Образование

Сидеть в школьном кабинете и рассуждать о решениях задач, стоящих перед нашим правительством легко. Критика — неблагодарный труд. Хотя и принято считать, что со стороны (где и находятся избранники народа) видно лучше. Я считаю, что есть резон напомнить им о том, что происходит на передовой образования, потому что мне ход мыслей политиков, который привел к существующим обстоятельствам, совершенно не понятен. Такое впечатление, что они или не жили в СССР и не ходили в обычную школу, или живут в какой-то другой реальности.
 
На мой взгляд, следует кардинально изменить ситуацию в школе и тенденции её развития, которые пугают с каждым годом всё больше.
 
У многих родителей в нашей стране нет или времени, или сил, а у иных и желания (в виду низкого уровня культуры и самосознания на момент появления ребёнка) создавать условия для своего чада, в которых он мог бы стать человеком, таким, о котором говорил Чехов.
Данные обстоятельства определённо сложились не на пустом месте и не сами по себе. На мой взгляд, в СССР из-за отсутствия десятков телеканалов, засилья Голливуда и интернета, родители были более мотивированы для поиска способов разнообразить свой досуг и своих детей. А дети были больше открыты миру, т. к. за дверью было больше нового, чем на экране.
 
То, что было на ЦТ, было несравнимо выше по своим эстетическим качествам и образовательным функциям.
 
Кино — мощнейший инструмент формирования идеологии и взглядов. Что сейчас смотрят дети? Голливуд. Почему? Потому что родители вымотаны и истощены на работе, и стремясь отдохнуть, абстрагируются от всего, предоставляя заботу о детях самой дешёвой и привлекательной "няне". Кого в США волнует светлое будущее наших детей? Никого.
В СССР было понятие — детское кино. Советского кино не стало, российского нет. Сейчас такого нет. Вместо "В поисках капитана Гранта" или "Эскадрон гусар летучих" девятилетние дети спешат на "Девятая роту" или "Пилу". А место "Падал прошлогодний снег" заняли говорящие мыши и порно ролики в соц. сетях.
 
В наше время зачастую появление детей предшествует появлению "почвы под ногами" родителей. Но даже те, кто планировал свадьбу и семейную жизнь, дают молчаливое согласие на то, чтобы их детей воспитывали заокеанские режиссёры и отечественные чиновники. Что касается последних, то они давно перестали пользоваться доверием населения, а назначение их реформ мало кто понимает, но почему-то реформа образования благополучно прошла.
Зачем она была нужна и кому? Разве в СССР образование не было лучшим в мире? Разве СССР не была самой читающей страной мира? Почему реформами образования наших детей занимаются те, чьи дети учатся за рубежом?
 
Результатом реформы стала ужасающая ситуация. Низкий уровень знаний, упадок нравственности, ранний интерес к половой жизни и безразличие к своему здоровью. Все это видят, но воз и ныне там. Цель школьного образования не ограничивается наполнением умов де¬тей набором формул, правил, дат и имен. С педагогов никто не снимал воспитательных функций! Школа должна развивать ученикам уважение к личности, труду (своему и чужому), к собственности (частной и обще¬ственной), тягу к знаниям, самореализации и профессионализму, чувство собственного достоинства, непри¬язнь ко лжи и насилию.
Но когда учителям, практически на голом энтузиазме, нести эти ценности? У них планы, программы, которые постоянно меняются. А с развитием технологий (сотовые телефоны) дети совсем потеряли всякий интерес к "здесь и сейчас", они всегда "где-то там" в контакте с кем-то. Как учитель, при нынешнем уровне поддержки государства, может противостоять СМИ и Интернету? Ведь они в отличие от педагога, буквально поглощая ум ребёнка, на высшем профессиональном уровне выполняют функции противоположные образованию?
 
Темы здорового образа жизни и целомудрия к пятому классу вызывают общий смех. Спасибо масс медиа и конечно чиновникам, но, в первую очередь, родителям! Наше общество са¬моустранилось от воспитания собственных детей и лениво, и бес¬печно отдало целиком всю сис¬тему образования (воспитания) в монопольное владение чи¬новнику. Чиновник, а не общество (в лице его представителей) оп¬ределяет, чему нужно учить детей, т.е. со¬держание школьных программ. Именно чиновник указывает, как нужно учить де¬тей, ибо учебно-воспитательные методи¬ческие структуры формируются им и ад¬министративно подчинены ему. Но чьи это дети? Для кого они рождены и растут? Чиновник не заинтересован в их здоровом росте!
 
Когда ответственность перекладывают на других, вместо ребёнка получается продукт системы. А система та ещё! ЕГЭ прежде чем придти в Россию из США, к ним попал из Англии. Англичане разрабатывали ЕГЭ не для себя, а для других. "Барак Обама 28 января сделал потрясающее заявление. Он заявил, что Америка немедленно должна избавиться от всех форм тестирования, особенно итогового тестирования, и попросил на это четыре миллиарда долларов у Конгресса США. О том же говорил и Билл Гейтс. Выступая перед американскими губернаторами, он прямо сказал: «Господа, американская школа умерла. Виной тому все те тупые тесты и тупое натаскивание, которое мы с вами последние годы практикуем»".
 
Чиновники узурпировали пра¬во и обязанность оценивать качество ра¬боты системы образования. Не общество, получающее аттестованных неучей, выпускаемых с лёгкой руки руководителей системы образования, и страдающее от невежества её питомцев, дает оцен¬ку деятельности системы, а чиновники навя¬зывают обществу оценку по собственному усмотрению. И заявляют, что «школы работают успешно». А по данным Минобразования, половина школьников не осваивает программы по основным учебным дисциплинам.
 
Гораздо более опасными и долгоживущими, чем экономический ущерб, наноси¬мый государству чиновничье-бюрократической системой образования, являются последствия воспитательные, социально-нравственные.
 
Помимо образования, которое не заботит детей (а так же авторов реформ и родителей), на лицо упадок интереса к себе, своему будущему и будущему своей страны у многих воспитанников школ.
 
В эпоху свободного доступа к любой информации, дети больше всего интересуются сексом. Благое стремление, если бы не так однобоко. Но никто из них не задумывается о семье. Им интересны знакомства без обязательств, но любовь и всё, что с ней связано для них чуждо и непонятно. Они, вероятно, отличают пиво на вкус, но игнорируют его пагубное влияние на организм "гурмана". Они следят за карьерами звёзд экрана, но вряд ли назовут дату Ледового побоища. Безвылазно сидя в интернете, они забывают подумать о том, для чего они живут, куда идут. А о том, чтобы что-то дать стране, мыслей вообще нет! Поколение потребителей не желающих думать, развиваться и безразличное ко всему, начиная с себя.
Скорее всего, они смогут назвать 10 вещей, которые им нравится за рубежом и 10 вещей, которые им не нравятся в России. Но не наоборот.
 
Школьная программа увеличивается, но от этого она не становится лучше. Объём информации увеличивается и за стенами школы. Радио в маршрутках, реклама на телевидении, музыка в наушниках, переписка в интернете. Всё это давит на их умы, а школа как будто существует в параллельной реальности и поэтому не учитывает тот факт, что за последние 20—30 лет поток информации увеличился многократно. Зачем все эти формальные знания, которые, по сути, не являются знаниями, а просто лишняя информация, мёртвый груз в их головах. Похоже, образовательные чиновники руководствуются принципом — "чем больше, тем лучше".
В школьную программу ввели "Основы религиозного воспитания и светской этики". Зачем? Им никто не ответит, почему в православной Библии половина текста посвящена тем, для кого написана тора.
 
Постоянный рост школьной программы не способствует более качественному усвоению даваемых материалов. И процесс учения становится всё более формальным, как будто раньше формализма было недостаточно. Ведь после окончания школы большинство людей обходятся, в лучшем случае 15% объёма школьной программы.
 
Во всём нужна мера.
 
Итак, подчинение системы школьного образования чиновничеству ве¬дет к нравственному разложению миллио¬нов школьников, сотен тысяч преподавате¬лей и в итоге способствует нравственной деградации общества в целом.
 
Для подъема образования до уровня, соответствующего современным требо¬ваниям, необходимо решительным обра¬зом отстранить чиновника от управления процессом обучения и воспитания детей, освободить школьного учителя от чинов¬ничьего давления и разработать систему четкой персональной ответственности всех без исключения участников подго¬товки юного гражданина к самостоятель¬ной жизни и труду.
 
Необходимо также создать государственный орган, независимый от органа управления образованием, задачей которого было бы решение вопросов аттестации и контроля достоверности данных о результатах обучения школьников. Для ускорения решения этого крайне важного вопроса, для обеспечения гласности, открытости и повышения эффективности контроля целесообразно создать реально действующие, а не выполняющие почетные представительские функции общественные комиссии при полномочных представителях президента РФ в регионах, наделить их соответствующими полномочиями и установить надлежащую ответственность.
 
Не низкая зарплата, а именно чиновник превратил школьного учителя, человека свободного, творческо¬го труда, в затюканную, безответную «училку». Но нынешние оклады учителей это без преувеличения плевок в лицо тех, кто, в отличие от родителей, по долгу службы несёт ответственность за подрастающее поколение.
 
Что касается задач, решаемых школами и целей достигаемых в них, то, на мой взгляд, они должны быть следующими.
 
1 — Развивать самосознание. Ломоносов ради знаний зимой пешком пошёл в Москву из Архангельска. Нынешним школярам нужно дойти лишь до школы. Они приходят, но осознают ли они ценность того, зачем их туда отправляют родители? Осознают ли счастье, которым обладают — бесплатное общедоступное образование?
А ведь чиновники образования хотят сделать его как в крепостной России, только для детей "бояр" да "дворянства". Как будто в обеспеченных семьях дети более прилежно учатся, а зарплаты учителей при платном образовании вырастут.
Почему они не заинтересованы в развитии своего ума, тела, духа? Прежде всего, в детях нужно развивать, на всех этапах обучения, ясное видение и понимание того, что они имеют. У них в руках время, силы и, что они — "чистый лист" и художник в одном. А бесплатное образование — это сокровище, которого не имеют миллионы их сверстников за рубежом. Самосознание имеет первостепенное значение, поскольку без него человек не научится отвечать сам за свою жизнь. Если в первом классе за ученика несут ответственность родители и учителя, то к её окончанию ученик уже не ребёнок, и должен сам понимать, что он делает, зачем, и куда это его приведёт.
Сейчас же мало кто представляет, чем он будет заниматься во взрослой жизни, даже перед последним звонком. Каждое действие должно быть взвешенным и осознанным, а не машинальным.
Самосознание не позволит будущим родителям допустить в будущем чиновничий произвол. И вместе с ним каждый осознает, что он сам отвечает за всё, что с ним происходит. Виноватых нет.
 
2 — Добиваться понимания, а не машинального заучивания. В зубрении нет никакого смысла и пользы, пусть даже наизусть излагают труды Пифагора и Ньютона. Без понимания их смысла и назначения всякий коэффициент полезного действия пропадает. Рано или поздно заученные и неинтересные сведения пропадут. Заучивание не помогает проникать в суть вещей. Чтобы результатом учения были знания, а не "скороговорки" необходимо пересмотреть содержание школьных программ.
 
3 — Сократить количество часов, и по мере роста учеников давать возможность ученикам выбирать дисциплины, которые они считают для себя наиболее полезными. При успешном выполнении первого и второго условия обучения, будет возможно и уместно давать возможность ученикам углублять и расширять свои знания в том направлении, в котором они решили двигаться после школы.
 
Объём информации поступающий к каждому человеку в единицу времени неуклонно растёт. И гнаться за ним просто глупо. Качество и практичность знаний важнее объёма.
 
4 — Культивировать любовь к родине и людям в целом. При отсутствии детского кино (такого, как в СССР) и наличии "изобретений" вроде "десталинизации", детям крайне сложно ориентироваться в море, подчас, вредной и лживой информации. Ветераны ВОВ очень скоро останутся лишь на кинохронике. Детям понятнее гордость за свой телефон, нежели за Родину и предков. А любовь даже в старших классах понимают однобоко и превратно. Уважение к старшим тоже стало понятием относительным. Нужно принимать решительные меры к формированию у детей чёткого понимания того, что Родина действительно Мать. А любовь — это, прежде всего, взаимное уважение и забота, а не то, что показывают в кино для детей старше 16-и.
 
5 — Заменить рудиментарные элементы дисциплины теми, которые дают практичные, актуальные и применимые в современной жизни знания, которые помогут ученикам понимать мироустройство и себя. Почему, лишь пережив массу катаклизмов вроде развода, увольнения, мошенничества, попытки самоубийства, люди вдруг обнаруживают, что есть простые, доступные их пониманию знания, позволяющие разобраться в себе, понять свои ошибки и процветать, не тратя по 12 часов на работе, которая им не нравится? Зачем так истязать своих сограждан и земляков? Зачем система образования обрекает миллионы представителей новых поколений на эти муки? Ведь есть книги по аюрведе (включающей семейные отношения, правила питания и пр.) доктора О. Г. Торсунова. книги Роберта Кийосаки о том, что позволяет одним людям быть богатыми, а других обрекает на прозябание в жалких условиях, не смотря на то, что стартовали оба в обычной школе. Есть множество книг о йоге и ци-гун. Почему бы не ввести их в школьную программу на физкультуре? Ведь правильное дыхание — основа здоровья. И многие другие знания, которые сделают любого человека умным, здоровым, сильным, богатым и добрым? Вместо этого продолжаем зубрить про гидравлический пресс.
 
В наше время необходимы подлинно практичные знания, нет времени для изучения заблуждений историков. Для этого и нужен пункт 3.
 
Чтобы молодые специалисты стремились реализовать себя по окончании ВУЗа в той профессии, которую осваивали шесть лет, а не ломали голову над тем, какие есть "хлебные" места, на которых они могут применить полученные знания и навыки, нужно повышать престиж этой профессии. То, что грузчики вкалывают по 12 часов и получают 12 тысяч это не справедливо. А как назвать то, что люди с высшим образованием, следующие за своим призванием, сжигают свои нервы за оклад в 4 тысячи? Смешные надбавки за всё, от количества солнечных дней в году до количества светофоров на улице — бесполезные бюрократические уловки, сводящие с ума школьных бухгалтеров.
 
Похоже, по мнению чиновников, есть, да и просто жить, хотят только они. А остальные могут от получки до получки за счёт "горба" дотянуть, не напрягаясь.
 
Как человеку планировать свою жизнь, если финансовое положение позволяет только оплатить аренду квартиры и запастись макаронами на весь предстоящий месяц? Кто согласится на такую перспективу? Никто!
 
Распад СССР и последовавший регресс, продолжающийся по сей день — управляемые процессы, которые выгодны тем, кто ими управляет. Очень хочется, но чрезвычайно трудно верить, что наши чиновники не имеют к происходящему никакого отношения.
 
Чем высшие чины заслужили свои бесстыдно высокие зарплаты? Они обеспечили процветание и конкурентоспособность нашей страны? Демографическая ситуация улучшается, а культурный уровень высок, как никогда? Прилавки ломятся от товаров высочайшего качества отечественного производства и безработица на нуле? Нет. За какие заслуги перед страной её руководство отдыхает на лучших курортах мира?
 
Похоже, правительство имеет то, чего хочет — деньги и бесплатный обслуживающий персонал (около 100 миллионов человек). Если госчиновники заинтересованы в том, чтобы каждое новое поколение добивалось больше предыдущих, они должны всячески способствовать и содействовать структурам, отвечающим за воспитание и подготовку новых Ломоносовых, Гагариных, Жуковых, Родниных, Пушкиных…
 
Педагог и воспитатель имеют дело не с безмолвными документами или станками. На них, буквально, лежит ответственность за наше будущее! Они не заготовки точат! Люди им доверяют самое дорогое, что у них есть!
 
Задача доктора сохранить жизнь, а педагога научить воспитанника жить.
Выполнение стратегических задач надлежит оплачивать соответственно. Голливуд платит миллионы актёрам и режиссёрам в виду стратегической важности их деятельности. Если судить по уровню оплаты, то государство плевать хотело на будущее страны.
 
Если же это не так, и нужны пророки в своём отечестве, то их наставники должны получать от 30,000 рублей и выше, начиная с молодых специалистов, а не ждать пенсионного возраста, когда тебе за выслугу лет заплатят. Хорошие премии за успехи подопечных на экзаменах, за творческий подход в работе. Квартира или безвозмездная соразмерная ссуда, для использования по усмотрению получателя, после десяти лет службы.
 
Материальный вопрос очень важен, но помимо него есть и другие проблемы, с которыми сталкивается молодой специалист, придя в школу. То, чему его учили в пединституте и то, чем является школа в реальной жизни — это две разные вещи. Молодому учителю нужен наставник, помощник, друг, который будет вести, помогать, поддерживать всегда. Наставник просто так тоже работать не будет, любой труд должен оплачиваться. На деле выходит так, приходит молодой педагог в школу, вот тебе 50 классов, напиши к каждой параллели 50 программ и, в общем, справляйся со всем этим сам, кому нужны чужие проблемы? Со своими бы разобраться. И вращается молодой специалист в этой "благоприятной" среде, пока не надоест, а через год другой он просто уходит из школы. И причин тому немало — это, уже вышеупомянутая неоднократно, низкая заработная плата, отсутствие поддержки, проблемы с учениками, с дисциплиной, техническая неоснащенность кабинета, большие неделящиеся классы для иностранного языка и… Список можно продолжить. Вопросы эти должно решать не только правительство, но и школа, а также управление образованием. Может, тогда не будет стоять вопрос о привлечении молодых специалистов. Они будут в очередь становиться!


Рецензии