Воспоминания Лимонады

   
     Покойная моя свекровь рассказывала однажды, как в деревне  умирал старик. Он лежал на постели и все время стенал: «Боюсь, боюсь, боюсь…» Домочадцы затыкали уши от его непрекращающегося  «боюсь».  Когда семья садилась за стол обедать, он смотрел на них, молодых и здоровых,  аппетитно жующих ,и проклинал. Злился и проклинал. Так и умер со словом «боюсь» на устах. Неудивительно, что все вздохнули с облегчением, проводив старика в последний путь. Да будет эта история исключением из общего правила…
      Мы все боимся смерти, это истина. Потому, наверное,  нас привлекает в фильмах героическая смерть. Вроде как  человек  не напрасно умер. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг», -  чеканили  мы на уроке. Кто не знает сего замечательного высказывания Д.И. Писарева о герое И.С. Тургенева. Это служит утешением тем, кто в жизни чего-то не успел, но  сохранил самообладание перед лицом смерти.
     Мой дедушка никогда не проявлял признаков яснознания и все же, проснувшись одним ранним утром,  сказал ни с того ни с сего жене: «Бабк, я сегодня умру.» Бабушка удивилась: «Ты что, дед, с чего ты взял?» Видит, что он ходит, как всегда, и вчера был таким, и позавчера. «Нет, я точно сегодня умру».  Он что-то делал по хозяйству ( какое мужество вообще-то не оплакивать себя, а принять неизбежное). В четыре часа дня лег на печку свою любимую передохнуть и затих. Бабушка его кличет: «Дед, а дед!» В ответ молчание. Поднялась она по лесенке повыше, пощупала тело, а он уже холодный.
     Сама бабушка топталась по дому до последней минуты, а потом прилегла -  и вышла спокойно из тела ее душа. Трудно жила, легко умерла. А признаки ее конца все же были. За два дня до ее смерти приехали мы в гости. Обычно бабушка всплескивала руками, изъявляла радость, принималась хлопотать, а здесь выказала такое безразличие, что меня это удивило. Сидит на лавке под иконами, а взгляд отрешенный такой, как будто все происходящее ей вовсе не интересно, как будто «в себе» находилась. Мне рожать было скоро. «Бабушка,- обращаю я внимание на свой живот,- ты хоть это видишь?»  Она посмотрела на меня, обернулась к красному углу и перекрестилась. Полная отстраненность. Ну, мы сами как-то себя встретили, накрыли на стол, поговорили о том, о сем и уехали. Мне и в голову не могло прийти, что живой я видела ее в последний раз.
     Бабушка не обладала какими-то способностями, умела  заговаривать бородавки да ячмени. И то, говорила она, это дано только первому ребенку в семье. Когда-то давно, в свободную минуту, она рассказала, как умирала девушка в их деревне. «Молодая была девка, красивая – глаз не оторвать. А вот чем болела она – я запамятовала. Вот усадила ее мать, приподняла подушку повыше, чтобы покормить, а она говорит кому-то: «Уходите, дайте мне хоть поесть!» Мать оборачивается – никого нет. «Дочка, ты с кем разговариваешь?» - «Да вон, в углу стоят двое парней, ждут меня.» - «Доченька, мы одни.» - «Да не одни мы, вон они, неужели ты не видишь? Мама, прогони их!» И обращается к «ним»: «Ну что вы меня торопите, ну что поесть не даете, вот ведь пристали!» А потом вдруг резко оттолкнула ложку и испустила дух.»
     Интересно, что в первом случае мы наблюдали  пример ясного знания, во втором – погружения в себя,  ухода  от  реальности, в третьем – пример   ясного видения.
     В жизни не все так просто. И в опыте умирания тоже. Может,  и  подвига особенного  не надо. Большинство умирающих до самой последней минуты не верят в  переход.  Некоторые медицинские работники, наблюдающие за уходом больных, утверждают, что дается все же перед последним шагом передышечка:  либо  отключается сознание,  либо наступает примирение. Знавала я одну бабулечку, которая только об одном молилась: «Господи, пошли мне легкой смертушки!» Ее молитва была услышана: когда пришла пора,  умерла очень легко.
      Вспомнила свое самое первое посещение храма. Давно это было. Я с трудом различала слова священника, потом  прислушалась к молитве. Не передам дословно, но  просил он Господа  об  избавлении всех присутствующих  от смерти « мучительныя  и позорныя…»
2013


Рецензии
И мне интересно размышлять о таком. В оставлении земного тела кроется нечто сущностное для жизни. Хотя, жизнь для человеческой души - явление сплошное.)

Татьяна Васса   06.08.2016 21:49     Заявить о нарушении
Вот я написала рассказик "Улетела в трубу". Тоже это со мной произошло. Может,я коряво передала свои ощущения, но верите ли,это была такая реальность, что я иногда стараюсь себя ущипнуть, чтобы понять, где я. Этот случай вообще перевернул мое сознание. Хотя сын говорит, что это просто осознанное сновидение. Он читал Михаила Радугу на эту тему. Не знаю, конечно, но жутковато мне было.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   06.08.2016 21:55   Заявить о нарушении
Мне думается что, всё есть материя и всё есть реальность и дух одновременно. Неважно в какой форме существует материя, в тонкой или плотной.Мы не видим воздух, но его ощущаем. Точно также и с другими реальностями, куда, иной раз, случается попадать. От этого у Вас правильное ощущение, что временами, не то, чтобы не отличается, что реальность, а что - нет, а просто не хочется затруднятся это отличать, потому что, по-существу, разницы в этом нет. Вы верно подметили: "И там люди живут"...
В некоторых источниках есть указание на то, что миры - это то, что расположено в "действующей" реальности, ну, там, вселенные и всё такое. А все реальности расположены в одной точке, и мы можем переходить из одной реальности в другую, меняя тело. Но,бывает, получается и без смены тела. При этом, нашего желания не спрашивают.) А, может быть, мы и сами этого хотим, но не ощущаем ту нашу часть, которая этого пожелала.

Татьяна Васса   07.08.2016 08:13   Заявить о нарушении
Интересные мысли, надо подумать. Вообще я заметила, когда начинаешь рассуждать над какой-нибудь темой, как будто поток какой обрушивается, притягивается колоссальная информация, мозги кипят. Но на мистические темы я побаиваюсь писать, потому что мне страшновато. Тут и до шизофрении недалеко.))) Хотя недавно, когда писала пьеску "Конечный продукт, или Нестрашный суд", задумалась о судьбе своих героев и над тем, что такое рай и ад (хотя читала об этом разного много). Я не до конца понимала, чем закончится мое повествование. В эту же ночь мне приснился такой яркий сон, что я встала в три часа и записала мысли, чтобы не забыть. Особенно меня интересовали "райские кущи", так сказать. А мне показали, что рай не имеет особенных кущ, все там обычно, даже бедновато. Ну представьте себе, чтобы кто-то из наших святых сидел в шезлонге и пил шампанское.Рай - это труд без выходных, потому что когда какие-то праздники бывают, люди идут и идут к святым местам. Когда же святым отдыхать? Ну вот, рай - это место, где люди думают о других, помогают другим, оберегают, утешают, вобщем, искренне любят "на небеси и на земли".И эта духовная работа идет без перерыва. То есть, попав туда, человек занимается тем, что ему любо было на земле: несет добро "24 часа в сутки".Приблизительно так, уж извините, если Вам покажется это кощунственным.)))

Ли -Монада Татьяна Рубцова   07.08.2016 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.