V. Потребление дыма сгорающих растений
«В качестве первых приспособлений для вдыхания дыма служили самые простые предметы – кусочки тростника, полые кости и рога животных. Позже появились глиняные и деревянные, реже металлические трубки незамысловатой цилиндрической формы. На фреске храма Майя, построенного в V веке н.э., изображен жрец, выдувающий густой дым через трубку, похожую на длинный мундштук. В Центральной Америке и в долине Миссисипи были обнаружены трубки, относящиеся к доколумбовой эпохе, сделанные из минералов стеатита или катлинита и украшенные резьбой или изображениями голов птиц и зверей. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших в 1492 году с экспедицией Колумба к берегам Центральной Америки, словом «tobaco» у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, в признании целебных свойств табака европейцы неожиданно и полностью согласились с индейцами. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний» («Клуб любителей трубок»). «Широко использовались так называемые кальяны, онтология и этимология которых феноменальна. У этого приспособления более 40 названий на разных языках и наречиях. Первые кальяны делались из подручных средств. На островах колбой служил кокос, а шлангами – полый тростник. На равнинных частях в качестве колбы могли использовать тыкву. Наиболее вероятны гипотезы американского и африканского его происхождения. В сакральных цивилизациях нередко пользовались «трубками мира», которые назывались калуметами (обращает на себя внимание родство этого индейского слова с арабским кальяном). И только недавно кто-то начал использовать папирусные трубочки с благовониями в качестве так называемых папирос, что являлось нарушением традиций» («Лечебное курение»).
Вообще, кальян более чем символичен и представляет собой священный сосуд, повторяющий мироустройство, и в котором так называемое великое делание происходит как бы воочию. В чаше сгорает сухое растение и превращается в дым. Здесь огонь соединяется с воздухом и землёй (а это и сырье, травы). Дым проходит дальше по пещерам глиняного сосуда и встречается с металлом, которому он отдает весь свой жар. Затем дым встречается с водой, которой отдает весь свой яд. То есть дым уходит на дно сосуда с жидкостью и пузырями поднимается вверх через вино, молоко или воду, оставив горечь и обретя божественные черты. И вот получается чистое вещество, выводящее нас за пределы устройства. А ведь это – уже привычная история о путешествии человеческой души. В этом варианте делания огонь помещён внутрь сосуда, а не расположен снаружи, установленным под колбой, как этот процесс затем изображали алхимики, но, на самом деле, это лишь сближает модели, поскольку в средние века считалось, что вещество огня проникает сквозь стенку сосуда и попадает внутрь. То есть кальян – то же яйцо мира, где происходит соитие мужского и женского, всех первоэлементов.
Эта идея устройства является центральной. Например, чтобы употребить мухомор – ещё одно секретное яство – его нужно высушить, без этого не получится вещества. В модели четырёх стихий (а у китайской их пять, как описано ранее) сам мухомор – это соединение земли и воды, и теперь его нужно соединить с огнём и воздухом. Мухомор считался одним из воплощений Священного Дерева и именовался «плотью Бога» (здесь стоит обратиться к его многослойному термину ацтеков «тео-нанакатль»). Ножка гриба соотносилась с осью мира, а красная шляпка, усыпанная белыми пятнами, – это звёздное небо, тогда корневая система – подземелье. Обнаруживаются не только каменные изваяния божеств в виде грибов (XXX в. до н.э.), но и целые храмы, посвящённые им, в стенах которых божества молвили людям будущее. А также, не церемонясь, вели человека к скорому просветлению: «был низвергнут в ад и по приказу мухомора принуждён он был пасть на колени и исповедовать грехи свои, сколько мог вспомнить» – делится Крашенников в «Описании земли Камчатки». В сыром же виде гриб смело едят животные, отчасти с целью, чтобы избавиться от паразитов. И также использовался во врачебной практике и для многих других целей при умелом применении. А один из распространённых способов – курение мухомора с травами.
Всё по старинке. Сворачиваем подвысохший опавший лист, можно начинить его перетёртой сухой или полусухой смесью разных трав и корений по вкусу. В ход идут самые обычные травы: зверобой, мята, подорожник, тысячелистник, хвощ, эвкалипт, чабрец, донник, шалфей, смородина, крапива и вообще всё, что есть лесу. Такое шаманство, проводимое от одного до нескольких раз в году, обычно по весне и осени, когда земля сырая, для любого человека естественно и служит способом разобраться в мыслях, вернуться к истоку, природе. Вместе с тем, едва ли можно усомниться, что это полезно не только для психического здоровья и является частью единой цепи. Ведь поскольку человек был сделан из теста, то время от времени его нужно мять и раскатывать скалкой, ему ещё нужно себя испечь, дабы впустить в себя жизнь и душу. Нужно бегать босяком, иногда просыпаться на дереве, и, в конце концов, вернуться в утробу. Тогда как дым костра наилучшим образом заставляет вспомнить о том, что все мы – прах, равны перед стихией, перед космосом, перед землёй и травой.
Свидетельство о публикации №213080601069