Дорога к Холокосту. Общеевропейский антисемитизм
Но начну я с того, что отмечу крайнюю некорректность этого мировоззрения (в частности, на ошибочность исходных предпосылок). Антисемиты (юдофобы, евреененавистники) во-первых, совершенно неверно отождествляют еврейскую национальность и еврейское вероисповедование. Иными словами, ставят знак равенства между евреями и иудеями. На самом же деле есть евреи по крови, не являющиеся иудеями по вероисповеданию. Есть евреи-атеисты, евреи-агностики, евреи-язычники (New Age и всё такое), евреи-христиане и даже (!) евреи-мусульмане.
Во-вторых, юдофобы наделяют всех без исключения евреев по национальности одним и тем же менталитетом. Игнорируя и неизбежные классовые различия (в той же веймарской республике менталитет еврейских «высшего общества», среднего класса и бедноты отличался очень и очень сильно) и отношение к окружающей среде (среди евреев есть как сторонники самоизоляции, так и ассимиляции), и отношение к Израилю (принципиальные отличия между сионистами и сторонниками диаспоры).
И крайнюю неоднородность менталитета даже в одной социальной группе (есть даже известная еврейская поговорка – «два еврея – три мнения»). На самом же деле, в силу того, что еврейский народ почти две тысячи лет был разбросан «по городам и весям», на свете нет более неоднородного по менталитету народа, чем еврейский. Есть очень любопытная книга на эту тему (еврейского историка Шломо Занда, надо отметить). Под характерным названием «Кто и как изобрёл еврейский народ»…
В общем, в головах антисемитов царит редкостная каша из стереотипов. Которая мало соответствует реальности. Но поскольку «восприятие реальности есть единственная реальность», придётся в этой каше основательно разобраться. Тем более, что эта каша действительно стала отправной точкой процесса, завершившегося Холокостом.
Антисемитизм дохристианской эпохи
Антисемитизм появился почти одновременно с появлением еврейского народа. Точнее, с появлением у еврейского народа Ветхого Завета с Богом Яхве. Которое было окончательно оформлено в Пятикнижии Моисея (ставшим основой первой полностью монотеистической религии - иудаизма).
Одним из основных принципов этой веры является утверждение евреев о том, что у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести определённые Божественные истины до всего человечества и через это помочь всем людям приблизиться к Богу (в конечном итоге обрести Спасение). Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему определённый набор обязательных к соблюдению заповедей. Что для любого христианина есть, разумеется, чистая правда (другое дело, что концепция избранного народа в христианстве принципиально иная).
Другим важным принципом является учение о Машиахе. Мессии. Спасителе. Согласно этому учению, в конце времён на Землю придёт Мессия, который станет лидером («царём») еврейского народа (а еврейский народ, в свою очередь – лидером всех прочих народов). Мессия принесёт еврейскому народу политическое освобождение, а всем народам (включая еврейский) свободу от греха.
Произойдёт спонтанная трансформация человеческой цивилизации и воскрешение мёртвых после чего на Земле установится идеальное общество (Царство Божие). Царство мира, гармонии и счастья - «И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать» (Ис.2:4).
Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы (заповедям Божьим). Синергия духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством. Под духовным руководством еврейского народа, разумеется.
Очевидно, что оба этих принципа вызвали (и продолжают вызывать), мягко говоря, весьма негативную реакцию всех прочих народов. Претензии еврейского народа на избранность и исключительность (пусть сколь угодно обоснованные) воспринимались и воспринимаются как оскорбление (зачастую – весьма тяжкое).
Особенно с учётом того, что евреи – в полном соответствии с заповедями Завета – постоянно и неуклонно объявляют своего Бога единственно истинным, а всех остальных богов – ложными (а то и вовсе демонами). В принципиально веротерпимом дохристианском обществе это воспринималось как неслыханная наглость. А если к этому добавить замкнутость и обособленность еврейской общины и её упорный отказ ассимилироваться (не только не допускались браки между евреями и неевреями, но неевреи объявлялись ритуально нечистыми – со всеми вытекающими отсюда запретами и т.д.).
Учение же о Машиахе вызывало опасения, что евреи стремятся к власти над всем миром (что неверно ни с богословской, ни с практической точки зрения). Но, как известно, восприятие реальности есть единственная реальность…
Именно отсюда и «растут ноги» и антисемитизма в общем, и юдофобии (страха перед евреями) в частности. Плюс многочисленные наветы и суеверия (как возникавшие спонтанно, так и фабриковавшиеся целенаправленно). Поклонение золотой ослиной голове (потом эту ахинею будут приписывать тамплиерам), кровавые человеческие жертвоприношения… И всё такое прочее.
В результате вторжений внешних сил в еврейское государство (Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Рим и т.д.) евреи не раз и не два оказывались в значительных количествах разбросаны по всему Средиземноморью (тогдашнему цивилизованному миру), образуя и внушительные общины в отдельных странах, и не менее внушительную общую диаспору.
Некоторая часть из них ассимилировалась, но большая (или, по крайней мере, значительная) часть продолжала вести замкнутый образ жизни в соответствии с заветами Торы. Что немедленно вызывало обвинения в непатриотизме – евреев, состоящие на государственной службе и особенно в армии, обвиняли в том, что они больше защищают интересы своих единоверцев («мирового еврейства»), нежели соответствующего государства. Через многие тысячелетия это обвинение станет одним из важнейших элементов нацистской юдофобии…
А пока периодически «просто» происходили еврейские погромы. И если бы только погромы… Сирийский царь Антиох IV Эпифан ещё в 168 году до нашей эры попытался реализовать собственное «окончательное решение еврейского вопроса». Поставив перед жителями покорённой Иудеи невесёлый выбор – полная эллинизация или смерть. Что, по сути, было первой попыткой полной ликвидации еврейского народа как нации. Нацисты не оставили евреям даже такого выбора…
Ки счастью для евреев, в 164 году царь внезапно умер (Бог спас, не иначе). Или был убит заговорщиками (вторая версия представляется более реальной). Вспыхнувшее в том же году восстание Маккавеев принесло еврейскому народу долгожданную свободу и избавление от национальной катастрофы.
Антисемитизм эпохи становления христианства
Но это были ещё цветочки. «Ягодки» начались в эпоху возникновения и становления христианства (между 30-м и 313-м годами). Долгожданный Мессия, наконец, пришёл к еврейскому народу… но оказался совсем не таким, каким хотели его видеть и власть предержащие (и светские, и духовные), и простолюдины. Христа не только отвергли и те, и другие, но и отправили на мучительную смерть, буквально вынудив римского префекта Понтия Пилата вынести и привести в исполнение смертный приговор Иисусу.
В результате ко всему еврейскому народу прочно приклеился ярлык «богоубийц» (и «христопродавцев» и «христоубийц» до кучи). Что не раз и не два имело для этого самого народа воистину катастрофические последствия. Ибо отвергнуть Христа (да ещё в такой форме) означало нанести христианам тяжелейшее оскорбление. Которое, по мнению многих, можно было смыть только кровью. Кровью евреев, разумеется.
Но евреи на этом не остановились. Хотя данные официальной (сиречь церковной) истории христианства о количестве жертв гонений, судя по всему, сильно завышены, гонения-таки были. Причём на протяжении аж трёх столетий.
Вопреки распространённым заблуждениям, главную роль в этих гонениях играли вовсе не веротерпимые римляне (которым на все эти религиозные дела было по большому счету наплевать). Платили бы налоги и служили бы в армии (и то, и другое христиане делали образцово). Главными гонителями, увы, были еврейские лидеры и ведомая ими чернь (гонения Нерона, например, были инспирированы его женой-иудейкой). Настолько сильным было их неприятие настоящего Мессии…
По иронии всевышнего один из этих гонителей – некий Савл – после прямого вмешательства Христа в его жизнь стал основателем организационной структуры христианской Церкви. Он известен всему миру как Святой Апостол Павел…
Понятно, что за триста лет ненависть (сиречь евреененавистничество) и страх перед гонителями (сиречь юдофобия) оказались накрепко «вбиты» в подсознание всех без исключения христиан. И когда в начале IV века нашей эры христианство стало официальной – и единственной – религией Римской империи, евреи на себе почувствовали, что такое месть. Месть за многосотлетние гонения и унижения. Месть, подкреплённая всей мощью государственного аппарата Римской империи.
Очевидно, что подобная мстительность в корне противоречила христианскому вероучению (в частности, нагорной проповеди). И, таким образом, была страшным грехом. Но ненависть настолько застила глаза теперь уже христианам, что…
Евреи из гонителей превратились в гонимых. Везде и всюду. Причём на полтора тысячелетия. К тому же в результате Иудейских войн Иерусалимский храм был разрушен, а сами евреи почти на две тысячи лет были рассеяны по миру и лишены собственного государства. Исполнилось невесёлое пророчество Христа…
Антисемитизм христианской эпохи
Вышеописанные движущие силы антисемитизма в дохристианскую эпоху – обвинения в проповеди национальной исключительности, стремлении к мировому господству, недостаточной патриотичности, суеверные обвинения в ритуальных убийствах, отравлении колодцев и т.д. – никуда не делись в эпоху христианскую. Только усилились.
Как и движущие силы антисемитизма в эпоху раннего христианства – обвинение в богоубийстве, упорном и злонамеренном отвержение Иисуса как Христа (Мессии, Спасителя) и его учения, образ и стиль жизни, профанации Святого Причастия, стремлении физически уничтожить всех христиан и т.д.
При этом добавились новые. Как экономические, так и политические. Поскольку, с одной стороны, христианам было запрещено давать в долг под проценты (а также вступать в прямые отношения с мусульманами), а евреям – заниматься определёнными профессиями (служить в армии, состоять в профессиональных гильдиях, заниматься сельским хозяйством и т.д.), последние заняли банковскую нишу (как национальную, так и международную). Что сосредоточило в руках еврейской общины значительные финансовые ресурсы и, тем самым, немалую экономическую власть.
Кроме того, в силу наличия немалой еврейской диаспоры практически в любом государстве и территории, дало колоссальные преимущества евреям во внутренней и международной торговле.
В отличие от почти поголовно неграмотного населения европейских государств (даже далеко не все аристократы владели грамотой), евреи были грамотны поголовно (ибо этого требовали религиозные предписания). А в силу необходимости общения с евреями в других государствах, многие евреи владели не одним языком. Поэтому власть предержащие вынуждены были прибегать к услугам евреев в составлении документов, чтении, переводах и т.д.
Всё это вызывало сильнейший приступ зависти (смертный грех, вообще-то) у «местного населения» от властителей до простолюдинов и новый приступ юдофобии.
В VIII веке нашей эры над христианской Европой нависла серьёзная угроза. Ислам. Точнее, гигантские армии арабских завоевателей. Войны между христианами и мусульманами продолжались почти девять столетий. И во всех этих войнах евреи были естественными союзниками мусульман. Просто потому, что мусульмане относились к евреям не в пример терпимее, чем христиане.
В результате христиане (задолго до германских нацистов) стали относиться к евреям как к «пятой колонне». Только мусульман (нацисты будут обвинять евреев в сотрудничестве с большевиками). Собственно, именно это отношение и привело и к возникновению испанской Инквизиции (главной целью которой были как раз евреи), и к изгнанию евреев из Испании в 1492 году.
Вообще изгнание как метод окончательного (как казалось тогда власть предержащим) решения «еврейского вопроса» было весьма популярным в Средние века. Евреев изгоняли и из Франции (1080, 1147, 1306, 1394, 1591), Чехии (1098), Киевской Руси (1113), Италии (1171, 1567), Англии (1188, 1198, 1290, 1510), Швейцарии (1306, 1616, 1634, 1655, 1701), Венгрии (1360), Испании (1391, 1492, 1629), Польши (1407), Сицилии (1492), Литвы (1495), Флоренции (1495), Португалии (1496, 1516, 1555, 1629), Австрии (1541), Новгорода (1580), Киева (1660, 1828)…
Так что авторы «Мадагаскар-плана» были совсем не оригинальны. Любопытно, что первая попытка создания государства Израиль была предпринята… Наполеоном аж в 1806 году. Любопытно и то, что из германских земель евреев изгоняли лишь однажды – и только из одной земли (маркграфства Бранденбургского в 1570 году). Удивительно, но Германия была намного терпимее к евреям, чем другие европейские страны (что полностью опровергает тезис о каком-то особо агрессивном германском антисемитизме).
Впрочем, всем эти изгнания приводили всегда и везде к одному и тому же результату – экономическая жизнь настолько быстро хирела (а государство приходило в упадок), что приходилось тихой сапой евреев возвращать. Потом новый приступ юдофобской истерии, новое изгнание… и так далее. Как обычно, история учит тому, что ничему не учит.
Кроме изгнаний, юдофобия принимала и другие формы, хорошо знакомые нам по нацистской Германии. В том числе, и «мини-Холокосты». Так, Первый крестовый поход 1096 года, целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от захватчиков-мусульман, начался… с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Дескать, нечего брать проценты за ссужаемые деньги…
Но это было всего лишь идеологическое прикрытие. Реальная же причина этой отвратительной резни была чисто экономической. Сиречь шкурной. Просто рыцари, которые были в долгах как шелках (евреям, разумеется), решили под шумок крестового похода «загасить кредиторов» (выражаясь современным уличным языком). Потом это преступление повторялось не раз и не два. Да и едва ли не основополагающей целью регулярных изгнаний евреев было банальное желание поживиться имуществом еврейской общины.
Ровно теми же причинами во многом будет обусловлен и Холокост столетия спустя. Обобрать до нитки и вышвырнуть из страны. Хоть в Палестину, хоть на Мадагаскар. Не получилось вышвырнуть – просто грохнуть. Пулей, газом… чем придётся. Или чем удобнее. Впрочем, об этом я подробно поговорю ниже.
Поехали дальше. IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. За семьсот лет до Гитлера и его приспешников. В XVI веке, сначала в Италии (указам папы Павла IV), затем и во всех странах Европы, евреям было предписано жить в особых кварталах — гетто, которые отделяли бы их от остального населения. И здесь, как видим, нацисты были не оригинальны.
Эпоха Просвещения не сильно улучшила ситуацию для евреев. В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие этнических меньшинств, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал основные положения антисемитизма христианского. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру».
Впрочем, некоторые просветители, подобно Вольтеру, видели в евреях (в силу религиозности последних) очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость и лживость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество. Другие, как Дидро, приходили к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его иудейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало вредоносным.
17 марта 1808 года Наполеон издал указ (также известен как «позорный указ») о частичном ограничении прав евреев варьировавшимся в разных департаментах. Режим ограничений сохранялся до самого конца империи, и лишь Людовик XVIII в 1818 году закончил дело эмансипации, отказавшись от продления указа своего предшественника.
В общем и целом, как мы видим, нацистский антисемитизм впитал в себя все «достижения» антисемитизма общеевропейского. Однако оных было недостаточно для осуществления радикального «скачка» к Холокосту. Потребовалось ещё как минимум два «спусковых крючка» - поражение в Первой мировой войне (в частности, Версальское изнасилование) и триумф (и трагедия) большевизма в России.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №213080400221