Негласное право

             Из выступления Б.Н. Ельцина на XIX Всесоюзной партийной конференции в 1989 году:
            "Есть и такие "запретные", тайные темы, как, например, вопросы финансов партийного бюджета. В Уставе сказано: как расходовать финансы, определяет ЦК КПСС, то есть не аппарат, а ЦК. Но такие вопросы на пленумах не обсуждались. Впредь предлагаю это делать обязательно. Так как, куда расходуются партийные деньги (а это сотни миллионов рублей), неизвестно ни членам ЦК, ни, конечно, другим коммунистам. Ревизионная комиссия на съезде об этом не докладывает, да её, видимо, к кассе не подпускают.

            Я, например, знаю, сколько перечисляется миллионов рублей ЦК от Московской и Свердловской областной партийных организаций. Но куда они расходуются - не знаю. Только вижу, что кроме рациональных расходов строятся роскошные особняки, дачи, санатории такого размаха, что стыдно становится, когда туда приезжают представители других партий. А надо бы за счёт этого материально поддержать первичные партийные организации, в т.ч. и по зарплате их руководителей. А потом мы удивляемся, что некоторые крупные партийные руководители погрязли в коррупции, взятках, приписках, потеряли порядочность, нравственную чистоту, скромность, партийное товарищество" ("Исповедь" 1993)


            Что же толкнуло на такие резкие высказывания и впоследствии действия будущего Президента страны, вплоть до выхода из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС в 1987г., человека, прошедшего полный курс партийной школы с азов, начиная с секретаря Свердловского обкома партии, первого секретаря Московского горкома партии по вопросам строительства, заместителя председателя ГосСтроя, депутата Верховного Совета, председателя Верховного Совета СССР, и наконец, Президента России? Вопрос об отмене льгот и привилегий Ельцин поднимал неоднократно, вступал даже в перепалку с членом Политбюро Е.Лигачёвым, ратовал, чтобы были опубликованы все постановления Политбюро, в том числе и материалы октябрьского Пленума 1987г. При всех противоречиях с М.С. Горбачёвым, хотел идти ему на выручку - лететь на Форос, куда стягивались бригады морской пехоты, разведывательный батальон, 7 БРДМ, 8 БТРов ("бельбекская операция"). Не случайно, что среди членов ГКЧП были военные: Язов, Крючков, Пуго, Тизяков.

           События августовского переворота случились не внезапно. Этому предшествовал ряд событий, в которые простые обыватели просто не были посвящены, решаемые на высоком уровне. Отставка премьер-министра В. Павлова, пытающегося внедрить новую концепцию управления страной, отмежевание партии от левых и объявление ЧП под жёстким контролем центра с Президентом СССР. Концепция называлась "Концепция действий блока центристских сил, возглавляемого Президентом СССР". На том момент времени интересы коммунистической партии и М.С. Горбачёва были едиными. Ревизии уже начинались при Горбачёве (КП от 15.10.91). У Эллы Панфиловой был на руках документ, который смог бы спровоцировать отставку Павлова. Выяснилось, что последний занимался подлогами и тем самым обманывал парламентские комиссии. Сначала он всегда составлял 2 резолюции: одна - "принять замечания депутатов", а другая, предназначавшаяся своим коллегам содержала "поосторожнее, не засвечивайтесь". Результаты проверок касались и распределения жилья в СовМине. Горбачёв, ознакомившись с делами подписал, чтобы наказали виновных. Оказалось, что на содержание СовМина расходы были превышены на 7,4 млн. рублей. Коррупция уже тогда охватила все руководства хозяйственного управления. Спрашивается, на каких основаниях бывшие уже ПредСовМина Н. Рыжков, его заместители, служащие 208 автобазы ХОЗУ (по новому Продснаб)лишь только закрепили за собой гос. имущество, а не были осуждены по статьям за расхищение государственного имущества. Слияние старой номенклатуры с новой проходило в несколько этапов. Сначала предшествовали должности, а затем прибавлялась коммерческая деятельность.

           О коммерции. Начиналось всё с записки "О непреложных мерах по организации коммерческой и внешнеэкономической деятельности партии" от 23.08.90г. Вот некоторые постулаты из этой записки  - поручить одному из членов Политбюро, секретарей ЦК, наделённому фактически полномочиями казначея партии, вопросы производственно-хозяйственной деятельности и финансово-коммерческой деятельности партии, включая внешнеэкономическую деятельность (ВЭБ); - подготовить предложения о создании каких-то новых "промежуточных" хозяйственных структур (фонды, ассоциации), которые при минимально "видимых" связях с ЦК КПСС могли бы стать центрами формирования "невидимой"" партийной экономики; - безотлагательно приступить к подготовке предложений об использованию анонимных форм, маскирующие прямые выходы на КПСС в развёртывании коммерческой и внешнеполитической деятельности партии. Рассмотреть, в частности, вопрос о возможностях присоединения через участие в капитале к уже функционирующим совместным предприятиям, международным консорциумам; - рассмотреть вопросы о создании контролируемого ЦК КПСС банка с правом ведения валютных операций, об участии партии своими валютными ресурсами в капитале оперирующих в международном масштабе фирм, контролируемых хозяйственными организациями друзей; - провести консультации с ГосСнабом СССР по вопросу об использовании для внешнеэкономического сотрудничества партии советского имущества, оставшегося после вывода советских войск из Чехословакии, Венгрии и ГДР; - создать консультационную фирму со статусом юридического лица, прямо не связанную с аппаратом ЦК КПСС, для практической организации международного экономического сотрудничества и оказания посреднических услуг в сфере внешнеэкономической деятельности различных организаций КПСС и коммерческих фирм братских партий".

                По мнению экономиста Сергея Кугушева, давшего интервью КП от 12.01.91г.,
доверенные лица партии "заключали очень большие валютные контракты, при этом завышалась их цена, и часть лишних денег перетекала на счета западных банков. Но уже как собственность предприимчивого советского чиновника". Наряду  с аппаратной преступностью большие состояния сделала мафия, занимающаяся традиционным мафиозным бизнесом: наркотиками, оружием, проституцией, контрабандой. Впервые информация о контрабанде оружия из страны просочилась на свет во время афганской войны. И дальше: те, кто накопил капитал мог спокойно открыть счёт за границей и стать президентом собственной фирмы, заплатив всего от 1,5 до 3 тыс. долларов. Одновременно в Союзе такой человек мог быть директором предприятия или кооператива, получив статус совместного предприятия или СП. Отсюда выросли и финансовые пирамиды, прикрывшиеся вот такими СП. Не важно, что они тогда продавали - недра или интеллект, главное, что для таких организаций нужны были места складирования денег, а проще нужны были банки, где осуществлялся бы обмен валютой. Взаимное кредитование банков также входило в эту программу развития, так как западные партнёры формально не могли тратить свою валюту на территории СССР,следовательно, они вкладывали только в подчинённые им местные фирмы. Тогдашний председатель КГБ Крючков по такому поводу заявлял, что в Швейцарии хранилось в 90-е гг. 12 млрд. рублей. Часто банки, побоявшись обанкротится, просто брали деньги у государства под гарантию.

              Очень интересные перестановки ожидались и в структурах власти, так как после В.Чебрикова, КГБ возглавил В. Крючков, министром внутренних дел стал 51-однолетний Вадим Бакатин, бывший секретарь Кемеровского обкома партии) На 2 Съезде народных депутатов СССР Бакатин выступал со статистикой о раскрываемости преступлений в Союзе и союзных республиках. Он определил, что с 1985 года до 1987 рост насильственных и корыстных преступлений начал снижаться, но в 1988 их рост увеличился. Зато уменьшилось количество обращавшихся с официальными заявлениями от потерпевших. В период управления Горбачёвым, В. Бакатин хотел вывести из подчинения Советов системы МВД и прямо подчиняться Президенту страны. Начальником ГУВД Моссовета депутаты мечтали видеть генерала-майора Вячеслава Комиссарова. Против этой кандидатуры выступали только председатель Моссовета Гавриил Попов и председатель Мосгорисполкома Юрий Лужков. Но время ставило всё по местам. И 1 декабря 1990г. Указом Президента министром ВД СССР был назначен 53-летний Борис Пуго (с 1976г. служил в КГБ). Тогда ещё Пуго не отставал от своего предшественника: "Органы внутренних дел, советская милиция будут твёрдо и неуклонно стоять на страже Конституции СССР, законности, принимать все предусмотренные законом меры, гарантирующие безопасность советских людей, защиту их жизни. Я призываю всю советскую общественность, всё население страны, средства массовой информации всемерно поддерживать усилия МВД по борьбе с преступностью".

             26 марта Президент М.Горбачёв издал Указ о преобразовании 2-х ГУВД Мосгорисполкома и Мособлисполкома в одно Управление ВД по Москве и Моск. обл. и назначил на должность И. Шилова, но 28 марта 3 Съездом народных депутатов РСФСР было приостановлено действие Указа Президента, а решение Президиума ВС РСФСР остановилось на возложении функций Мосгорисполкома на МВД, и, наконец, 6 апреля, подписано соглашение Лужковым и Б. Пуго о необходимости разграничивать функции и сферы компетенции союзных республик и городских местных органов ВД по охране общественного порядка.

            По сведениям Н.Компанец (заместителя управления делами по финансам ЦК КПСС): на 1 января 1991 года остаток средств КПСС, числящихся в страховом фонде партии, составил 7,7 млрд. рублей, из которых 5 млрд. 353 млн. рублей числились на текущих счетах в банках и в кассе партийных комитетов, а 2,4 млрд. рублей были размещены на депозитных счетах других банков под определённый процент от 4 до 16%. Разыскивали деньги парт.аппарата не только парламентарии, а также партийно-розыскное бюро МВД РСФСР, готовился Указ Президента тогда уже Б. Ельцина о борьбе с организованной преступностью. По данным опроса общественного "Мнения", народные депутаты считали, что препятствие в получение достоверной информации чинит центральный аппарат Союза (61,1%), КПСС (35%), мафия(30,3%), инертность населения(25,3%%),ВПК (20,7%). Реформы коснулись И МВД, АФБ, КГБ.

           В дни путча Ельцин издал Указ "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", при котором все оборонные предприятия союзных республик переходили под юрисдикцию России) Борьбу с орг.преступностью в свою бытность начинал ещё Ю.Андропов.

          С приходом бывшего руководителя КГБ Ю.Андропова, в рядах МВД начались массовые "чистки" с масштабными финансовыми проверками следственной комиссией Т.Гдляна-Н.Иванова. Из аппарата ЦК КПСС и Совета министров больше 1/3 было выгнано, из областных партийных секретарей снято 47, на Украине из 25 секретарей сменено было 9 человек. Прибегая к помощи ферганского и  ташкентского кланов, самаркандская милиция вывела на узбекский след - крупные махинации с хищениями нефтепродуктов, с подделками первым секретарём ЦК Узбекистана А.Рашидовым документов о поставке Серпуховскому хлопчатобумажному комбинату 150 тонн хлопка. Вместо сырьевого волокна были обнаружены их отходы. Приписыванием занимались предприятия России, Узбекистана, Украины, Казахстана. Всех фигурантов так называемого "хлопкового дела" спустя годы в 1991 году освободили (реабилитировали 1600 человек). За годы правления Андропова на посту Ген. секретаря ЦК КПСС (министром ВД был назначен В.Федорчук): в Казахстане с 1980-1983гг. народными судами привлечены к уголовной ответственности 135 милиционеров, в Туркмении - 78, в Свердловской области - 121 человек. Была разогнана служба профилактики нарушений, закрытый организационно-методический центр по передовому опыту, научный центр исследования проблем управления в органах внутренних дел, ВНИИ безопасности дорожного движения. В одной Иркутской области уволены 28 начальников горрайорганов ВД,27 сняты с работы, 103 уволены из органов МВД, 56 коммунистов исключены из партии, 162 получили партийные взыскания, по приговорам было расстреляно 606 человек в 1983г., в 1984 - 512, 1987 только 140 приговоров приведены в исполнение.

         В делах поздних лет звучали фамилии А. Веселовского, офицера ПГУ, М.Н. Хотимского ("Технология и каучук"), Гребенщикова (подполковник КГБ),А. Вольского(научно-промышленный центр "Симако"), В. Стародубцева ("Крестьянский союз"), председателя Внешэкономбанка СССР Алибегова, братья Балыковы (ген. директор ПТО "Менеджер"), а в целом партия создала за те годы свыше 600 СП.

         Теневая экономика нанесла ущерб государству в 150 млрд. рублей.4 ноября на Госсовете от Ельцина прозвучала мысль об объединении МВД и КГБ в единую структуру, и объединение произошло 19 декабря 1991 года Указом №289 "Об образовании министерства безопасности и внутренних дел РСФСР" на базе МВД СССР, межреспубликанской КГБ и АФБ.

         Закон о кооперации долгое время блокировался. Министр ВД Власов издал указание №10 работникам милиции, что им запрещается не только проверять "сигналы" и документы по кооперации, но даже заходить в помещения кооперативов запрещалось. А через несколько месяцев министр отменил своё постановление. В 1989 году кооперативов становилось всё больше. Откатные деньги требовали вложений, поэтому для этого пригодились "Правила перевоза и продажи для вывоза за границу иностранной валюты за счёт личных средств граждан", чтобы перевести деньги требовалась всего лишь справка о происхождении денег, приходный ордер о сдаче рублей во Внешэкономбанк и заявление владельца денег об их переводе. 1,5 заявлений требовали наказать вымогателей.Уголовных дел было заведено 1107, а к ответственности привлечено было всего лишь 678 человек.

        А сколько взяток было вручено при обещании открыть эти самые кооперативы, фонды, СП, сколько было продано лицензий на продажу нефтяных месторождений. Почему, даже спустя столько времени, когда уже КПСС "переродилась",мракобесие не изживается. Законы вышли и в УК и Гражданском РФ. Где те структуры, которые по версии самого Ельцина должны были заниматься не борьбой с митингами и шествиями, а с настоящей преступностью. Сама система своей нерешительностью и невнятной политикой подставляла своих же подчинённых людей, способствовала падению их авторитета и даже подталкивала к самоубийству, как это случилось с ГКЧП. Да, Б.Ельцин был выходцем из той системы, но он нашёл в себе силы отказаться от двойной изжившей себя морали. Смог он или не смог - не нам судить.

         Закон об экономической амнистии не поможет решить ситуацию с коррупцией. Здесь нужна не только статьи декларация доходов и расходов, по конфискации имущества, по запрету на ведение коммерческой деятельности, имению счетов и недвижимости, а также экспертиза создаваемых и регистрируемых предприятий, по защите работников сферы МВД, свидетелей и потерпевших, официально легализованных доходов и ратификации 20 статьи Конвенции. Мало принять закон, нужно, чтобы он ещё и работал, а руководству партии не только отсчитываться о проделанной работе на уворованные деньги у своего же народа, надо ещё и коммунизм для других построить.

   в статье приводится статистика газеты "Комсомольская правда" за 1991,1992 годы и из книги Ф.И. Раззакова "Бандиты времён социализма"(Хроника российской преступности 1917-1991гг.) - М.:ЭКСМО,1996
         


Рецензии
Страна под названием СССР развалилась не поэкономическим причинам. К концу восьмидесятых она продолжала оставися второй экономикой мира. Она развалилась потому, что партийно государственная верхушка страны забыла про свою коммунистическую идеологию и вместе со своей родней захотела жить намного лучше, чем позволяла ей экономика страны. Вот и все!
Спасибо!

Виталий Овчинников   24.11.2013 16:27     Заявить о нарушении
Ничего не понрял. О чём это? Для кого?
ПояснИте!

Нестор Тупоглупай   24.11.2016 14:56   Заявить о нарушении