Друг мой Иван. Рассказ первый

В  канун 50-летия великой Победы в ВОВ решил проведать своего товарища, бывшего когда-то моим наставником на комбинате, куда пришёл  работать после  демобилизации. На мой  звонок дверь открыл  незнакомый мне мужчина. О моем товарище  он ничего  не знал. Время с  нашей последней встречи прошло  значительное. Люди уезжают, меняются квартирами. Так я  его потерял.
Человек  он не простой  судьбы. Не раз мог оказаться на вершине житейской   волны, но в последний момент фортуна постоянно  отворачивалась в другую сторону. Сейчас  это  был крупный, по  возрасту грузный, неторопливый в  движениях совершенно  седой мужчина. Позже пойму-след войны.
В  начале  войны ему  шел шестнадцатый год. Красная Армия с тяжелыми боями отходила  на восток, оставляла Белоруссию. Иван пристал к  одной  из отступающих частей.
 Был этот  бывший фронтовик моим  наставником. Всегда спокойный, добродушный. Ко мне относился по  братски. В цехе учил рабочей профессии, в житейских проблемах помогал советом. Позже, в  связи с учёбой в вечернем техникуме, я ушёл работать  на другой  завод. Встречаться стали реже. В то время я не знал, что Иван участник войны, так - как никогда об  этом не  говорил. В  случайном разговоре  сказал, что знает те места, откуда я родом. На комбинате работало много  людей, которые раньше  работали и жили в Березниках, а теперь переехали в Казахстан для пуска нового комбината. Но  оказалось, Иван не из их числа. В моих краях он оказался в  госпитале после  тяжелейшего ранения. Так я узнал, что Иван-участник войны.
Из его  рассказа я понял, что  всю войну он прошёл без единой  царапины. В последний день войны, штурмуя подвалы имперской канцелярии, Иван открыл дверь одной комнаты. Дверь бронированная, но  открывается и  закрывается легко. Комната оказалась битком набита  эсэсовцами. Машинально Иван  захлопнул дверь. Приготовился вести огонь из автомата в упор, рванул дверь и  больше  ничего не помнит. Как  только Иван открыл дверь снова, эсэсовцы встретили его встречным огнём.
Закончилась война, вылечился Иван. Год  за годом проходили десятилетия мирной жизни. По праздникам ветераны надевали костюмы, увешанные  боевыми  наградами, а Иван всегда ходил в своем темно-серой пиджаке, без единой  награды. Мне  было обидно  за него. Думаю, медаль-то могли бы дать, а так даже  не  видно, что человек воевал, был ранен в последний день войны. Но  с другой  стороны думалось, что он мог, как мальчишка, сделать серёзного на войне. К тому-же в последний  день войны попал в  госпиталь, где провалялся  больше  года. Кончилась война, кому до  него дело. Тут  к юбилеям дня Пебеды стали чеканить юбилейные медали, награждать и ветеранов и  всех военных. Но Иван, как и прежде, ходил без медалей.
Наступила 35 победная весна. Прихожу к Ивану. Он обрадовался встрече. Посадил  за стол. Притаскивает  хрустальный прибор. То ли конфетница, то ли фрукты на него кладут, когда  на стол подают. Так вот, наполняет он  этот прибор вином из 700 граммовой бутылки. Все  содержимое  перелилось  в  этот сосуд  и  ещё место осталось. Подаёт мне  и говорит: "Бери  хвужер, пей, пока я  закуску буду делать. -Какой  же  это фужер, говорю. Фужер  такой  огромный не  бывает. -Не  говори, если не  знаешь, отвечает. Видищь ножка высокая, значит  хвужер. Ладно, фужер  так фужер. Тяну потихоньку вино, он на кухне, я в комнате. Переговариваемся. Тут он говорит, что   его   нашол  орден Боевого  красного  знамени. В  те годы, особенно  к юбилеям, довольно  часто  боевые  награды  находили своих хозяев. Наконец, думаю, хоть что-то. Так ты, говорю, почти герой.
Да на что он мне сейчас. Вот если бы молодому дали, тогда да. Действительно, представляю себе Ивана молодого, крупного, с  чубом вихрастым, и  с  орденом  на груди. Все  девчонки  деревенские   ахнули  бы от восторга. В  углу  на куче белья  я  увидел  газетку, где  в  центре   газеты фотография  Ивана. Меня  это   заинтересовало. Взял, читаю, статья про Ивана. Там чёрные по  белому напечатано: Иван за годы войны за проявленное мужество  награждён орденами Ленина, красного Знамени, Красной  звезды, Славы и другими боевыми  наградами. Всего двенадцать орденов  и шесть медалей. Восемнадцать боевых наград, заслуженных, не юбилейных. Орден,про который он сказал, стал четвертым  орденом
Боевого Красного  знамени в его ряду. Стало  быть уже девятнадцать. «Ты чего  замолчал?» - спрашивает. Да, вот газету про тебя читаю. Это правда, что  там напиоано? - Правда.  Так ты на самом деле  герой. И  тут он мне  рассказал еще один  эпизод из военной жизни.
За одну  операцию Ивана представили к присвоению звания Героя Советского союза. Документы оформили и отправили в Москву. В это  время, уже  близко  к окончанию войны, Советские войска готовились к крупному наступлению. Срочно  нужен был »язык» .За линию фронта пошла раэведгруппа и с  ними Иван. Подкараулили легковушку, встретили. В машине оказался офицер в звании полковника СС. Оглушили. При переходе   линии  фронта  эавязалса  жаркий, неравный  бой. Иван самый молодой и сильный. Ему приказали доставить полковника, сами стали его прикрывать. Иван благополучно перебрался  на свои позиции. Вся  группа, прикрывавшая его, погибла. Тут полковник пришол в сознание  и давай  орать по русски. Оказался предатель – власовец. От обиды за своих погибших товарищей, от  злости на предателя, кровь  замутила разум Ивана, и  он расколол череп  полковника прикладом автомата. За это Ивана арестовали и отдали под суд военного трибунала.
Недалеко  от передовой, в тылу  от линии фронта на поляне в  ясный   солнечный день поставили стол. За стол сели три члена трибунала. В  стороне выстроился комендантский взвод. Все  с  автоматами. Начался суд. Результат Ивану  был уже ясен.
В   этот момент налетели немецкие самолёты и выбросили воздушный десант. Немецкие десантники стали стрелять прямо с воздуха. Три члена трибунала нырнули головами под стол. Комендачи побросали автоматы и рыли мордами  землю. Посмотрел Иван, кругом приземляются  немцы. Можно  убежать. Судьи  боятся даже голову поднять. Иван быстро собрал брошенные_ автоматы, залёг и стал отстреливаться. Один против роты десантников. Комендачи  не  в счёт. За весь  бой ни один из них не поднял голову. Благо автоматов много. На звук боя с передовой прибежали бойцы. Вскоре с  десантом было покончено. Стало тихо. Члены трибунала оторвались от  земли. Видят, сидит Иван, вокруг  него дымящиеся  автоматы комендачей. Суд был скорым. Приговор:»3а проявленное мужество при ликвидации десанта противника  Ивана освободить немедленно. Дело прекратить.» Иван вернулся в свой разведвзвод. Опять фронтовые  будни, разведки  в тылу врага, бои, потери, удачи. Как-то Иван спрашивает своего командира-«Как  с присвоением Героя?» Документы дошли только до  штаба Армии, когда Иван угодил под трибунал. Их конечно  завернули. Ваня, мой тебе  совет, забудь  и не пытайся  нигде  об  этом напоминать. Сейчас  главное, чтоб о  тебе  забыли.
Скоро  кончилась война, ранение, госпиталь. Выздоровление. Возвращение  в своё село. Мирная жизнь.
Вернулся  Иван в  село. Вся  грудь  в  орденах и  сверху полоска за  тяжёлое  ранение. В  Белоруссии   знают   значение   такой полоски. Началась мирная  жизнь. А у Иване школьное   образование   не закончено. Воевал Иван, когда  надо  было  учиться .Сказали : "Иван, ты  наш  герой, но  школу   закончить  надо .Пошел Иван в  школу  рабочей молодежи. Вместо вечерней    гулянки сидит Ваня  за партой. В  голову  ничего  не  леэет; да и побаливает она поеле  ранения. И к девчатам  тянет. Пройдёт  зима, а весной   экзамены, никуда от  них не деться. В  голове пусто. Вот тогда надевает Иван все свои награды и  идёт  на  экзамены. Посмотрят  экзаменаторы на  защитника  страны, вспомнят, как  он  едва выжил, поставят тройку. Так и аттестат получил.
После  войны страна  восстанавливала разрушенное   народное хозяйство. В то же  время возводила новые  заводы-гиганты, начала освоение  целинных и  залежных земель. Везде  нужны молодые руки .Подался на новые  стройки и наш Иван. На востоке Казахстана строился  гигант цветной металлургии. Влился в  рабочий  коллектив и  наш герой. Стал бетонщиком, вскоре возглавил  бригаду .Работа  тяжёлая, но  нужная  и  почётная. В  работе, дружбе, любви  незаметно летели годы. Выросли корпуса цехов. Рядом  появился  посёлок  металлургов .Из  других городов съезжались опытные  специалисты. До пуска оставалась несколько месяцев. Всё бы хорошо .Стал Иван  знатным  бригадиром, специалистом высокой квалификации, да сцепился он по каким-то производственным делам с  начальством, поругался. Нет  бы пойти и  дальше работать, а он отказался в  знак протеста от бригадирства. Вскоре  досрочно  объект сдали в строй.
Стали в честь окончания стройки представлять к правительственным наградам особо  отличившихся. За досрочный ввод обьекта  был представлен к  награде  и  бригадир  бетонщиков. Ему вручили Золотую звезду  героя соцтруда вместе  с  орденом Ленина.


Рецензии