Творчество

Творчество – это деятельность, направленная на преобразование жизни. Реформаторскому оперному творчеству Рихарда Вагнера сопутствовала постройка Байретского музыкального театра, имевшего общенациональное значение.

Творчество – это рычаг для переустройства мира. После возникновения оперы в 1597 году в крупных городах Европы открылись оперные театры, коренным образом изменившие её культурный облик.

Творчество – это новое качество в труде, это движение вперёд. Особенно интенсивно трансформировало европейскую музыку творчество Людвига ван Бетховена и Александра Скрябина.

Творчество делает труд радостным. Огромное наслаждение от вдохновенного труда испытывали Вольфганг Амадей Моцарт и Пётр Ильич Чайковский.

Творчество предполагает неустанный труд ради вечно сияющей красоты. К её вершинам поднимались величайшие композиторы- труженики Иоганн Себастьян Бах, Рихард Вагнер, Сергей Прокофьев.

Творчество цветёт под солнцем красоты – и в первую очередь животворным солнцем музыки Моцарта, Россини, Верди, Прокофьева.

Солнечное творчество бывает эмоционально-сердечным как в операх Джоаккино Россини или интеллектуально-волевым как в музыке Сергея Прокофьева.

Творчество продлевает жизнь гения на многие века. Сегодня каждый ребёнок знает имя Моцарта, а каждый ученик детской музыкальной школы – имена Баха, Бетховена, Чайковского!

Творчество – это виртуальная жизнь художника после его смерти. Прошло 120 лет со дня трагической кончины Петра Ильича Чайковского, но мы вновь и вновь следим за его душевными переживаниями, вылившимися в глубоко эмоциональную музыку.

Стилистически целостное творчество – это признак высокого уровня развития культуры. Обыкновенно этот уровень достигается в периоды расцвета той или иной художественной эпохи: Ренессанса – в музыке Джованни Палестрины, барокко – в органных произведениях Иоганна Себастьяна Баха, классицизма – в симфониях Людвига ван Бетховена, романтизма – в операх Рихарда Вагнера, реализма – в творчестве Модеста Мусоргского и Сергея Прокофьева.

Высшей формой художественного творчества является эстетически прекрасный, одухотворённый реализм. Он вбирает в себя всевозможные направления, стили, черты, исключая эклектику и пошлость. Это художественный метод Гомера, Шекспира, Гёте, Толстого, Голсуорси в литературе, Баха, Бетховена, Верди, Чайковского, Прокофьева в музыке.

Философско-художественному творчеству открыты все области знания: от реального до мистического. В XIX веке выделяется три музыкальных мыслителя: Рихард Вгнер, Антон Брукнер, Густав Малер.

Гуманистическое творчество – это творчество художника, искренне любящего человечество. В XX столетии яркими представителями музыкального гуманизма выступают Артюр Онеггер, Франсис Пуленк, Пауль Хиндемит, Бела Барток, Бенджамин Бриттен.

Художественное творчество бывает активным, созидательным и пассивным, созерцательным. Однако созидание не отрицает созерцание. В мессах Иоганн Себастьян Бах духовно созидателен, тогда как в ораториях Феликс Мендельсон-Бартольди – духовно созерцателен. Разница налицо: там молитвенно-религиозное пение, здесь – лирическое.

Если в гениальном творчестве отсутствует новое качество, то оно высоко ценит ранее достигнутое. Симфонии Иоганнеса Брамса не назовёшь новаторскими но в них настолько основательно переосмыслен прошлый музыкальный опыт, что кажется, мы присутствуем при рождении новой музыки.

Нравственное творчество содействует формированию морального облика человека. В истории музыки есть композиторы-пассионарии, несущие новое мироощущение. Особенно часто они появляются в периоды великих революций. Ими были во Франции – Луиджи Керубини, в Германии – Рихард Вагнер, в России – Александр Скрябин.

В творчестве красота всегда идейна, идейность – не всегда красива. Это свидетельствует об ограниченных возможностях идейности. Идея, смысл, сюжет, драматические коллизии – всё это поглотила музыкальная красота опер Джоаккино Россини: она стала царицей оперного спектакля! А что имеем в опере Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»? Безраздельное господство идеологии! Итог налицо: «Севильский цирюльник» создан на века, опера Прокофьева – забыта.

Творчество доброжелательно, как бы сурово оно не обличало жизнь. Вдохновлённый исключительно экспрессивной оперой «Воццек» Альбана Берга, молодой Дмитрий Шостакович пишет сатирическую оперу «Нос» по одноимённой повести Гоголя. В ней столько напора, энергии, жизнеутверждения, что ядовитый сарказм отступает на второй план.

Иной раз великое произведение создаётся медленно, вместе с тем творческий акт художника никогда не пассивен. Нельзя сказать, что стихи трагедии «Фауст» Иоганна Гёте или музыка оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в течение продолжительной работы над ними делаются менее выразительными, сколько-нибудь поблекшими.

Творчество – это светлая или тёмная аура художника. У Дебюсси и Прокофьева – светлая, у Равеля и Шостаковича – тёмная.

Когда интеллект и эмоции соперничают, они рвут творческое полотно на части. Нередко это происходит с композиторами-эклектиками, среди которых выделяются Сергей Танеев и Эрнест Блох.

Находясь на поверхности общественного сознания, художник ничего достойного не создаст. В таком положении оказался Кирилл Молчанов. Обратившись к модной повести Бориса Васильева, композитор попытался улучшить оперу «Зори здесь тихие» своей популярной песней «Жди меня». И всё же выдающегося произведения не вышло.

Общественно направленное творчество принадлежит обществу, а не искусству. Творец не различающий границ между общественным и художественным, плавает между Гаванями. Несомненно, оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Ивана Дзержинского обладают некоторыми музыкальными достоинствами, хотя кто сегодня проявит к ним интерес из-за их политической направленности? Молодой, многообещающий композитор не вырос в большого мастера!

Художник выполняющий социальный заказ, не столь криводушен, как тот, кто вступает в идеологическую борьбу ради материальных выгод. В отличие от прямолинейного Ивана Дзержинского, его коллега по профессии Дмитрий Шостакович, которому первоначально был посвящён «Тихий Дон», вёл сложную политическую игру с власть имущими. Получив за свои социалистические «шедевры» пять Сталинских премий, он тайно сочиняет оперу фарс о Сталине! Невольно усомнишься в порядочности этого всемирно признанного «гения»!

Творчество классового характера выбрасывает вперёд кинжалы и финки «холодной войны», ведущей к розни между людьми. Угрожающе звучат названия таких опер, как «Вышка Октября» Б.Л. Яворского, «Броненосец Потёмкин» О.С. Чишко, «Емельян Пугачёв» М.В. Коваля.

«Многоязыковое» творчество – это море, в которое впадают сотни стилистических рек и речушек. Благо, если оно чистое. Однако беда, если мелкое и затхлое. Александр Сергеевич Пушкин «говорил» на десятках поэтических «наречиях», при этом созидая родной русский язык. Он очищал русскую речь от устаревших слов и понятий, беря от иных языков то, что служило обновлению русской словесности. Гений писал для своего народа, и народ полюбил гения непреходящей любовью. Спрашивается: на каком языке «говорили» полистилисты Игорь Стравинский и Альфред Шнитке? Для какого народа они создавали свои музыкальные произведения?

Полистилистика в музыке – это всеядность. Композитор, чьё творчество ориентируется на полистилистику, - всеядное существо, претендующее на обладание изысканным вкусом. Если у Игоря Стравинского, композитора «тысячи стилей», не было потребности в созидании русской музыки, русской музыкальной речи, он помимо своей воли попадал в океан музыки всего человечества, где «плавал» без руля и ветрил! Буквально то же самое происходило с Альфредом Шнитке.

Кровавая экспрессия не делает творчество глубоким. В трагедийной лирике романтиков Джакомо Пуччини и Сергея Рахманинова ощущается поистине шекспироваская глубина эмоций, чего не найдём в экспрессионистической музыке Альбана Берга и Эрнста Кшенека.

Творчество интеллектуалов-экзистенциналистов открывает потаённые миры сознания и подсознания. Есть ли аналоги сартровской прозе в музыке XX столетия? Сколько угодно! Особенно переполнена апокалипсическими «страхами» и «ужасами» музыка польского музыкального авангарда, возглавляемого Витольдом Лютославским и Кшиштофом Пендерецким.

Из микро- и макро-ассоциаций, т.е. из звуков-атомов или звуков-звёзд возникает математически вычисленная музыка. Вполне логично движение из музыкального микромира Антона Веберна в музыкальный макромир Карлхайнца Штокхаузена. С одной и с другой стороны достигнуты предельные границы выразительных возможностей музыки!

Авангардистская дерзость в творчестве бездуховна. Где число, где логика – там нет места для Бога, для высоких стремлений духа. Музыка – не исключение! С детских лет предрасположенный к математике, лидер французского музыкального авангарда Пьер Булез мыслит «структурами» и «монограммами». Известный композитор сознательно возложил на себя миссию «антипода» Сергея Сергеевича Прокофьева. Эти два мира – тональный Прокофьева и атональный Булеза – на самом деле несовместимы.

Талантливые женщины в творчестве поэтичны и нежны. В современной музыке – это София Губайдулина, в советской песне – Александра Пахмутова.

Женские романы насквозь пропитаны сексуальной «клубничкой». Женщины – композиторы, как правило, беспрепятственно выражают свои эмоции в музыке. Иногда их повышенная эмоциональность переходит в напористую чувственность. Это свойственно песням Людмилы Лядовой.

Пассивность в творчестве оборачивается косностью и ретроградством художника. Присмотритесь к музыкальным произведениям и взглядам на музыку Сергея Ивановича Танеева, и вы убедитесь в правоте этой мысли.

Мятежный дух порождает мятежное творчество: в поэзии – это Джордж Байрон, в музыке – Гектор Берлиоз.

Лихорадочное творчество заканчивается преждевременной смертью художника. Вспоминается судьба композиторов Роберта Шумана и Гуго Вольфа, поэта Семёна Надсона, художника Ван Гога, композитора и художника Константинаса Чюрлёниса, композитора Василия Калинникова. Они буквально сгорели в пламени вдохновения!

Непризнанное творчество – либо гениально, либо бездарно. Не сделав оркестровой редакции «Бориса Годунова» и не завершив «Хованщину» Модеста Петровича Мусоргского, Римский-Корсаков оставил бы миру непризнанного гения! Василию Калинникову менее повезло. Талантливому композитору не удалось окончить масштабно задуманную оперу «В 1812 году».

Творческий цветник время от времени нужно очищать от сорняков. Это делали Милий Балакирев, Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и его ученик Николай Мясковский.


Рецензии