Системных проблем в обеспечении безопасности движе

                СИСТЕМНЫХ  ПРОБЛЕМ  В  ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ                ДВИЖЕНИЯ  НА    ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ  ТРАНСПОРТЕ  НЕТ.
Предположение  автора статьи "Постой паровоз"  (журнал  "Итоги"  2013г., №28, стр. 44-45), что крушение пассажирского поезда № 140 на Северо-Кавказской ж.д. - первый звоночек о  возникновении некоей системной проблемы с обеспечением безопасности движения на железных дорогах,  неубедительно не только из-за нескрываемой  автором некомпетентности в этой области, но и из-за сомнительных объяснений и рекомендаций анонимных специалистов.
           Ток, контролирующий целостность рельсовых нитей (отсутствие изломов) течёт не  "по специальному тонкому проводу", а непосредственно по рельсам. Выброс пути (наиболее вероятная прчина крушения поезда), как правило, не сопровождается разрывом рельсовых нитей, что, кстати, видно и на фотографии места происшествия. Поэтому (при автоблокировке) перед аварийным участком не загорается запрещающий (красный) сигнал. Именно на светофоре, так как семафоры применялись на участках, не оборудованных автоблокировкой, или полуавтоблокировкой. Смена сигнальных показаний на семафоре производилась вручную с помощью лебёдки. Действующих семафоров вы практически не увидите.
          Помимо контроля со стороны работников текущего содержания пути, целостность рельсов периодически проверяется дефектоскопами, а состояние рельсовой колеи в плане и профиле - путеизмерителями. Сроки производства ремонтов  разного объёма давно установлены в зависимости от пропущенного по участку тоннажа.
            Рельсовая нить состоит из: 1) рельсов длиной 12,5 или 25 метров; 2) сваренных из этих рельсов плетей длиной 800 метров, так называемый  "бархатный" или бесстыковой путь.
В первом случае выброс пути под влиянием высокой температуры предупреждается контролем за стыковыми зазорами (расстоянием между торцами рельсов в болтовых соединениях - стыках). Наличие нескольких  "слепых" стыков подряд может послужить причиной выброса пути.
Во втором случае 800-метровый рельс, удлиняясь под воздействием температуры, благодаря особой конструкции стыка, не упирается в следующий рельс, а скользит   вдоль него. Ремонтные работы на таких участках, во избежание выброса пути, производятся только при температурах не превышающих ту, при которой производились укладка и закрепление рельсовых плетей.
         Рельсо-шпальная решётка - две рельсовые нити, соединённые между собой  посредством скреплений на определённом расстоянии (ширина колеи)  деревянными или железобетонными шпалами. Устойчивое и постоянное положение решётки на земляном полотне обеспечивается балластной призмой определённых параметров. Причиной схода подвижного состава при выбросе пути является не аварийное уменьшение ширины колеи   (она  остаётся неизменной), а нарушение вследствие  значительного сдвига устойчивого  положения рельсо-шпальной решётки  в балластной призме и возникновение кривых участков колеи с недопустимо маленьким радиусом . Езда по такому участку при любой скорости приведёт к аварии. Ограничение скорости движения поездов производится при небольших величинах сдвига рельсо-шпальной решётки. 
         Бывалые железнодорожники не могут давать рекомендации, противоречащие инструктивным указаниям. Это весьма и весьма чревато. Недавно в Испании "бывалый"  машинист опаздывающего пассажирского поезда почти в два раза превысил установленную для данного участка скорость. В результате в кривой малого радиуса состав был сброшен с рельсов центробежной силой. Погибли более 70-и человек.
         Что касается изломов боковых рам вагонных тележек, то где же чудодейственная сила  "рынка" и свободной конкуренции, о которой с конца 1980-ых годов без устали вещают всякого рода экономические гуру? В советский период  эта проблема была бы решена в кратчайшее время.
        Грядущая приватизация  ОАО  "РЖД" может лишь усугубить ситуацию. О чём свидетельствует ситуация в Роскосмосе, авария на Саяно-Шушенской ГЭС и т.д. Всемерно культивируемая алчность - причина многих бед и преступлений.
       04. 08. 2013г.                Александр Мальчуков.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.