Ч. 79 Подлость и честолюбие
8 января 1882 года брат Иван, находившийся в непосредственном подчинении у царя, прислал записку Григорию Ивановичу: «Был я сегодня в Департаменте, там уже все знают о переменах и говорят, что Пещуров начал укладываться для переселения. Осторожность необходима, тем паче мне, ездящему в Гатчино».
Видимо, Григорий Иванович питал какие-то иллюзии, что его могут назначить вместо Пещурова управляющим морским министерством. В архиве сохранилась записка Шестакова, датированная тем же днём: «Возвращая тебе все бумаги, которые прочёл внимательно, несмотря на то, что все эти дни завален делами. Терпение и терпение – вот мой искренно дружеский совет. Тебе говорили, что перемены будут; подожди же немного. Весь твой И. Шестаков».
Григорий Иванович потом с горечью допишет на записке Шестакова: «Ещё 7 января, а может быть и раньше, он знал, что назначается управляющим морским министерством». Правильно говорят, что умные люди ещё не самые лучшие. Иван Алексеевич был не только умным, но и коварным человеком.
Он не собирался начинать свою деятельность на посту управляющего морским министерством с продолжения войны с Бутаковым, которую вёл его предшественник, и водил Григория Ивановича за нос, изображая интерес к его предложениям.
Вот записка Шестакова от 13 января, которую он послал Бутакову: «Прикажи Кутейникову (Николай Евлампиевич Кутейников в ту пору был старшим кораблестроителем – прим. автора) представить чертежи в отделение, где проверят вычисления и тотчас же мне доложат. Хотел бы видеть их в пятницу утром в Адмиралтействе. Преданный И. Шестаков».
«Преданный» Иван Алексеевич поступил с Бутаковым довольно подло. Он сочувственно его выслушивал, давал понять, что они заодно, всячески, и вполне искренно, ругал великого князя Константина, который уже был отстранён от руководства флотом. Но Григорию Ивановичу, приободрившемуся после увольнения генерал-адмирала, не могло и в голову придти, что Шестаков за его спиной проделал огромную работу, чтобы обойти всех конкурентов и добиться должности управляющего морским министерством.
Когда же вопрос о его назначении был кулуарно решён, то первое, что сделал «преданный друг» - попросил великого князя Алексея, сменившего Константина, «развести» его с Бутаковым. Тот охотно согласился, поскольку недолюбливал Григория Ивановича, и пообещал поговорить об этом с царём.
В сентябре состоялось заседание адмиралтейств-совета, под председательством управляющего морским министерством для разрешения конфликтной ситуации, о чём так ратовал Бутаков. Григорий Иванович собирался выступить на нём с докладом, но ему дали время только для выступления, как и всем остальным. Он рассчитывал на поддержку Шестакова во время разбора дела на адмиралтейств-совете, но жестоко просчитался: тот поддержал его противников.
Бутаков остался в одиночестве. Он всё ещё продолжал считать случившееся на совете недоразумением, не хотел замечать предательства Шестакова, продолжал на что-то надеяться. Через три дня после заседания адмиралтейств-совета Ивана Алексеевича Шестакова назначили управляющим морским министерством. Это оказалось полной неожиданностью для Бутакова.
Окончание http://www.proza.ru/2013/08/07/901
На снимке: Адмиралтейство в конце 19-го века
Свидетельство о публикации №213080400946
С уважением
Елена
Елена Ахмедова 20.03.2019 21:33 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 21.03.2019 23:14 Заявить о нарушении