Поток жизни

С детства мы привыкли верить в прекрасное будущее. Мы все ожидали что будем довольны своей судьбой. Мы все верим, что не упустим шанс прожить счастливую жизнь и состояние радостного жизненного потока. Океаническое счастье и трудно достижимо. Как только нам удается выполнить некоторые свои жизненные цели, мы немедленно обретаем желаемые новые. Хроническая или острая неудовлетворенность встает на нашем жизненном пути. И мы рано или поздно задаем себе вопрос: "Неужели это всё?" - и мало кому из нас удавалось найти ответ на него.
Некоторые из нас ищут поток жизненного счастья во всевозможных удовольствиях или богатстве, власти и т.п. Однако качества жизни нельзя улучшить таким способом. М.Чиксентмихайи в своей книге "Поток: Психология оптимального переживания" пишет; "Только непосредственный контроль над своим опытом и способность получать радость от всего, что мы делаем, могут преодолеть препятствия, мешающие обретению удовлетворения(1,с.31).
"Контроль над сознанием представляет собой не просто умственный навык. Решительность и сила воли влияют на эту способность не меньше, чем ум. Недостаточно просто знать, как это делается, - нужно целенаправленно делать это, подобно спортсменами музыкантам, постоянно отрабатывающими на практике то, что они выучили в теории"(1,с.50).
Для реализации своего потенциала необходимо:
1.Самостоятельно искать и видеть хорошее, из любой ситуации вычерпывать плюсы. Принять себя со знаком +!
2. Сосредоточить внимание на препятствиях, мешающих достижению целей, и устранить их.
3. Найти новые решения и новые возможности.
4. Ставить ясные цели и задачи при наличии знаний, умений и навыков (или их приобрести).
5.Изменять цели, если обстоятельства делают их бессмысленными.
6. Полностью погрузиться в деятельность.
7.Научиться чувствовать баланс между своими возможностями для действия, существующими умениями и требованиями окружающего мира.
8.Уделять внимание происходящему вокруг.
9. Научиться радоваться сиюминутным переживаниям.
Литература:
1.М.Чиксентмихайи. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

Организация жизни
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_zhizni
Организация жизни определяет, где, с кем и с каким распорядком идет наша жизнь. Организация жизни - эффективный способ скрытого влияния на поведение, как поведение свое, так и поведение окружающих.
Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… — нет, стены не принуждают. Мы их даже как будто не замечаем. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть — организация жизни.
Организовывать свою или чужую жизнь можно как внутренними, так и внешними средствами. Если вы тренируете свою память и внимание, чтобы ничего не забывать - это организация своей жизни внутренними средствами. Если вы пользуетесь Outlook-ом и все важное в блокнот и на другие внешние носители, вы организуете себя внешними средствами.
В организацию жизни входят такие элементы, как выстраивание ситуации, учет и планирование времени (тайм-менеджмент). Организация жизни - один из методов личной самоорганизации для достижения целей.

Организация собственной жизни внешними средствами
Материал Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями.
Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.
Внешняя память
У вас может быть прекрасная естественная память, однако при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватает. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память — наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все что нужно, мы всегда могли легко найти.
Для эффективной самоорганизации собственной жизни все большее число деловых людей используют внешние носители: блокнот, диктофон, КПК или ноутбук. Это - наша внешняя, искусственная память.

Выстраивание ситуации
Материал Выстраивание ситуации - это не кнут и не пряник, не подкуп и не принуждение, а выстраивание (организация) элементов ситуации (время, место, окружение, участники, роли и диспозиции), когда все, что происходить должно, происходит само собой.

Например, лежачие полицейские на дороге - они водителей не уговаривают и не запугивают, но лежат так, что водители сами понимают ситуацию и сами принимают нужное решение.
Выстраивание ситуации - один из методов скрытого влияния и один из важнейших элементов организации жизни.

Элементы выстраивания ситуации
Дистанция общения и другие моменты элементы пространственной организации общения (проксемики).
Приемы выстраивания ситуации
Приемы разнообразны, как сама жизнь. В частности, широко используется управление вниманием, обман, вовлечение и создание ситуации.
Не надо думать, что организация ситуации — это какой-то редкий и экзотичный способ влияния на поведение людей. Напротив, это способ повсеместно распространенный и, возможно, настолько привычный, что во многих случаях мы уже перестали его как прием воспринимать.
Надо бодро сделать зарядку — включили бодрую музыку.
Музыка не заставляет, музыка не подкупает, музыка создает ситуацию, когда зарядку делать легче. Организация энергетизирующей ситуации.
Кинули тезис, интереса принять его нет, силой заставить принять его невозможно — но это и не нужно, если тезис можно логично обосновать.
Хорошая аргументация на логичных людей действует просто потому, что обоснованная аргументация принимается. Организация осмысленной ситуации.
Годовалый ребенок ползет не в ту сторону. Запрещать? Заинтересовывать? Папа несколько раз закрутил ребенка на полу, как юлу - ребенок сидит, вертит головой, потерял ориентировку. Папа развернул его в нужном направлении - у ребенка старое уже выветрилось, он пополз в направлении нужном.
На старой даче все удобства были на улице, дачу обновили-отремонтировали, теплый туалет появился дома. Но старая бабушка по привичке все равно ходит не в туалет дома, а идет на улицу, хотя зима и холодно. Зять жалуется жене: "Не знаю, что и делать, я ей тысячу раз говорил!" Жена пожала плечами: "В чем проблема? Решу". Взяла и постирала все бабушкины вещи, повесила сушиться на улицу. Бабушка три дня сидела дома, потому что на улицу выйти не в чем. За три дня перестроилась, привыкла ходить в новый туалет. Все!
Классический, элементарный пример: в одном высоком министерстве, где было много женщин, постоянно возникали недовольство тем, что лифтов надо было очень долго ждать. Заставлять женщин не сердиться — глупо, заинтересовать не сердиться — нечем. Впрочем, как только на площадке перед лифтом повесили красивые зеркала, недовольства прекратились.
Ситуация стала другой — у людей изменилось к ней отношение. Естественно.
Премьер-министр Италии, медиамагнат Сильвио Берлускони проводит совещания кабинета министров в зале без кресел. Все министры стоят, и в результате большинство вопросов в правительстве Италии теперь решается гораздо быстрее. Никто никого не заинтересовывает, никто никого не принуждает: ситуация такая.
Очень похожие механизмы часто используются лидерами и руководителями любого ранга. Например, идет выездной семинар, психологический тренинг, лидеру дня нужно собрать участников на очередное мероприятие. Для этого есть ритуал — все должны громко считать: «Десять, девять, восемь…» и так далее до «Сбор!», в это время все опаздывающие бегут. Хорошо, все разумно, только как конкретно вы в роли лидера дня организуете все это?
Представьте конкретно и живо: вот сидят рядом с вами люди, вы встаете и говорите им: «Давайте посчитаем!»? Ну, скажете… Ну, возможно, они даже будут это делать, хотя вот они сидят, а вы оторвали их от интересных бесед и заставляете глотку драть. Они сидят, а вы тут перед ними стоите. Вы им — помеха, и энтузиазма поддержать вашу вроде бы разумную инициативу — нет.
Ну, не хватает.
Можно ли сделать что-то очень простое, чтобы ситуация вдруг изменилась и люди стали вместе с вами, лидером дня, считать бодро и с энтузиазмом? Можно.
Нужно изменить только одно: люди должны встать. Надо сделать так, чтобы они считали — не сидя, а стоя. Сделать это несложно, на просьбу подняться легко поднимаются все, а дальше — а что изменилось дальше?
Снова представляйте конкретно и живо: вот рядом с вами стоят люди, громко считают…
Кстати, стоя громко считать гораздо легче, чем сидя — проверьте!
Вы объединены с ними общим кругом, и они знают, что по факту они сядут тогда, когда соберутся все. А сесть — хочется, поэтому они будут кричать счет бодро и энергично, чтобы быстрее все собрались и чтобы они быстрее сели!
Все. Все, что было сделано — это организация ситуации.
Формула «О-алгоритма»
Подводя итоги и рисуя формулу: можно ли сказать, что «О-алгоритм», алгоритм влияния через создание удобной ситуации (формирования нужного состояния) выражается формулой «СИТУАЦИЯ — ДЕЙСТВИЕ»?
Можно, но в этой формуле недостает одного элемента, и этот элемент — ПОНИМАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ситуации или состояния. Полная формула имеет следующий вид:
Ситуация — интерпретация — действие
или
Состояние — понимание — действие
Почему между ситуацией (или состоянием) нужен посредник: интерпретация, способ понимания происходящего? И всегда ли он нужен? В физическом мире этот посредник не нужен: если ежику дать хорошего пинка, он летит в нужном направлении без всяких посредников и не по причине сильной мотивации, а по траектории полета: по природной необходимости физического тела, получившего импульс движения. Также, если нам нужно пройти в соседнюю комнату через дверь в стене, стена управляет нашим поведением без посредников и без всякой мотивации: она создает естественную необходимость искать дверь.
Конечно, но только для тех детей и взрослых детей, которые уже знают, что такое дверь в отличие от стены, которая не пускает.
Как только начинается человеческий, а не просто физический мир, начинают — интерпретации. Если хотите, интерпретация — это организация ситуации второго порядка, это после того, как создали нужную объективную ситуацию, организация уже субъективной реальности человека.
________________________________________

Методы эффективной самоорганизации
Материал Автор: Н.И. Козлов
Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только – действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать. Самоорганизация - умение организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей.
Если цель живет в душе в форме желания, она, как живая, тянет нас к себе, притягивая и наше внимание, и наши силы. Счастливы те, кому хочется то, что нужно, однако все, что связано с желаниями - ненадежно. Желания - как ветер или погода, погоде свойственно меняться, ветер легко меняет свое направление, так и желание может гаснуть и исчезать. Без самоорганизации многие наши желания оказываются только желаниями, только мечтами.
Если цель живет в душе в форме намерения, она более прочна, но в ней может не быть тяги. Намерение формируется в первую очередь головой, но без развитой воли намерение пусто. Молодой человек намеревался во время отпуска бегать с утра и делать зарядку каждый день, но если его раз за разом затягивают ритмы ночной дискотеки, намерение остается ничем. Если нет воли, нужна самоорганизация.
Достигать большие и трудные цели помогает не только самоорганизация: кому-то помогает воля, волевые усилия, кого-то выручает самомотивация: кнут или пряник в отношении самого себя, побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей.
Самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.
Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… - нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть - организация жизни.
К сожалению, за легкость и естественность нужно платить: прелести самоорганизации доступны только тем, кто заранее к самоорганизации себя приучил, кто потратил силы и время заранее. Самоорганизация - это новые привычки жизни, а к новым хорошим привычкам себя нужно приучать.
Несколько эффективных методов самоорганизации:
• Что написано пером, не вырубишь топором
Любой план, пока он есть только в вашем воображении - это только мечты. Запишите свои планы, и они превратятся в цель! Также - отмечайте свои удачи и достижения, любым удобным способом выделяйте выполненное и достигнутое - это будет хорошим стимулом и наградой. В 1953 году ученые провели исследование среди группы выпускников Йельского университета. Студентов спрашивали, есть ли у них четкие планы на будущее. Только у 3% опрашиваемых планы на будущее существовали в виде записей целей, задач и планов действий. Через 20 лет, в 1973 году, именно эти 3% бывших выпускников стали более успешными и счастливыми, чем остальные. Более того, именно эти 3% людей добились большего финансового благополучия, чем оставшиеся 97% вместе взятые.
• Интенсив как образ жизни
Если вы хотите сегодня убраться в комнате, не растягивайте это на весь день, а договоритесь с собой (а лучше еще с кем-то) четко: 15 минут на разборку шкафа (только!), 15 минут навести порядок на столе (ни минуты больше!!), 15 минут протереть пыль и пропылесосить пол (успеть железно!!!), а потом — абсолютная свобода и совершенная радость!
• Сделать привычкой
Мы сотканы из привычек, а привычка — результат повторения. Привычка обычно формируется на 21 день, и то, что ранее требовало для себя усилий, становится уже легким и привычным. Вы решили обливаться холодной водой: даже если вы начали летом и вам понравилось, вначале нужны усилия, чтобы себя на это организовать. Через три недели это стало привычкой, стало естественным, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность: если сегодня не облились, вам уже как-то странно. Уже чего-то не хватает… Итого: если новое начинать и каждый раз бросать, помучив себя неделю, вы всю жизнь будете только мучиться. Если приучать себя к новому немного подольше, новое становится привычным и естественным. Ранее чужое — становится нашим.
• Тайм-менеджмент: план и распорядок дел
Если вы утром составили себе образ будущего дня, составили список того, что сегодня вы планируете сделать, распределили все дела по порядку и привязали все обязательное к определенному времени, ваш день идет легко и четко. Как по плану.
• Учить другого
Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то из близких или друзей. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»
Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов (Смотри Развитие воли). Воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта, и эта методика подходит не всем. Силовикам - подходит, Душкам и Тактикам нравится что-то более мягкое и гибкое.
Для Душки и Тактика подходит более гибкая и позитивная методика: знать, где о чем думать. Суть методики: есть две ситуации — пока вы думаете и когда вы решение уже приняли. Так вот: пока вы думаете, сомневаться нужно. Когда решение принято, сомнениям места уже нет. Подробнее смотри Методика Знать, где о чем думать

Цель
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/cel
Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает человеку не сбиться с намеченного пути.
Ребенок стремится к маме на руки, мама стремится выключить газ, чтобы не убежала каша, папа в это время стремится на работу... Все к чему-либо стремятся, и большую часть времени действия людей имеют ту или иную, как правило малоосознанную, цель. При этом бывает, и нередко, что люди (даже взрослые), ведут себя бесцельно: бесцельно гуляют по магазинам, бесцельно начинают и продолжают разговоры. Если смотреть не на ситуативную активность, а на жизнь в целом, то большинство людей живет в достаточной мере бесцельно.
Те, кто живет осознанно, обычно ставят себе цели, и это цели могут быть самого разного масштаба. Начинается новый день - определяем цели и дела дня, начинается разговор - определяем цели на разговор. Думаем о жизни в целом - определяем цели на год, на несколько лет вперед, определяем цели на жизнь, определяем свою миссию в жизни.
Когда люди действуют, имея ту или иную цель, цели живут у них в душе в очень разной форме. У детей и женщин цели чаще живут в форме желаний, когда желание становится острым и опредмечивается - в форме предмета стремлений. У людей более осознанных и волевых цель живет в форме намерения, и чем более человек развит, тем его цели более осознанны и грамотно сформулированы. Когда движение к цели повторяется и становится привычным, оно превращается в привычку, шаблон и автоматизм.
Ориентируясь на людей достаточного уровня развития, можно сказать, что для них цель - не просто предмет стремлений, а конкретный образ желаемого результата, четкое видение того, что должно быть в результате его общения или деятельности. Красиво и сильно можно сказать, что цель - это мечта с взятыми на себя обязательствами ее достичь.
Правильно ставить цели - отдельное искусство. Не всегда легко определиться, в какую сторону двигаться, и есть специальные правила, как оформлять, формулировать свои цели. Точку наших устремлений превращают в цель наши дела, наша активность по достижению желаемого. Сама по себе постановка цели, если постановка цели не переходит в достижение цели - вещь бессмысленная. Но обычно те, кто не намерен чего-то достигать, и не занимают себя постановкой целей. Именно поэтому те люди, кто ставят себе цели по жизни, оказываются эффективнее тех, кто действует без цели или свои цели четко не определяет.
Достижение цели
Достижение цели предполагает работу, тут нужно что-то делать: а именно правильно поставить цель, продумать план, организовать (замотивировать) себя на выполнение плана. Как правило, тут нужны настойчивость и волевые усилия: целеустремленность и самоорганизация.


Рецензии