Спасатель

"СПАСАТЕЛЬ"

                - То, что сейчас происходит в мире, приведёт
                к скорому концу света, - сказал отец.
                - Ты что, до конца света далеко, - возразил Степашка.
                - Сколько, как до пустыни Сахары? – лукаво спросил отец.
                - Да, - ответил Степашка. – Как до пустыни Сахары.
                - А сколько от нашего Старососновска до Сахары, -
                отец сделал паузу, - сантиметров?
                - Не знаю,- растерялся Степашка. – Наверное, мильон.
                - А ты выйди на улицу, копни лопатой землю,
                и, узнаешь, - посоветовал отец.
                Минут через десять Степашка вернулся
                в дом не на шутку возбуждённым:
                - Пап, пап! До Сахары оказывается двадцать сантиметров!
                Я выкопал ямку, а там – песок! Надо спасать мир!..


                ( по рассказу Ю. Калинина «Учитель математики". 1979г.)




            Андрей Мокрицын, в торгово-криминальных кругах просто Мокрый, быстренько проехался по своим точкам, собрал вчерашнюю выручку, заехал в банк, на склад, в Администрацию. И к обеду, уже полностью освободившись, подкатил к своему дому. У подъезда сидел на скамейке и курил сосед  по лестничной клетке Василий Макарович.
          - Чаво, Андрюха, наработался уже? – ехидно спросил он.
          - Ага,- кивнул Мокрицын. – У Мокрого всё в ажуре, всё схвачено. А ты, Макарыч, всё пенсию прокуриваешь?
          - Дык нет, не пенсию, - лукаво улыбнулся старик. – Жильца я себе нашёл, постояльца.
          - Ну-у, - неподдельно удивился Мокрицын. – Кто такой?
          - Дык шут его знает, - пожал плечами Василий Макарович. – Военный вроде. Документ показывал. На пенсии как будто. Но молодой. Твой ровесник. Не пьющий. За квартиру мне на три месяца вперёд заплатил.
          -Да-а, - протянул Мокрицын, что-то прокручивая в своей голове. – Вечерком зайду к вам в гости. Надо будет познакомиться с твоим постояльцем.

---------------------------------

          В восемь часов вечера, Мокрицын как и обещал, пришёл к Василию Макаровичу. Тот хлопотал на кухне:
          - Ужин свому постояльцу готовлю.
          - А где же он сам-то? – спросил Мокрицын.
          В это время в квартиру вошёл мужчина, снял с себя и аккуратно положил в угол коридора телогрейку, стащил с ног кирзачи и тоже аккуратно поставил в угол.
          - На участке нового микрорайона авария была. Пришлось остаться после работы,- как бы ответил он на вопрос незнакомца.
          - А вот он и сам! – обрадовался Василий Макарович. – Знакомьтесь: это мой постоялец Степан, а это мой сосед Андрюха Мокрицын.
          Мужчины пожали друг другу руки. Мокрицын достал из-за пазухи бутылку водки.
          - Вот, к ужину. Выпьем за знакомство, - предложил он.
          - Спасибо, но я не пью, - вежливо отказался Степан.
          - Странно, - пожал плечами Мокрицын. – На вид вроде нормальный мужик… А не пьёшь!?
          - Ну не пьёт он, не пьёт! Я же тебе говорил. Не приставай к человеку, - заступился за постояльца Василий Макарович. – И не курит.
          - Жаль, очень жаль, - расстроился Мокрицын. – Я думал: новый человек, познакомимся, выпьем, перетрём. Есть тема!
          - Я познакомиться не против. – Степан сел за стол. – Я в вашем городе недавно. И мне интересно познакомиться с новыми людьми. Кое кого я уже знаю.
          Мокрицын тоже сел за стол и раскупорил бутылку.
          - А я выпью. Макарыч, тебе водочки налить? – спросил он хозяина квартиры.
          - Плясни немного, - согласился Василий Макарович и поставил на стол сковородку с картошкой и две пустые рюмки.
          Мокрицын разлил водку, махнул свою рюмку, немного закусив, обратился к Степану:
          - Расскажи о себе?
          Василий Макарович тоже выпил и толкнул Мокрицына:
          - Мокрый, чаво пристал к человеку?! Нехай человек поест.
          Степан поел, помыл тарелку и вилку и налил себе чай.
          - Что рассказывать? – напряг он лоб. – Я бывший военный. Службу закончил старшиной подразделения в звании старшего прапорщика.
          - Ого, очень интересно, - Мокрицын выпил ещё водки.
          - Ничего особенного, - продолжил Степан. – По увольнении вот предложили ваш город. Выдали сертификат на жильё. Строю квартиру. К Новому году надеюсь переехать.
          - А щас где работаешь?
          - В теплосетях, слесарем.
          - Ты чё? – Мокрицын покрутил у виска. – Давай я тебя устрою в охрану. Человеком будешь! Я сам с этого начинал. Потом киоск в аренду взял. Потом выкупил. И пошло! И поехало! Расширился. Фирма Мокрого – во!
           - Нет, спасибо, - отказался Степан. – Наохранялся я. Надо теперь и поработать.
          - Зря, - Мокрицын ещё выпил. – Так бы я тебя в субботу с нужными людьми свёл. Им военные нужны!
          Степан допил чай. Вымыл кружку:
          - Говорю, не нужно мне это. К тому же, в субботу с утра иду с «зелёными» деревья сажать на набережной. Берег-то как разрушается? А после обеда в церковь на вечернюю службу пойду.
          Мокрицын даже встал от удивления.
          - Ну ты даёшь… - присвистнул он. – Какой-то ты уж больно праавильный?! Маменькин сынок какой-то.
          - Обычный я, - спокойно ответил Степан. – А мама умерла при родах. – Степан немного помолчал. - Меня отец воспитывал. А вот ты, Андрей, если бы повидал с моё, то так не говорил.
          - А чё такого я сказал? – закипятился Мокрицын. – Работают щас одни лишь дураки. Я горбатиться на дядю не собираюсь! А твои «зелёные» воще придурки! А в церковь ходят одни убогие.
          - Будет тебе, будет! – попытался успокоить соседа Василий Макарович. – Разошёлся шибко! – и строго добавил: - Не трошь церкву! Не твого ума это дело!..
          Мокрицын вышел в коридор покурить.
          - Прапорщик хренов, - вернулся он на кухню.  Давно бы надо было вступить в НАТО. Жили бы щас припеваючи. Щас вон любые негры живут лучше нас.
          - Чаво ты такое городишь! – опять вступил в разговор Василий Макарович. Замолчи сейчас же! Хорошо что дед твой этого не слышит! За что он голову на войне сложил? А?
          - А чё, не так ли? – возмутился Мокрицын. Чё у нас щас хорошего? Как был «совок», так и остался.  Вот мой племяш молодец – свалил в Израиль. Работает в сельском кооперативе. Так у них там после обеда бананы бесплатные дают.
           Степан внимательно посмотрел на Мокрицына.
           - Чё вылупился? – недовольно рявкнул тот.
           - Так, ничего, - равнодушно ответил Степан. – Просто думаю, а русский ли ты? С виду вроде русский. А несёшь такую чушь! У русского человека обязательно должно быть чувство патриотизма.
           - Чё-о? Патриотизм? – Мокрицын побледнел от злости. – Какой нафик патриотизм! Все патриоты прохиндеи. На своём ложном патриотизме только делают себе карьеру и капитал.
          Василий Макарович уже сетовал на себя за то, что не выпроводил  Мокрицына раньше, вначале беседы.
          - Не знаю, не знаю, - не согласился с Мокрицыным Степан. – Что-то я на службе ни карьеры не сделал, ни денег не урвал. А вот патриотом себя считаю. Во всяком случае, работу свою выполняю добросовестно, чту традиции дореволюционной России, в КПСС не вступал, природу берегу, стариков уважаю.
           Мокрицын хотел было что-то сказать на слова Степана. Но, видимо, слов не нашёл и принялся демонстративно допивать водку.
          Василий Макарович обрадовался предоставившейся паузе и попытался увести разговор в другое русло:
          - Стёп, а кто твой отец был?
          - Почему был? Он жив и здравствует. Женился недавно, - Степан подмигнул Василию Макаровичу. – Знаете, какой он у меня?!
          - Понимаю, понимаю, - Василий Макарович подмигнул Степану в ответ.
          - Да я, Василий Макарович, не в том смысле, - смутился Степан. – Он у меня очень добрый! Тридцать пять лет в школе математику преподавал. Очень любил свою работу, учеников. Весь мир любил! Любит, - уточнил Степан.
           - А что же, Стёпушка, - Василий Макарович хитро улыбнулся, - батя твой вот женился, а что же ты холостой?
                При слове «холостой» Мокрицын встрепенулся, но поняв, что обращаются не к нему, вернулся к своему занятию.
          - Какие мои годы! – оптимистично ответил Степан. – Вот построю квартиру, и женюсь. Раньше, Василий Макарович, не до этого было. Сами понимаете – служба! После срочной, остался на сверхсрочную. Закончил Школу прапорщиков. Был командиром взвода. Потом, когда появились так называемые «горячие точки», стал ездить туда в командировки.
          - Стёп, а как на службе-то сейчас? Я-то служил уже после войны. А сейчас, наверно, всё по другому?
          - Сейчас нормально, - коротко ответил Степан.
          - Стёп, ну расскажи хоть что-нибудь,- не унимался Василий Макарович. - Какой-нибудь случай.
          - Ну ладно, - нехотя согласился Степан. – Расскажу про свою последнюю командировку.

          Василий Макарович устроился поудобнее на стуле. Мокрицын поставил пустую бутылку под стол и тоже приготовился слушать.
          - Наш сводный отряд, - начал рассказывать Степан, - состоящий из офицеров и контрактников, охранял важный объект. Надо заметить, что первые дней пять службы на новом месте прошли спокойно. В ту памятную ночь я был помошником начальника караула и одновременно оператором средств охранной сигнализации. В мои обязанности входило следить за сигнализацией, держать связь с часовыми на постах и контролировать караульных в караульном помещении.
          Ночь есть ночь… Сижу, глаза слипаются. Смотрю, то один караульный «провалился», то другой, то третий. Часовые с постов стали докладывать с задержкой. Думаю про себя: так дело не пойдёт, хоть один человек, но службу должен нести чётко! Даю себе установку: не спать, не спать, не спать! Периодически тормошу караульных. Обзваниваю часовых. Контролирую пересменки. Просматриваю показания сигнализации. Слежу за обстановкой на улице.
          И вдруг, в четыре часа утра, я услышал за забором странные звуки. В этот момент сработала сигнализация «Нападение на караульное помещение!» и какие-то силуэты замелькали перед окном. Я молниеносно нажал кнопку звонка «Тревога» и крикнул: «Караул в ружьё!», выключил свет в помещении, схватил автомат и лупанул прямо по окну…
          - Ну и как? – у Василия Макаровича выступил пот на лице.
          - Отпор дать успели. Наши все остались живы. Двоих ихних уложили, и по всем признакам, у них были раненые.
          Мокрицын сидел и ухмылялся.
          - Па-а-думаешь, - протянул он. – Караул спас.
          - Представь себе, спас! – сказал Василий Макаровияч. – И караул спас. И нашу набережную спасает. И вот сегодня…
          - Чё сегодня? – перебил Мокрицын.
          - То сегодня! Слышал, что Степан сказал, когда пришёл с работы? Авария сегодня была на новом микрорайоне. А Степан не бросил людей без тепла, не сбежал с аварии, как тот Афоня. А вкалывал до восьми вечера! Ему небось за это ещё и не заплатят, - добавил Василий Макарович.
          - Какой такой Афоня? – спросил Мокрицын.
          - Сантехник Афоня! Кино такое было, - пояснил Василий Макарович. – Ты, наверное, не смотрел…
          - Мужики, а не пора ли нам на отбой? – Степан встал из-за стола.
          - Да-да, пора, пора! – поддержал его Василий Макарович. – Андрюха, давай иди домой. И вправду, поздно уже.
           Мокрицын не спеша встал. И не прощаясь «порулил» к выходу. У двери он задержался и ехидно буркнул:
           - Спасатель, гы-гы…
           - Что? Что ты там бормочешь? – спросил Василий Макарович. – Я не расслышал.
           Мокрицын захлопнул дверь.



               

2002 г.


Рецензии