А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 31-32
Глава 5
1) Под «познанием» понимают усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто».(39,с.349) Иногда познание рассматривается как «взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире».(41,с.1035)
2) Под «верой» понимается «принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимости полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Различается теоретическая вера в то, что нечто есть, и религиозная вера. Хотя религиозная вера и научная вера (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу».(39,с.64)
3) Эристика (от греч. eristik; - искусство спорить) - «искусство вести диспут, искусство умственного фехтования».(39,с.544)
4) См. Поймандр, Пастырь мужей. (6)
Глава 6
1) Под Истиной обычно понимается «правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом».(39,с.189) Относительно человеческого познания истиной именуют «его объективное содержание».(41,с.516)
Подобная трактовка понятия истина спорна, поскольку понятие правильное не идентично с понятием истинное. «Правильным нечто является в том случае, если оно таково, каким должно быть (в соответствии с логическими, этическими и техническими принципами)».(39,с.357) Значение же понятия адекватный раскрывается как «соответствующий, согласующийся, соразмерный».(39,с.11) Поскольку мы уже говорили о том, что субъективное восприятие и отражение в сознании всегда, по большому счету, является искаженным, то есть не соответствующим действительности, то мы не можем говорить об истинности. Истина может представлять собой несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Если знания отражают действительность в искаженном виде, пусть даже и во многом соответствующим действительности, то они считаются ложными (заблуждением).
2) Заблуждение - «представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету или противоречат логическим законам».(39,с.161)
3) Ложь - «заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит».(39,с.247)
Глава 7
1) С позиций современного понимания значения оккультизма под ним подразумевается «совокупность положений и методов, основывающихся на теории следующего содержания: все вещи составляют единое целое, совокупность, между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными».(39,с.316) Данная трактовка во многом отражает суть оккультизма (Единство Всего Сущего, взаимосвязь всех составляющих и процессов в Едином). Однако ссылка на то, что эти отношения не являются ни временными, ни пространственными, может представлять определенную трудность в познании. Это может быть применимо лишь к Единству Всего Сущего, а не к отдельным его проявлениям. Единое было, есть и будет всегда и не связано пространственно-временными характеристиками, в то время как его проявления на разных стадиях могут носить и временной и пространственный характер.
Вышеприведенная трактовка понятия оккультизма исходит из того, что предметом познания его является исследование и управление сил природы различными магическими приемами. Однако такое утверждение искажает суть оккультизма, поскольку практическое применение оккультных знаний не является его конечной целью. Постижение тайн Природы, механизма управления скрытыми силами не всегда могут, а порой и не должны воплощаться в практическое применение этих знаний. Именно поэтому древние столь осторожны были с этими тайными знаниями, понимая какую опасность могут представлять не только знание, но и практическое использование открывающихся возможностей.
Е.П. Блаватская, раскрывая сущность оккультных наук, указывает на то, что это «науки тайн природы - физических, ментальных и духовных; называемые герметическими и эзотерическими науками. На Западе таковой можно назвать каббалу; на Востоке - мистицизм, магию и философию йоги. Эти науки сейчас, так же как и в течение веков, сокрыты от толп, по той основательной причине, что они никогда не были бы оценены эгоистичными образованными классами, также как не были бы поняты необразованными; причем первые могли бы злоупотребить ими для собственной выгоды, и таким образом превратить божественную науку в черную магию. Против эзотерической философии и каббалы часто выдвигаются обвинения, что их литература полна «варварским и бессмысленным жаргоном», непонятным среднему уму. Но разве точные науки - медицина, физиология, химия и остальные - не поступают так же?... Факты оккультной науки обладают настолько глубокой природой, что в большинстве случаев в европейских языках не существует слов для их выражения».(3,с.296-297)
«ОККУЛЬТИСТ - тот, кто изучает различные отрасли оккультной науки. Оккультизм охватывает весь диапазон психологических, физиологических, космических, физических и духовных феноменов. Это слово производное от слова «оккультный», потому, как определение, приложимо к исследованиям Каббалы, астрологии, алхимии и ко всем тайным наукам».(2,т.1,с.46)
2) Эзотерический (от греческого - эзотерикос - «направленного внутрь» «внутренний», сокровенный, сокрытый), то есть скрытые, тайные знания, сокрытые об большинства людей знания, отличающиеся от экзотерических.
3) Экзотерические (от греческого - направленного вовне) - «доступные и понимаемые теми, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам».(39,с.534)
4) «Магия - Великая «Наука». Согласно Девериа и другим востоковедам, «магия считалась священной наукой, неотделимой от религии», у самых древних цивилизованных и образованных народов. Египтяне, например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и такими были и все еще являются индусы. «Магия заключается в и достигается благодаря поклонению богам», - говорил Платон. ...Брамины и египетские рекгетамены, или иерофанты, не стали бы популяризировать веру в способность человека посредством магической практики заставлять служить богов, - которые в действительности суть не что иное, как оккультные силы или потенции Природы, воплощенные в самих этих ученых жрецах, - в которых они почитали лишь свойства неизвестного и безымянного Принципа. . ...Магия является наукой общения с божественными, надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных тайн природы, известных лишь немногим, ибо их так трудно постичь, не погрешив против нее. Античные и средневековые мистики подразделяли магию на три класса - теургию, гоэтию и естественную магию. «Теургия с древних времен была особой сферой теософов и метафизиков», - говорит Кеннет Маккензи. Гоэтия есть черная магия, а «естественная(или белая) магия вознеслась на своих целительных крыльях на величественную ступень точной и прогрессивной науки» (3,с.239-240)
5) «ТЕОСОФ - тот, кто изучает Теософию (Религия Мудрости или «Божественная Мудрость».) Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами». (3,с. 391)
«Теософия - божественная мудрость -; якобы высшее знание о боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком смысле понимания являются мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялось в конце 19 века, когда стали создаваться теософские секты, распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идеи современного христианства».(39,с.452)
Е.П. Блаватская, говоря о различии между Оккультизмом и Теософией говорит, что эти понятия не идентичны:
«Человек может быть действительно очень хорошим Теософом, внутри или вне Общества, не будучи, при этом, никоим образом, Оккультистом, не будучи, при этом, истинным Теософом; в противном случае он просто занимается черной магией, сознательно или бессознательно».(4,с.29)
«...Оккультист практикует научную Теософию, основанную на точном знании тайного устройства Природы; но Теософ, использующий силы, называемые сверхнормальными, без света Оккультизма, попросту сползает к опасной форме медиумизма, потому что, хотя и придерживаясь Теософии и ее самых высоких этических принципов, он работает с этими силами в темноте, хотя и с искренней, но слепой верой».(4,с.30)
6) «МИСТИКИ - это посвященные. Но в средние века и в позднейшие периоды этот термин применялся к людям, которые верили в непосредственное сокровенное общение с Богом, подобно вдохновению пророков».(2,т.1,с.45)
«Мисты - В древности, название новопосвященных; теперь так зовут римских кардиналов, которые, позаимствовав все свои обряды и догмы от арийских, египетских и эллинских «язычников», присвоили также и ;;;;s неофитов. Они должны держать глаза и рот закрытыми при их посвящении в сан, а потому зовутся мистами».(3,с.265)
Однако в дальнейшем значение понятий «мистика», «мистики» и «мистицизм» претерпело коренное изменение, и, например «мистицизм» стал пониматься как «пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению - в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных» (39,с.272)
7) Социогенезис (от лат. societas - общество и греч. genesis - связанный с процессом образования, возникновения, развития приведший к определенному состоянию, виду явлению) - новое понятие, введенное автором. Несмотря на изобилие различной литературы, относительно возникновения, становления и развития общества и государства, в науке нет до сих пор единого представления о причинах их возникновения и развития. Введение данного понятия отвечает известному принципу Космос - Человек - Общество, и если такие разделы Оккультизма как Космогенезис и Антропогенезис рассматривают этапы возникновения Вселенной и Человека, то новое понятие относится к не менее сложной структуре окружающего мира - обществу. Понятие же «этика» в данном аспекте является одной из философских дисциплин, изучающих мораль, нравственность и является связующим звеном в цепочке «Человек - Общество». Адресованное в большей степени к индивидууму, этика является тем связующим материалом, посредством которого осуществляется взаимодействие между всеми членами общества. «Живая Этика» - это Этика Высшего порядка и адресована организовать взаимоотношения в Высшем обществе.
8) Пусть читателя не смущает, что Оккультизм говорит о «догме». Догма (от греч. dogma мнение) - философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы. В дальнейшем, в т.ч. и в главе об Абсолюте, мы будем говорить и о Единстве, и о конечности человеческого познания. Именно исходя из последнего, признавая, что человек, на нынешнем уровне своего развития не способен понять в полной мере Единство Мира, оккультизм провозглашает отдельные свои основные положения в виде догм. Само понятие Единства Мира, думается не вызывает сомнения у читателя.
9) В отличие от материализма и идеализма, оккультизм рассматривает все в проявленной Вселенной и как Дух, и как Материю, одновременно. С разных уровней понимания одно и то же состояние может рассматриваться, как и Дух (содержание) и как Материя (форма). Именно поэтому в данном случае основа именуется Духо-Материей. (При рассмотрении Космических и Вселенских Принципов мы остановимся на этом вопросе отдельно.)
10) Само понятие «твердость» рассматривается как «характеристика материала, отражающая его прочность и пластичность. Наиболее часто твердость определяется методом вдавливания шарика или призмы в испытуемый образец или царапания». (40,с.738) Исходя из приведенной характеристики данного понятия становится очевидным, что само это понятие является достаточно относительным, а методы его определения - примитивными. «В методе Виккерса алмазная пирамида стандартных размеров вдавливается острием в тело со шлифованной поверхностью и твердость определяется как отношение некоторой стандартной силы вдавливания к 1 мм2 площади отпечатка. Твердость по Бринеллю - отношение силы, вдавливающей стандартный стальной шарик, к площади отпечатка. Твердость по Роквеллу - отношение силы вдавливания к глубине внедрения шарика или призмы».(Там же) При таких методах измерения твердости становится очевидным, что они применимы лишь для вещественного уровня, но совершенно неприменимы для уровня молекулярного, атомарного, а тем более еще более тонкого.
11) Представление о магии в различное время толковалось по-разному.
«Магия белая - Так называемая «Благотворная Магия», есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти и направлена всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои паранормальные силы для удовлетворения своего Я превращает эти способности в колдовство и черную магию.(3, с.241)
Со временем, когда отдельные знания о магии стали достоянием недостаточно подготовленных людей, а то и просто шарлатанов, представление о магии стало меняться и она в целом в большей мере ассоциировалась с «черной магией».
В настоящее время, когда истинное понимание магии практически утрачено, ее стали рассматривать как «таинственную способность уметь воздействовать на вещи и людей, даже на «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств. Где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т.п., следовательно, без допущения причинного ряда действий, там налицо магическая картина мира. Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная магия(обряды обеспечения удачи на охоте, вызывание дождя и т.д.), лечебная («белая магия»), вредоносная («черная» магия, насылание «порчи») и др. Элементы магии присущи обрядам всех религий». (39,с.253)
Глава 8
1) Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическое действие (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного; фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствую над ними в их повседневной жизни, - отражение в котором земные силы принимают форму внеземных. Наиболее раннее проявление - магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т.п. Исторические формы развития Религии: племенные, национальные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Причина возникновения - бессилие первобытного человека в борьбе с природой, а в дальнейшем, после возникновения классово-антагонистического общества, - бессилие перед стихийными социальными силами, господствующими над людьми».(41,с.1129)
С позиции современной философии религия «чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенностью различных религий должны быть выявлены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей; эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют. Согласно Канту, религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, то есть не в виде произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли, а как существенные законы любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как заповеди высшего существа. ... Различают следующие ступени развития религии (однако они не обязательно соответствуют историческому развитию): 1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; она исходит из современного представления о всемогущем «Боге-господине»; она может подняться от генотеизма к монотеизму, а также и к «религии как простой морали» без Бога; 3) религия искупления, которая возникает из чувства «греховности», не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Она связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство), или (без Бога) она возникает из убеждения в «скорбности» всего бытия и стремлении освободиться от этой «скорбности» благодаря отрешению души от скорбного бытия (джайнизма, буддизм)».(39,с.392)
Е.П. Блаватская, выделяет в качестве основной «религию мудрости», раскрывая ее как «единую религию, лежащую в основе всех нынешних существующих верований. Та «вера», которая будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя церковь считает их «падшими ангелами»), не требовала ни «привлекательности», ни слепой веры, ибо она была знанием».(3,с.340)
2) Буддизм - одна из трех мировых религий. «Возникла в Древней Индии в 6-5 веках до н.э. Основателем считается Сиддхарта Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. К 12 веку буддизм растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступая против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождение и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременное некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсации дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременное прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения: в Буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно вложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешенность от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность мировоззрения буддизма».(41,с.177)
С философской точки зрения «согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а потому полно скорби (неудовлетворенности)». Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению».(39,с.55)
Е.П. Блаватская, раскрывая суть буддизма, отмечает, что он «ныне разделен на две различные церкви: южную и северную. Говоря, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как северный буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различие неправильное. Если южная церковь и ближе, в том, что не отклонилась - за исключением, быть может, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, - от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, - то северная церковь наследует эзотерические учения Сидхарти Будды, которые он предназначал своим избранным бхикшу и архатам. Фактически, о буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный буддизм можно оценить, лишь соединив философию южной церкви с метафизикой северных школ. Если одна, кажется излишне иконоборческой и суровой, а другая - слишком метафизической и трансцендентной, даже будучи заросшей сорняками индусского экзотеризма (поскольку многие из богов его пантеона пересалены под новыми именами на тибетскую почву), - это впечатление целиком обязано популярному выражению буддизма в обеих церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, протестантизм и римский католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство - как южных, так и северных буддистов - никогда не отступало от истины сознательно; еще менее они действовали по предписанию жрецекратии, честолюбия или, следуя личной выгоде и власти, как это делали обе христианские церкви».(3,с.91)
3) Христианство «имеет три основные ветви: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение 2-го лица триединого божества. Главные источник вероучения - Священное писание (Библия, особенно ее 2-я часть - Новый завет). Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Постепенно былоприспособлено господствующими классами к своим целям; в 4 в. стало господствующей религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в 19 веке, применяясь к условиям капитализма, превратилась в опору буржуазии, заняла активные враждебные позиции по отношению к социализма. Изменившееся соотношение сил в мире после 2-1 мировой войны, научный прогресс привели христианскую церковь к изменению курса: они встали на путь модернизации догматики, культа, организации и политики».(41,с.1473)
4) Ислам - (араб., буквально - покорность или предание себя Богу), «одна из наиболее распространенных религий; ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 веке. Основатель - Мухаммед. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основной догмат - поклонение единому богу - аллаху и признание Мухаммеда «посланником аллаха». Основные направления - суннизм и шиизм».(41, с.514) «Главным постулатом ислама является учение о едином Боге Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, совершать паломничество к мусульманским святыням. В исламизме существует два основные направления - суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульманских догматов (около 10% верующих). В исламе сложились определенные традиции, освящающие, например, узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребление вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христианской религий».(39,с.189) «Основатель Ислама -Магомет (Мухаммед) - родился в 571 г. н. э».(2,т.3,с.284)
5) Фанатизм (от лат. fanum - жертвенник, храм) - «полная поглощенность какой-нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии».(39,с.475) В другом толковании фанатизм толкуется от перевода латинского fanaticus, что означает «исступленный. 1) Доведенный до крайней степени приверженности к какому-либо верованию или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам. 2) Страстная преданность чему-либо (в переносном смысле)».(41,с.1409)
6) Вера - «принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. ...В религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с другой стороны, согласно христианскому учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможно благодаря милости Бога. В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера - основа доверия. Оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности другой личности. Вера всегда есть риск, т.к. это чувство может ошибаться. Она, по своей сути, всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, - не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить».(39,с.64)
7) Понятие Бог (лат. deus, греч. theos) в различных источниках трактуется по-разному. Так, под ним понимают «в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога - основа всякой религии».(41,с.150) С философской точки зрения - это «высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», то есть необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле - сущность, наделенная всеми совершенствами. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. ...В свете представления о Боге с самого начала выступали также могущественные природные силы и вещи: ясное дневное небо, Солнце, Луна и т.д.; перед ними преклонялись еще наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими. ...Представление народной религии соответственно своему происхождению остаются по большей части антропоморфическими: Бог - это человекоподобная личность - или тероморфическими: боги выступают в виде животных».(39,с.46,47)
8) Этика (от греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный характер) определяется как «философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, то есть совпадала с антропологией».(41,с.1573) «Этика учет оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. ...Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения. ...Группа ценностей, объединенных в этой основной сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, то есть свободу».(39,с.545,546)
9) Под чудом в религиозных представлениях понимают «сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы»(41,с.1511) Под ним понимается также «необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога)».(39,с.515) В любом случае чудо связывается со следующим аспектом - отсутствием знаний, способных объяснить причину и механизм явления, а потому приписываемое наличию некой сверхъестественной силы. Если сравнить понятие «чуда» с понятием «магия» (таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств), то становится понятным, что любое магическое действие можно рассматривать как чудо. Если под чудом понимать нечто поразительное, удивляющее своей необычностью, то к нему можно отнести множество действий и явлений, в том числе и обман, реальные, но скрытые действия. Когда же речь заходит о неких сверхъестественных или потусторонних силах, под воздействием которых происходит то или иное явление, то здесь нельзя обойтись без магии.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 4 августа 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №213080400291