5 а-2 Из новой книги

5 а-2 Из новой книги П.Краснощеков.

                НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
   В сентябре 1947 года Майя целую неделю училась в первом классе. В школе ей очень нравилось учиться, учительница её хвалила за прилежание, за сообразительность, но потом выяснилось, что ей ещё нет семи лет, и Майю отправили домой, не хватило до семи лет всего 18 дней. Рёву было - на целую неделю, мать как могла, успокаивала её.
- Что ты плачешь, доченька, ведь ты со своими друзьями на следующий год вместе пойдёшь в школу. Погуляй ещё годок, подрасти.

   Пришлось Майе ждать 1948 года, чтобы вместе с друзьями по улице идти в первый класс.
Начальные классы восьмилетней школы располагались в разных местах Быково, некоторые классы были малокомплектными. Майя училась в школе расположенной в доме раскулаченного крестьянина, все четыре класса были полнокомплектными, но небольшими, по пятнадцать – двадцать учеников.
   
   Сам дом находился в центре Быково, в загороженном дворе клуба, в котором проходили по вечерам кинофильмы, концерты художественной самодеятельности, а по субботам после кинофильмов были танцы до позднего вечера. В этом доме были две классных комнаты и маленькая жилая комната для семьи учителя. Заниматься приходилось в две смены, первую смену учились первый и второй класс, а во вторую занимались третий и четвёртый класс. Майя с друзьями попали учиться к Зинаиде Дмитриевне Чупрына, она сразу же очаровала ребят своей душевностью и добротой и красотой. Учительница для первоклашек была «небожителем». Высокая, как им тогда казалось, молодая женщина, темноволосая с аккуратной удлинённой причёской, с большими карими и очень добрыми, весёлыми  глазами. Её весёленькое  цветастое светлое платье с белым воротничком зимой сменялось  тёмно-синее платье, но опять же, с неизменным красивым белым воротничком. Самим своим видом Зинаида Дмитриевна, да все учители восьмилетней школы, прививали ученикам аккуратность, чистоту, порядок в одежде, причёске учеников. В классе, на случай оторванной пуговицы или разорванной одежды ученика, была приготовлена «аптечка» для ремонта одежды – иголка и разноцветные нитки с ножницами и расчёской для волос. На первых же классных часах она обучала учеников ремонту своей одежды, уходу за ногтями, своей прической.
    
   Учительница стала для ребят второй мамой, ребята иногда в первом классе в разговоре, испытывая трудности в произношении имени и отчества учительницы, оговаривались и называли её просто мамой.
 
   Зинаида Дмитриевна с первых школьных дней стала готовить первоклашек к вступлению в детскую общественную организацию «Октябрята».

   Надолго запомнились её беседы о доброте и любви к людям, оказанию помощи младшим и старикам. Учитель использовала разнообразные поручения, чтобы сделать жизнь класса интересной и увлекательной. Это Зинаида Дмитриевна придумала чередование традиционных поручений. Обычно санитара класса, политинформатора, редактора,  цветовода избирают на весь год, а она предложила чередовать поручения  по неделям. Так, будучи санитарами, дети требуют от других чистоты и порядка, но сами в это же время подчиняются дежурным, библиотекарям. Таким образом, дети постоянно упражняются и выступают одновременно в роли организаторов и исполнителей. Индивидуальный способ особенно  хорош в небольшом классе, в малокомплектной школе, или в малочисленных классах, где хорошо  видна работа каждого ученика.
   
   Дежурные дежурят по классу, поддерживают в нем чистоту и порядок, заботятся о порядке на переменах и после уроков.
   
   Санитары заботятся о внешнем виде учащихся, о чистоте рук и ногтей; учатся оказывать простейшую медицинскую помощь; ведут санитарный лист в классном уголке, подводят итоги соревнования, вручают вымпел за чистоту ряда, парты, класса.
   
    Библиотекари заботятся о сохранности учебников, держат связь со школьной библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, ведут «книжную больничку», собирают и используют классную библиотечку, устраивают книжные выставки на уроках внеклассного чтения.
   
   Цветоводы ухаживают за комнатными растениями, они рассказывают о любопытных фактах, явлениях природы. Ведут рубрику в классном уголке «Друзья природы», ведут календарь погоды, а ещё они знакомят товарищей с природоведческими журналами и статьями.
   
    Редакторы выпускают стенную газету с различным страничками: «События в мире», «Новости культуры», «Спортивная», «Тайны вокруг нас».
   
    Всё это поддерживало в ребятах стремление к самостоятельности, подготавливало их к вступлению в детскую организацию.
   
   Зинаида Дмитриевна проводила классные часы, на которых учила первоклашек общению со сверстниками, с родителями, старшими и младшими членами семьи, с педагогами. Она рассказывала о культуре поведения в школе, на улице, в общественных местах. Приучала к дисциплине через изучение правил школьной жизни. Ребята старались хорошо учиться, дружить, помогать друг другу, принимали активное участие в жизни класса,  готовились вступать в октябрята.
   
   В учёбе, в делах незаметно подошёл апрель, а с ним на общешкольном сборе пионеров приём первоклашек в октябрята с вручением заветного нагрудного октябрятского значка и отрядного вымпела. Заранее выучили отрядную речёвку.

«Октябрята – дружные ребята,
Вместе пляшут и поют,
Вместе весело живут!»
Выбрали себе девиз: «Один за всех, и все за одного!».
 
   Они ОКТЯБРЯТА! На груди у них красная пятиконечная звездочка с барельефом маленького Ленина, а у командира в руке отрядный вымпел. Это честь и гордость каждой девчонки и мальчишки, теперь они в ответе не только за себя, но и за всех в отряде. Дружба, помощь в учёбе, всегда быть вместе – так записано в отрядной речёвке и девизе отряда, так учит их любимая Зинаида Дмитриевна!

Октябрята торжественно обещали:
«Клянусь беречь добро и красоту,
Загородить дорогу низости и злу.
Страданья в мир не приносить,
Учиться Человеком быть!»

   Ребята до середины второго класса и не подозревали, что их Зинаида Дмитриевна живёт здесь же, в маленькой комнате с двумя сыновьями, если бы не случай. А дело было так: в начале декабря их любимая учительница простудилась и слегла. В класс на подмену пришёл Иван Иванович. Ребята посчитали предательством учиться у Иван Ивановича, и демонстративно шумели на уроках. На второй день и вовсе полкласса ушло на Волгу. Волгу как раз мороз сковал молодым ледком, лёд был прозрачным, и кататься на нём было одно удовольствие. Вдруг на высоком берегу появился дежурный класса и сообщил:
- Зинаида Дмитриевна просит вас прийти в класс, - и убежал назад в школу.
- Ура-а, наша взяла, Зинаида Дмитриевна вернулась!
Они бегом прибежали в класс, но их встретил только Иван Иванович.
- Ребята, вас приглашает к себе домой Зинаида Дмитриевна, вот список актива класса: Захаров Вова, Гущина Майя, Бугаёва Надя , - и повёл их в учительскую квартиру в этом же здании. Он впустил их в комнату, где жила с сыновьями  любимая Зинаида Дмитриевна, а сам ушёл в класс. Наступила тягостная тишина. Зинаида Дмитриевна лежала в постели, с укутанным горлом, на тумбочке в стакане лежал градусник, здесь же лежали конвертики с лекарством в порошках. В сторонке на стульчике за столом с нашими ещё не проверенными тетрадками сидел и тихо листал книгу с картинками младший сын Витя, иногда, как им показалось, с ехидной улыбкой поглядывая на ребят. На стенке громко тикали и водили своими неугомонными кошачьими глазками настенные часики, да грузик в форме длинной еловой шишки медленно опускался на цепи.
   
   Наконец, Зинаида Дмитриевна тихо почти, шёпотом, начала говорить. Временами она останавливалась, видимо собираясь с силами, а может для того, чтобы мы хорошо уяснили сказанное. 
- Ребята, что же вы меня подводите, мне стыдно за вас перед Иваном Ивановичем, он согласился меня подменить на время болезни, а вы так себя ведёте. Нехорошо. Меня ещё четыре дня не будет, так сказал врач, а вы передадите классу, чтобы вели себя хорошо и извинились перед Иваном Ивановичем. Пожалуйста, не подводите меня. Договорились? Вот и хорошо, а теперь идите в класс и учитесь так же хорошо, как и со мной.
Во втором и в третьем классах жизнь стала ещё активнее, интереснее. Подготовка сборов отряда, их проведение, совместное чтение вслух любимых книг, инсценировка всем известных сказок. Осенью класс был украшен осенними цветами и красивыми жёлтыми и красными листьям, которые мы собирали в нашем Тулупном лесу на  экскурсии.

   Подготовка класса к Новом Году вылилась в организацию мастерской «Деда Мороза», где задолго до нового года мастерились ёлочные игрушки, снежинки и украшения класса.
В четвёртом классе стали готовиться к приёму в пионеры, уже выбрали и выучили наизусть речёвку будущего пионерского отряда.

   Но особенно радовались ребята, когда к ним приходил вожатый из шестого класса, его так и звали «товарищ Толя».  Он научил ребят играть в шашки и шахматы, а как зачарованно загорались глазки у октябрят, когда он рассказывал о походах с пионерскими кострами и пионерскими песнями. А «товарищ Валя» из того же класса учила их петь пионерские песни, танцевать, вышивать гладью и крестиком. В апреле на день пионерии Майе и её друзьям торжественно повязали красные яркие галстуки – частичку красного знамени. Как же они тогда гордились своим галстуком, но он и обязывал ко многому, с особым проникновением декламировали стихи о галстуке.

…Как повяжешь галстук – береги его,
Он ведь с красным знаменем цвета одного…

   На всю жизнь запомнились октябрятские речёвки, пионерские песни у костра и даже слова Торжественного обещания, которое давали они "вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации перед лицом своих товарищей". И что самое удивительное, тогда эти слова произносились на полном серьезе и даже со слезами восторга на глазах и запомнились они на всю жизнь!  Я, Гущина Маиса, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза. Звонко звучал детский голос во дворе школы, при развевающемся на весеннем ветерке дружинном пионерском знамени, при построенных в каре всего школьного коллектива учащихся, учителей и гостей школы. Многие мужчины были с орденами и медалями, полученные на фронте.

   Перед ними стояли живые герои войны, с которых можно было брать примеры служения Отчизне, готовности к самопожертвованию во имя Родины. Это один из первых пионеров Быково, а сейчас председатель колхоза имени Ленина капитан в отставке Иван Павлович Куракин. На его широкой груди красовались орден Александра Невского, два ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны. Рядом с ним стоит с боевыми орденом и медалями директор школы Иван Кузьмич Луконин, чуть в стороне стоят с орденами на груди Василий Иванович Дементьев, Николай Иванович Малышев.
 
      Да-а, перед ними стоят живые герои войны, живая история, им есть на кого равняться, им есть с кого брать пример, им есть кем гордиться!
 
   Многие Майины друзья окончили начальную школу с отметками «5» и были переведены в пятый класс семилетней школы, что стояла на Васькином озере.

   У них будут новые учителя, но Зинаида Дмитриевна Чупрына всегда будет в их сердце первым УЧИТЕЛЕМ, которая научила читать, считать и писать, ввела их в мир знаний! Научила отличать добро от зла, дружбу от предательства, распознавать, что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО!   
                *           *          *

Продолжение в 5 б


Рецензии