Свобода и несвобода

Свобода не может существовать без несвободы, даже на плане идеальном. Обретая свободу, человек неминуемо ограничит её часть и создаст несвободу, как условие, пререквизит, существования себя самого.

Свобода твари по определению не может быть больше данного, фактического. Природа твари всегда превышает её тварную (данную при сотворении) свободу.

Полная свобода невозможна для человека, но только данная, в некоторых пределах, частичная и ограниченная. Полностью свободен только Дух, а человек, тварь, свободен лишь в меру той части Духа, что была сообщена ему Творцом.

Всякое творчество, по определению, есть самоограничение. Человек творящий заключает себя в рамки, определяющие и ограничивающие его творчество. Вне таких рамок существуют либо Дух, либо безумие и бессмыслица, – как и будет воспринято всякое творчество, не ограниченное рамками.

Стремление "выйти за рамки" присуще всем людям, но только немногим удаётся "расширить рамки", в то же время оставаясь внутри и под защитой их.

Строго говоря, вопрос "свободы" и "несвободы" есть частный вопрос, более общий есть вопрос отношений Духа и плоти. В области собственно Духа этот вопрос не существует, так как для Духа не имеет значения свобода плоти.

Дух не есть нечто отдельное от плоти. Дух – это часть плоти, та часть, которая недоступна изменениям. Неизменяемая, вечная, доступная лишь в ощущениях и на плане ментального конструирования часть плоти, несвязанная плотью, и есть Дух.

Дух изначально свободен, плоть изначально связана, как собственной природой (первичная несвобода), так и представлениями о себе и о Духе в рамках обусловленного (несвободного) сознания (вторичная несвобода). Освободить плоть возможно лишь частично, и полностью свободная плоть уже есть Дух.

Свобода Духа есть абсолютно вещественная свобода, а не что-то умозрительное только, как и сам Дух. Дух есть плоть, и в этом смысле он доступен в ощущениях, но плоть, полностью свободная, что делает невозможным познание Духа в рамках несвободного сознания. Однако, возможно постичь душу.

Все живые существа были сотворены, имеющими душу. Об этом недвусмысленно сказано в первой главе первой книги Св. Писания: "И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую" (1:20), а также: "И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их" (1:24).

Человек, кроме животной души, такой же, как у всех существ, имеет также печать Духа, и это кардинальным образом отличает человека от всех других тварей, выделяет его раз и навсегда из животного царства и, промыслом Творца, ставит над всеми живыми существами царём и вершителем: "Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (1:28).

Душа и тело связаны неразрывно. Как и тело, душа болит, страдает и радуется, испытывает страх, удовольствие, тревогу, растёт и уменьшается, и так же, как тело, умирает. Слово "душа" в не столь далёком прошлом обозначало не только собственно душу, но всего человека, во всей его полноте: "крепостная душа"... Тело и душа ответственны друг за друга, и роль души есть высшая, более могущественная, нежели роль и возможности тела. Душа есть и глаза, и шоры для тела. Как слепец идёт туда, куда направляет его поводырь, так и тело во всём следует склонностям души. Похоти телесные имеют корни и начало именно в душе, и пороки тела суть проявления душевных недугов.

Так же душа любит и желает, как и тело. Если извращается тело, то повинна душа. Кривые пути – это пути души, не тела, тело – плоть, и не видит, а душа – глаза тела. Душа в глазах. По глазам человека узнают душу его, и все недуги.

Спасти душу означает спасти тело, именно потому, что чистая душа не ведёт своё тело в грязь. Но погубить тело не значит погубить и душу тоже, и если грех не от души, но в силу ошибки, или волею обстоятельств, очистить от него нужно только тело, а душа безгрешна.

Душа человека предана ему в понимании и в ощущении. Она происходит от плоти оживлённой, и сохранила признаки плоти, но пониманием мы поднимаем душу выше, хоть и не так высоко, как Дух летает, но всё же чуть выше, чем ползает змей. Он тогда уже не имеет настоящей власти над душой, а в той лишь части, которую мы сами, по собственной воле, отгородили и сделали свободу несвободой, ограничив её для существования себя в мире материальных вещей.

Душа есть паспорт тела, а Дух – "штамп прописки". Настоящее место жительства человека в Раю, ныне же пребываем в аду, по грехам нашим, прошлым, нынешним и будущим.

Подлинная свобода есть не та, которой человек желает и которой стремится на земле. Земная свобода есть связь вещей, которую человек выбрал игнорировать. Это иллюзия свободы. Невозможно освободить себя от этой связи (связей), прежде не освободившись от ложного представления о себе как ценности. "Ценность" человека на земле и создаёт эти многочисленные и многообразные связи вещей, которые он якобы не признаёт, и мыслит себя отдельно от них. "Отдельно" не получится: тварь есть только часть тварного мира, и связана с ним многими "пуповинами".

Только бесконечно малое способно вместить бесконечно большое. Так, почитая себя бесконечно ничтожным, ничем, человек получает возможность приблизиться к бесконечно большому, что есть всё, что есть Бог. Религия уничижает, она принижает человеческое достоинство, она проповедует пассивность и низводит "царя природы" на уровень природы, – так учили нас... Последнее не столь страшно, как звучит на первый слух, и гораздо более соответствует истинному месту человеческому в (не им) сотворённом мире. Прочее же – да, справедливо, с оговоркой: здесь, в этом мире, в правилах мудрости мира сего, – мудрости, которая есть безумие перед Богом (1 Кор. 3:19)...

Разумеется, стать бесконечно малым, изничтожиться совсем человек не в состоянии. Это и не нужно. Важно, что он в состоянии представить себя таковым. Сознание, разум человеческий здесь отступает. А там, где отступает "мудрость мира сего", там – место Бога. Там встречаются бесконечно малое (человек) и бесконечно великое (Бог), в точке приложения умозрительных усилий. Там эти усилия взаимоуничтожаются, ничто есть всё, но человек не есть Бог, а лишь свобода искать Бога.

И эта свобода не ограничена ничем и никогда.


2013.


Рецензии