным образом приведенная фантазия приходит с любопытным постоянством многим индивидуумам и в различные эпохи. Складывается впечатление, что данная фантазия, как личная, так и общественная, имеет более глубокие корни. Должно быть нечто общее, что связывает личность и общества как инициаторов фантазий. 

Возможно, в этом должна скрываться интересующая нас универсальная частичка истины.

При верности выбранных исходных предположений надеемся на обнаружение интересующей общей черты в субъекте (высказывающаяся личность) и объекте (общество, принимающее высказывание). Такая общая платформа, отвечающая за возникновение личных и общественных фантазий, должна пролить свет на понимание личного и общественного отношения к религиозному образу Бога.

Иными словами мы стремимся к тому, чтобы доказать или опровергнуть значение существующего выражения «Бог находится в душе человека». Думается двойной вопрос проще решить по частям, а затем сопоставить результаты. Удовлетворяющие обоим выводы будут носить характер истины.

Упростим ситуацию и предположим, что истину в рассматриваемом конфликте принимает один из оппонентов, допустим субъект (личность). В таком случае реальному положению вещей оказывается ближе личная фантазия. Иными словами выражение «Бог находится в душе человека» оправдано, но пока неизвестны причины этого. Соответственно, массовое религиозное представление о Боге расценивается как общественное заблуждение, противоречащих причин которому массы всегда способны обосновать. Такой подход к проблеме явно не удовлетворяет религиозно настроенные массы.

Другая сторона показывает, что истина принадлежит общественной фантазии. Она утверждает в целях познания истинного Бога обязательное посещение церкви и исполнения древних магических ритуалов, к примеру, молитвы. В данном случае личная фантазия, по мнению общества, приобретает болезненное значение бреда величия. В отличие от первого исхода подобный вердикт единственно верный для отцов церкви.

Сознаемся, что имеющиеся научные позиции, к которым склоняется наше мышление, представляет нарисованную поверхностную картину несколько в ином свете. Согласно именно психологическому учению, о чем упоминалось, личная и общественная фантазии в различной степени ошибаются по отношению к истинному положению вещей. Это говорит о том, что в сущности ошибается и субъект и объект. Остается найти ошибки каждого и возможно перед нами предстанет картина, близкая к истине.

Согласно наработанным гипотезам, со временем формирующихся в единую систему, в прорывающемся сквозь мифологию религиозного мировоззрения общества личном представлении можно усмотреть завуалированный намек на истину. К сожалению, в силу особенностей работы нашего разума индивид не всегда способен осознать близость ощущаемой истины. Именно такое непонимание направляет внутреннюю энергию индивидуума в отвлеченное русло возвышенной философии.

Непонимание рождает повышенную философскую духовность, о чем говорили многие известные люди.

Определив нужные в дальнейшем исходные позиции, вспомним некоторые вышеизложенные выводы.

Итак, определение личных (Я) и общественных (сумма Я) фантазий направляет решение проблемы выражения «Бог находится в душе человека» в психологическое поле.

Это естественно, поскольку фантазии, представления и ощущения, возможно, отнести к духовным проявлениям психического аппарата человека.
                ...

                Продолжение следует ...


Рецензии