Главный вопрос жизни - как жить среди людей

Отрывок из книги "Прогулки в закоулки"


Добродетель – это первый признак благородства,
именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.
Мольер французский комедиограф,
создатель классической комедии

Валерий Сергеевич Золотухин до конца своих дней трудился как одержимый, несмотря на то, что был знаменитым актером и мог почивать на лаврах.
Родился он за день до начала Великой Отечественной войны в далеком алтайском селе Быстрый Исток. Истово веря в свое предназначение, после школы поехал покорять столицу и… стал одним из ведущих актеров, наверное, самого непредсказуемого и скандального театрального коллектива Москвы – Театра на Таганке. Золотухин также известен и как талантливый киноактер – снялся почти в восьмидесяти фильмах, и как самобытный литератор – написал ряд увлекательных книг. Прочитав несколько лет назад его нашумевший двухтомник «Таганский дневник», я написал Золотухину письмо. Видимо, мое послание задело Валерия Сергеевича за живое. Он прислал мне в подарок свою книгу «Пляши, брат, – где-нибудь играют…». На титульном листе была надпись: «Баюканскому Валентину Анатольевичу от режиссера Золотухина В. На добрую память. Храни Вас Бог!»
Характерно, что представил себя Валерий Сергеевич режиссером, хотя был артистом. Это был тайный знак, понятный лишь нам двоим. Ведь «Таганский дневник» – это, по сути, хорошо продуманный и удачно поставленный Золотухиным исторический спектакль для будущих поколений.
В письме я заметил Валерию Сергеевичу:
«Для меня Ваша книга скорее не «Таганский дневник», хотя и это верно, но «Записки актера, писателя и иногда человека». Если Актер и Писатель с большой буквы, то места для человека остается немного. Первые две сущности главенствуют и подчиняют себе все остальное, ибо схожи и поддерживают друг друга, так как в их основе – вымысел и возможность приравнять его к правде. Если быть более точным, то Ваши книги – это  «Записки Режиссера, Актера и Писателя».
Оказывается Вы – гениальный режиссер! Вы не только придумали Золотухина, Вы его гениально сыграли, и при этом заставили активно играть Ваши роли Любимова, Филатова, Губенко и многих других персонажей. И даже читатели негодуют и рукоплещут, строго выполняя отведенную им Режиссером роль. Браво!»
И еще мне хочется воскликнуть: «Однако, господа присяжные заседатели, не все, к сожалению, рассказал нам Автор, ей-богу, не все. Я подозреваю, что в его дневниках остались неиспользованные страницы, которые, даже для нас, читателей, он не захотел открыть».
И в этих неопубликованных страницах Вы сохранили тайну, оставили за кулисами того Валерия Золотухина, который не вписывается в созданную Режиссером Золотухиным роль. Может быть, это сделано осознанно, для следующих книг? Уж очень многозначительно и сильно звучат намеки на эти неопубликованные страницы, на эти неопубликованные чувства».
Через три года я встретился с Валерием Сергеевичем в Театре на Таганке как раз в день его рождения. Он продавал свои книги в фойе. Когда я напомнил ему о своем письме, он тут же  воскликнул: «Как же, помню». Взял книгу и неожиданно подписал: «Валентину, все о чае!» 
Как и полагается столичной знаменитости (тем более ему, столько перевидавшему на своем веку), Золотухин мог и забыть о моих увлечениях, как собственно, и обо мне, но… помнил!
Жаль, что его уже с нами нет. Я бережно храню три книги с автографами Валерия Сергеевича – яркого человека, который сумел так удачно создать собственную Судьбу, и рад, что встретил его на своем жизненном пути. 
Конечно, я мог бы рассказать и о других удивительных людях, с которыми лично знаком,  но продолжу повествование, потому что в нашей жизни еще полно тех, кто успехам обязан лишь своим многочисленным покровителям.
Я иногда вспоминаю одну историю из своей армейской службы. Это произошло еще в советские времена, когда вроде бы ни о каком расслоении общества не было и речи, и мне тогда казалось, что все люди равны между собой.
Однажды получив увольнительную, мы с моим другом-москвичом Дмитрием пошли к нему в гости. Он предупредил свою маму, что придет с сослуживцем, и она приготовила нам шикарный обед: тушеное мясо с баклажанами, различные колбасы и салаты, которых я раньше никогда не пробовал, всевозможные хлебобулочные вкусности, редкий цейлонский чай. Я обрадовался: какая хорошая женщина – понимает, что в армейской столовке такого не дают. Также льстило и то, что меня так угощают в семье, которая занимала достаточно высокое положение в обществе. Наполнив наши тарелки деликатесами, хозяйка первым делом поинтересовалась, кто мои родители. Узнав, что мой отец писатель, а мама фармацевт, слегка скривилась, но продолжила свое «анкетирование».
– А есть ли у вас дача? – допытывалась она. – Нет? Странно!
– А машина у вас есть? И машины нет? – Тут женщина скривилась еще больше и сразу же потеряла ко мне интерес.
Ее поведение озадачило: я реально осознал, что о человеке могут судить не по его способностям и поведению, а по наличию машины и дачи. Было удивительно и то, что она, жена полковника, занимающего генеральскую должность в одной из военных академий, интересовалась у обычного солдата, наличием имущества его семьи, а не тем, как нам служится с ее сыном, брат которого, кстати, тоже был старшим офицером.
Эти люди, считая себя интеллигентами, жили по рыночному принципу «ты – мне, я – тебе», который всегда мне претил. Вспомнился случай, произошедший пару недель до этого. На ужине друг-москвич в присутствии сослуживцев начал выклянчивать у ротного увольнение на выходной с ночевкой. Офицер, улыбаясь, ответил: «Неси литр коньяка – отпущу» – «Принесу». Все засмеялись, считая это шуткой. На следующий выходной мой друг получил увольнение.
Впоследствии, когда наша совместная воинская служба закончилась, мой товарищ достиг больших высот на военном поприще, естественно, не без помощи своих влиятельных родителей. Этого он не скрывал, откровенно посвящая меня в тайны столичного бомонда.
Прошли годы. Советский Союз распался. Общество разделилось на группы, в зависимости от достатка и занимаемых должностей. Появились супербогатые и те, кто еле сводит концы с концами. Теперь я уже не удивляюсь, когда какой-нибудь сынок влиятельных родителей становится в двадцать с небольшим лет генеральным директором предприятия, хотя до этого почти никогда не работал ни на одном производстве.
Но мне отрадно, что почти все, о ком я пишу в этой книге, достигли высот лишь благодаря своему огромному таланту и упорству в достижении цели. Они шли до конца собственной дорогой, с которой могли множество раз свернуть. Моя новая знакомая Тамара Алексеева тоже достигла всего сама. Сейчас она – успешный руководитель предприятия и еще яркий литератор.
Тамара считает, что каждый человек должен найти свое предназначение, открыть в этом мире что-то новое: звук, форму, цвет или мысль. Потому что жить на Земле не оставив следа – это равносильно тому чтобы бродить без конца и края по каменистой пустыне, лишенной небес и воды. Писательница в своих произведениях обращается к людям:
– Человек родился гением, но, не зная своего предназначения, бездумно плывет по океану вечности. А какая-нибудь самолюбивая посредственность, не обладающая и сотой долей его талантов, умеет выловить свою мечту даже со дна моря. И это происходит оттого, что не каждый напрягает волю, чтобы организовать собственную жизнь и распорядится своим даром.
Жизнь приучила Алексееву действовать решительно и самозабвенно, идти вперед, оставаясь при этом самой собой.
«Если натянуть тетиву, разве не полетит в небеса стрела певучих слов? Разве наполнится медом улей, если каждодневно не носить нектар по капельке? – обращаясь к читателям, патетически вопрошает Алексеева.
«Беда многих в том, что они тратят собственную жизнь на удовлетворение потребностей других людей» – убеждена писательница.
«А, как известно, всему свое время – разбрасывать камни и их собирать, служить другим и выполнять собственную миссию на Земле» – развивает свою мысль Тамара.
«Необходимо идти своей тропой, которая может быть труднее всего, и отвергать те проторенные пути, которые предлагает мир, и тогда можно дойти до собственного счастья кратчайшей дорогой».


Рецензии