1. 100 Владимир Алексеевич Чивилихин

Владимир Алексеевич Чивилихин
(1928—1984)


Нынче критики любят порассуждать не только на предмет чего бы покушать, но и кого бы из «совковых» писателей съесть, а в качестве острой приправы у них идет словцо «дискурс». Поскольку этого слова в лексиконе советских писателей (до-постмодернистов) не было, то вроде как не было и самих писателей.

Таких, например, как Владимир Чивилихин с его неподъемной «Памятью» (не обществом, а романом-эссе). Согласно этому дискурсу Чивилихина можно вычеркнуть не только из энциклопедий, но и из народной памяти, или, на крайний случай, задвинуть его в разряд «железнодорожных писателей». (Очевидно, поближе к другим «железнодорожникам» — Н.Г. Гарину-Михайловскому и А.П. Платонову? Если так, то ему там самое место).

«Вы думали когда-нибудь о том, дорогой читатель, как цепко сидит в нас все прошлое, сделавшее нас тем, что мы есть?», — спрашивает в «Памяти» автор, заодно давая ответ, почему и его критики стали тем, что они есть.

На сайте http://lib.aldebaran.ru можно найти полемику двух читателей, один из которых утверждает, что «Память» — «типичный СССР-овский соцзаказ», а второй возражает ему: «Соцзаказы не пишут по 15 лет, переписывая и отшлифовывая некоторые вещи по нескольку раз — заказуху пишут легко и главное быстро; «Память» же так не писали. Читайте, благо отдельные участки эссе просто превосходны, а вставки художественного, романного текста про Субудая так и вообще на две головы лучше всех современных альтернативщиков и русопятых фентезийщиков класса М. Семеновой. Добротнее, человечнее, просто красивее слогом». Очевидно, не надо говорить, на чьей стороне истина.

Будущий писатель родился 7 марта 1928 г. в г. Мариинске Кемеровской области в семье главного кондуктора товарных поездов Алексея Ивановича Чивилихина. Через год семья перебралась на станцию Тайга (на Транссибе). Мальчик самостоятельно постиг грамоту; первое, что он прочел, была газета «Гудок», после которой он «пожирал глазами все буквенное». Когда Володе было 9 лет, отец трагически погиб, и на хрупких плечах его матушки Аграфены Тихоновны оказались трое несовершеннолетних детей, бабушка, старшая дочь с двумя малолетними детьми и приемная девочка-сиротка. Жили в ужасающей нужде.

После семилетки, которую Володя окончил с похвальной грамотой, подросток поступил в Тайгинский техникум паровозного хозяйства.

«Война запомнилась мне больше работой, чем учебой, — писал Чивилихин. — Надо было и огород копать, и сено косить, и дрова пилить, и стайку чистить, а техникум куда нас только не «бросал». На снегоборьбу, где мы непременно обмораживались, в шахты Анжеро-Судженска — наваливать на ленту уголь, на картошку в подсобное хозяйство, в депо, где мы катали паровозные скаты и тянули дышла. Как тянули, не знаю…».

Параллельно Владимир работал учеником слесаря, кочегаром, помощником машиниста, а по окончании учебы — техником, мастером, преподавателем в железнодорожном училище в г. Узловая. Кочегар едва не погиб, когда ему переходной площадкой тендера зажало ногу. Для Чивилихина, получившего такую трудовую и жизненную закалку, самым важным в жизни и творчестве стал человек трудового и военного подвига. А не секрет, что писать о подвиге — тоже подвиг, литературный. (Вспомните роман «Как закалялась сталь» Н. Островского).

После войны семья переехала в Чернигов, где Владимир работал в бригадах по восстановлению разрушенного войной города. В свободные часы юноша читал запоем все, что можно было прочесть, для местных газет писал корреспонденции и очерки.

В 1949 г., выдержав конкурс 12 человек на место, Владимир поступил на филологический факультет МГУ на отделение журналистики. Получив красный диплом, Чивилихин 10 лет работал в «Комсомольской правде» литературным сотрудником, заместителем ответственного секретаря, редактором отдела литературы и искусства. В 1961 г. стал членом Союза писателей СССР. Своим учителем в литературе писатель считал Л. Леонова.

Первой книгой Чивилихина стала «Живая сила» (1957) — о заполярных железнодорожниках и лесоводах, занимавшихся насаждением в тундре защитных лесополос вдоль железнодорожной трассы. Владимир Алексеевич в свой зимний отпуск специально поехал на Север, чтобы на месте при 50-градусном морозе узнать нюансы заполярной жизни.

Чивилихин был очеркистом Божьей милостью и зрил в корень всех проблем. В книге «Любит ли она тебя?» (1968) писатель спрашивал: «Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? — вот как стоит ныне вопрос».

Несколько ярких документальных повестей Чивилихина: «Серебряные рельсы» (о погибшей в Восточном Саяне в 1942 г. экспедиции геологов во главе с А. Кошурниковым, занятой изысканиями трассы железной дороги Абакан — Тайшет), «Здравствуйте, мама!» и др. — принесли писателю известность.

Одним из первых Чивилихин повел борьбу за Байкал, опубликовав в 1963 г. в журнале «Октябрь» статью «Светлое око Сибири», в которой страстно доказывал вред от строительства на берегу озера целлюлозно-бумажного комбината. Много споров в обществе вызвали публицистические очерки писателя «Месяц в Кедрограде», «О чем шумят русские леса?», «Земля в беде», «Шведские остановки».

В художественных повестях, написанных в 1960-е гг. и удостоенных премии Ленинского комсомола, писатель также не ушел от правды документа: «Про Клаву Иванову», «Елки-моталки», «Над уровнем моря», «Пестрый камень».

Чивилихин много сил положил на разработку и «пробивание» предложений о создании кедрового питомника в Сибири, Института природы в Брянске, лаборатории по комплексному изучению научных и прикладных проблем использования кедровых лесов в Томске; он стоял также в авангарде тех, кто искренне верил (и боролся за это), что «после сохранения мира на земле важнейшей заботой человечества становится рациональное использование и приумножение природных богатств».

В начале 1970-х годов писатель стал собирать материал к роману о Запсибе «Дорога», но в процессе работы над книгой у него возникла идея грандиозной, «чудовищно трудоемкой, обильной по материалу» «Памяти».

Этот труд, будто специально созданный на излете советской эпохи, увековечил советское время и советских людей не самих по себе, а в контексте неразрывной российской истории, всех ее узловых событий — так, что их теперь трудно выдрать из памяти потомков. «Душа горит, сколько за два века наворочено предвзятого и ложного, используемого даже сегодня в целях борьбы с моим народом», — писал Чивилихин, создавая литературный памятник России.

«Память» стала не только путешествием в прошлое, но и дорогой в будущее, на которую могут вступить потомки, если, конечно, не заблудятся в поисках «других путей». Неотделимость в писателе очеркиста от историка, эколога от публициста, эссеиста от романиста и позволили Чивилихину создать эту книгу. Он закончил ее за несколько дней до смерти — успел сберечь память о тех, кто трудами своими создавал великое наше Отечество.

Скончался писатель 9 июня 1984 г. в Москве, где и похоронен.

В 1977 г. Чивилихину была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького за книгу «По городам и весям»; в 1982 г. — Государственная премия СССР за «Память». Писатель награжден орденом «Знак почета», медалью «За трудовое отличие».

P.S. А что же потомки? Как у них с памятью?

Елена Владимировна Чивилихина — жена покойного писателя два года назад с горечью призналась: «Порой опускаются руки: кажется, что Чивилихин сейчас не нужен. Ни с кем не общаюсь — боюсь навязывать людям прошлое, которым живу».

Полноте, Елена Владимировна!

Это прошлое не надо никому навязывать, оно сидит в нас, и никуда ему оттуда не деться. А залогом тому — «Память» Вашего мужа, потрясающая энциклопедия событий, характеров, судеб.

По одной этой книге можно узнать о России практически всё. Узнать и — не забыть.

Вот крохотный «проходной» эпизод из записок Владимира Алексеевича о восстановлении разрушенного войной Чернигова.

«Вспоминаю своего тщедушного бригадира — чернявого, с усиками, в армейских галифе и видавших виды сапогах, в добела выцветшей гимнастерке, на которой темными пятнами проступали! следы от погон и медалей. Мы не знали его фамилии, звали за глаза странным именем-кличкой Стройся.

Как-то вернулся он, помню, с обеда совсем пьяный, хлебнув, очевидно, тройного одеколону или какого другого заменителя. Это было страшно. Стоял, пошатываясь, у разрушенной стены, бледный, с полуопущенными дрожащими веками. Потом вдруг выпрямился, открыл мутные, невидящие глаза и оглушительно, протяжно закричал:

— Ди-ви-зи-я-а-а-а!

Я с ужасом смотрел на него.

— Стройся!

Он выдержал паузу, поводил головой туда-сюда! и скомандовал:

— Ррравняйсь!.. Смирно!

Снова обвел полубезумным взглядом воображаемый строй, тихо, обыкновенным усталым голосом произнес «вольно» и сразу обмяк, сник, опустился на камни. Кто-то из приятелей помог ему подняться и увел домой. Такое повторялось не раз и не два, но я все никак не мог привыкнуть и начал убегать от его команд за руины: Иногда во время работы он бледнел, оседал на кирпич и, морщась и скрипя зубами, сжимал руками голову. Когда отпускало, Стройся сворачивал цигарку из крепчайшего самосада-зеленухи, сквозь дым рассматривал бесконечные руины и говорил больше, помню, удивленно, чем злобно:

— Что понаделали! А? Подчистую! А? Всю Германию прошел до самого ихнего Берлина. Ему, проклятому, тоже, конешно, досталось от боев, только такого там нигде нету, чтоб все подряд… Стройся!»


Рецензии
Для меня Чивилихин, это прежде всего его "Память". Я, даже в Израиль привез всю подборку "Роман-газет" с этим романом.
Из Вашей миниатюры, дорогой Виорель, узнал о нем много интересного, за что очень благодарен.
С теплом, Зиновий

Зиновий Бекман   27.07.2017 22:30     Заявить о нарушении
Редкая книга Уникальная даже. Других таких ведь и нет.
Спасибо, дорогой Зиновий!
Здоровья и душевного спокойствия!
Виорэль.

Виорэль Ломов   31.08.2017 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.