Мамины слова, вятские слова, теперь и мои

МАМИНЫ СЛОВА

Иногда в своей речи я употребляю вдруг слова, вызывающие недоумение или улыбку у окружающих. Эти слова для меня как бы всплывают из моего подсознания. И они приятны мне. Только всегда жалею, что случается такое с каждым годом все реже и реже. Я называю эти слова – мамиными. Мама часто их употребляла, говорила. Но конечно, они не собственно мамины, они – юрьянские слова, вятские даже. И думаю, их в вятском крае часто можно услышать и сейчас. Но вот только не езжу я туда, из-за моего нездоровья. И давно уже нет мамы. Юрья - моя родина.

Должен сказать, что, когда мои дочери были еще малы, я сознательно в разговорах с ними употреблял эти мамины слова. Надеясь, что они займут какое-то место в дочериных словарях, в их разговорной речи. Но моих усилий оказалось недостаточно. Наверное, нужно, чтобы вокруг все так говорили. Ну, а вдруг эти слова тоже когда-нибудь всплывут из их подсознания, и они их произнесут, употребят. А, может, это и не нужно. Или нужно, пока я жив, и мне приятно их услышать.

В память о маме мне хочется здесь произнести эти слова, те, которые я еще не забыл. И, запечатлев их на бумаге, думаю, надеюсь, не дам им исчезнуть, позабыться.

БЕЖАТЬ ЧИРКОМ. Речь идет о довольно сильном поступлении, струе жидкости, воды. Чаще всего это поступление не желательное.

ВТОКИ. Штаны или их часть сзади между ног, все это сшито не красиво, обвисает.

ВЕНЬГАТЬ. Плакать, ныть, чаще всего используется, когда речь идет о детях.

ВЕРЮХАТЬ. Нервно толкать, дергать что либо. Не аккуратно, не красиво резать хлеб или ломать его.

КАРАПУЛЯ, Небольшая посудина для кормления кошки, собаки.

ЗАВИТИ. Запястья рук. Когда мои дети были маленькие, я им часто говорил, когда они умывались: «Завити хорошо мойте!». Да и сейчас, когда они приезжают в гости, я могу так сказать. Улыбнувшись при этом.

КУРЖЕВИНА. Изморозь в холодное время года в местах выхода тепла в жилищах, например, между бревен в избах при плохой конопатке, изнутри жилища.

КУЛЕМКАТЬ. Что-либо сделать или делать не квалифицированно, не качественно.

КУЧКАТЬСЯ. Что-либо делать очень медленно, иногда и не квалифицированно, не качественно.

НАСДУХАТЬ. Побить не очень сильно, чаще всего применимо, если побить, наказать своего ребенка.

ПОКОЛИ. Конечности человека. Называют так руки, ноги, если сердятся на человека и хотят его обидеть, унизить: «Убери свои поколи!»

ПОВОРИНКИ. Длинные брусья, жерди, ограничивающие перемещения, предохраняющие от падения, обычно не очень прочной конструкции.

ПОДНОРАВЛИВАТЬ. Приспосабливаться друг к другу при общении или при физической совместной работе, при выполнении какого-то совмещения и т. п.

ПРИГОИТЬ. Приберечь что-либо на всякий случай.

СБОРОВИТЬ. Помять, скомкать что-либо, чаще всего то, что постлано на полу: «Весь половик сборовил!»

СМЕКАТЬ. Следить за чем-либо, ожидая свершения какого-то события: «Посмекай, пожалуйста, когда привезут хлеб в магазин!»

С ВЫДАЧИ ДАВАТЬ. Давать ограниченное количество, а не сколько хочется.

УРОСИТЬ. Капризничать, показывать какую-то прихоть.

ДЕЛАТЬ ЧИНОМ. Делать хорошо, основательно.

ЖУЛЯБА. Мягкое, почти ласкательное, нарицательное обзывание человека за какой-то проступок: «Жуляба ты моя!».

РЮХАТЬ. Отвечать на какой-либо вопрос или говорить грубо, капризно, пренебрежительно.

МЫРКАТЬ. Примерно то же, что и «уросить».

ЧУПЕТКО В слове подразумевается доброе существо из мира домовых, гномов и т.п. Этим же словом можно любовно назвать ребенка, да и взрослого человека, если тот из-за усердия в каком-либо деле выпачкался, выглядит чумазым, растрепанным. «Чупетко ты мой!», - называла часто мама моего младшего брата.


Рецензии