Российский гламур. Жизнь после смерти

Фото из Интернета - наглядное изображение сути российского гламура (гламура втор. пол. 1990-х -  2000-х): сочетание несочетаемого.

---------------------------------------------------------


  Прошло более четырех лет с момента публикации в Сети моей статьи на тему российского гламура — попытки осмыслить данное явление на основе печатных изданий и на материалах средств массовой информации, поскольку я живу в провинции, где гламур не проявлен до сих пор в своем законченном московском виде. Российский гламур несколько раз хоронили, но он по-прежнему процветает на бескрайних просторах нашей родины. Впрочем, назрела некая «идейная опустошенность» гламура в России, он перестал быть некой диковинкой, чем-то ярко-отличительным в повседневной жизни и медиа-пространстве (обезьяна наигралась сверкающими бусами, когда прочие члены сообщества перестали обращать на нее внимание, приобретя что-то подобное?). Похоже, назрел переломный момент, и экс-гламурные девочки и мальчики, видимо, сами в некоторой растерянности, находясь в предвкушении чего-то нового, пока не понимая в чем именно будет заключаться и выражаться это новое...

Специально обращаю внимание читателей на особую социальную составляющую российского явления. Без социального аспекта невозможно представить себе российский гламур в его нынешнем виде, в котором он активно формировался в 2000-е гг. Как малиновые пиджаки начала-середины 1990-х должны были визуально очерчивать круг избранных, говорить о некой такой элитарности, так и гламур в России должен был делить общество на людей высшего порядка и низшего. Смею утверждать, за неимением традиции дворянской культуры, прерванной Октябрьской революцией, дворянских титулов, хотя, конечно, титулы и родословные покупаются, атрибутика гламура призвана отделять быдло  (рабочие, крестьяне, интеллигенция, в которую обычно входили и дворяне), от не быдла, от людей с высоким достатком, как правило, шоу-менов, бизнесменов, менеджеров высшего и среднего звена, детей политиков и олигархов (т.н."золотая молодежь"). Предполагаю, в Западной Европе гламур носит скорее характер моды, нежели характер социального отличительного средства.

Как мне видится, на рубеже ХХ-ХХI вв. стала происходить дифференциация понятия гламура: гламур – в самом широком смысле (любую странность или причудливость можно назвать «гламуром» или «глэмом», то есть все что угодно в определенном контексте словоупотребления) и гламур – в узком смысле; в узком смысле гламур — тотальное засилье розового цвета, сверкающих блесток и камушков, мода на ношение сумочек на предплечье, на полусогнутой вытянутой руке и непропорционально больших очков, наконец, мода на вытягивание «трубочкой» губы. Как правило, данная атрибутика присуща женской аудитории, что приводит гламур в разряд понятий о женской моде, сугубо женского явления, хотя, если вспомнить про шляпу особого покроя из аксессуаров, предназначенных для мужчин, и сдвигаемую на бок при ношении, можно уверенно говорить и про «мужской гламур».

В широком смысле гламур сегодня можно употреблять в самых разных значениях, например, даже в политике стали использовать это слово. И для меня выражение «гламурный политик» до сих пор остается загадкой, так как понятие гламура из социально-культурной сферы перекочевало в другие сферы человеческой жизнедеятельности. Просто слово «гламур» стало модным. Например, довольно расплывчатое в исторической науке слово «менталитет» применяется на бытовом уровне по всякому поводу. Как и в случае с «менталитетом», красивое и непонятное слово «гламур» стало использоваться направо и налево, превращаясь в словесный штамп, в нечто сродни слову «культ» (культовый певец, культовый музыкант, культовое кино и т.д.). Данное обстоятельство мне напоминает басню Крылова «обезьяна и очки», только вместо очков сверкающие на солнце масс-медиа бусы, те, которые привозили путешественники-европейцы папуасом, приобретая взамен более ценные товары.

Повсеместное употребление слова «гламур» стало размывать само понятие и явление российского гламура на постсоветском пространстве (думается, Россия является проводником распространения данного явления в бывшие республики Советского Союза). Если в 2000-х прослеживалась попытка как-то централизовать понятие гламура, ввести в какие-то модные, культурные и потребительские рамки-индикаторы, тренды, то на сегодняшний день можно констатировать тенденцию рассыпания гламура как некой идеологии, пропагандируемой с помощью СМИ, книг, радио, кино и телевидения в отдельные атрибуты одежды, превращаясь в аморфную единицу неопределенного. Вроде бы есть понятие гламура, но что оно означает уже трудно понять, так как появилось у него множество разных смыслов, противоречащих друг другу. Да и сами проповедники гламура стали задумываться о другом. Словно гламур был очередной игрой для богатых и успешных людей, либо желавших таковыми казаться. А когда игрушка надоела, появилось или готово появиться что-то другое. Что именно, видимо, о том мы совсем скоро узнаем. Возможно, гламур, станет сугубо модным понятием, тем более предпосылки к тому имеются — упоминаемый выше «мужской гламур» и «женский гламур» и как мода на розовый цвет во всем.

            4 августа 2013


Рецензии