Бердяев - о русской душе. Этюд 1

   Реферативно. Изложена личная точка зрения.

продолжение http://www.proza.ru/2013/08/04/591

  В книге Н.А. Бердяева «Судьба России» психологии русского народа  уделяеется немало места. По сути, это тончайшее психоаналитическое исследование русской души.

«Перед русским сознанием нет категорического императива наводить порядок...
 В русском человеке так мало подтянутости, организации души, закала личности. Русский человек ждёт, что судьба организует его душу и устроит его жизнь.

 Русское легкомыслие в земных делах… для русской души убийственнее сидеть по колено в мещанской жизни, чем по колено в воде в окопах».

Ни один народ не доходил до такого самоотрицания, чтобы почти стыдиться, что они русские. Идолопоклонство перед Европой – явление очень русское «восточное, азиатское явление», считает философ. «Вот от этого азиатства пора бы освободиться культурному русскому человеку». Западничество – он называл формой восточной пассивности.

«Русскую самобытность не следует смешивать с русской отсталостью...
Лень, слабоволие, безответственность – восточные качества в русском человеке...
...Национальная самобытность не может быть связана с недостатками... Нам необходимо усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими».
 

«Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нём.

Размеры русского государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении... И в этом народ истощал свои силы, слишком мало оставалось свободного избытка сил…

 Русские почти не умеют радоваться. Подавленность русской души внешней деятельностью на службу государственному колоссу накладывает безрадостную печать на душу русского человека. Страшная централизация подавляет личные и общественные силы…

 …У русских всегда было слабое сознание своих личных прав и неразвита самодеятельность различных групп населения. Поэтому духовная энергия русского человека вся вошла внутрь, в созерцание душевности. …Формы русского государства делали русского человека бесформенным...

Необъятные русские пространства находятся внутри русской души. Человек слишком привык возлагать организацию порядка на этих просторах на центральную власть. Отсюда – беспомощность, отсутствие самодисциплины и самодеятельности. Русский человек никогда себя не чувствует организатором. Он привык быть организуемым...
 
...Надо сказать, всякой самодеятельной активности русского человека государство ставило неодолимые препятствия, т.к. боялось самодеятельности и активности русского человека, требуя от него смирения и покорности. Лучше смиренно грешить, чем духовно совершенствоваться...

...Это порабощение сил русского народа оправдывалось охранением  русских пространств. Неметчина, во власти которой был русский народ со времен Петра I (и чуть раньше) до Октябрьской революции, наложила печать на весь склад русской государственности".

Революция, по крайней мере, освободила народ от этого рабства, направила народную энергию к активному овладению русскими пространствами.

Требования двух мировых войн радикально изменили сознание русского человека. Направление его воли пришло в движение и после Октябрьской революции. Отношение Николая Бердяева к Октябрьской революции известно: он полностью принимал её в социальном смысле.

«Я давно считал революцию назревшей и справедливой. Самодержавие не сколько было свергнуто, сколько разложилось и само пало. Большевики не сколько непосредственно подготовили революционный переворот, сколько им воспользовались… Русская интеллигенция подготовила  революцию, весь XIX в. она была противницей церкви и власти… Ответственны за революционные бесчинства более - реакционные силы старого режима и интервенты».

Пять лет Бердяев пожил в советском строе. Был очень деятелен в Союзе Писателей, читал много лекций, докладов перед огромными массами людей (случалось, что он, в порыве вдохновения своей радикальной мысли, мог овладеть даже враждебно настроенной аудиторией); был профессором Московского университета.

 С коммунизмом он вёл не политическую, а идеологическую борьбу, будучи противником его вражды к духу, критиковал марксизм. Два раза его арестовывали, причём во второй раз пытался допрашивать сам Дзержинский. Философу удалось с самого начала так овладеть ситуацией, что допрос превратился в лекцию-монолог. Дзержинский его отпустил, приказав отвезти на автомашине домой.

Жилось нелегко, но Бердяев входил в число наиболее известных писателей, представлявших, как тогда говорили, "культурную ценность страны" - «двенадцати бессмертных», получивших охранную грамоту на свои квартиры; у него всё оставалось, как до революции: фамильная мебель, портреты предков-генералов на стенах. Был также специальный  академический продовольственный паёк. «Вся еда казалась более вкусной, чем в годы обилия», - говорил Бердяев. В эти годы он написал четыре книги, в т.ч. книгу о Достоевском. Был председателем Вольной академии духовной культуры, где проводил в 1919 -1922 годах семинары, публичные собрания с прениями, на которые нередко приходили рабочие.

 Перед высылкой из России его арестовали в третий раз. Причины изгнания были идеологическими: тоталитаризм Бердяев считал эрзацем религии. Тотальный коммунизм (идолы – государство, коллектив) – лжерелигия, «именно как религия он преследует все религии как конкурентов». Борьба против реакционных антиклерикальных  настроений всегда занимала в его жизни  немалое место.

Интересно, что именно Октябрьская революция и последующие 70 с лишним лет потрясений стали выводить Россию «на мировую ширь за её замкнутые пределы, вовлекли страну в мировой круговорот».

"Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утверждён... Русская культура теперь может твориться лишь из глубины русской души её самобытной творческой энергией. Русская самобытность должна проявиться в творчестве, в мощи, в свободе, в свободной общественности».

Недаром говорится: "национальностью гордятся тогда, когда иным гордиться нечем" (КК). Русским есть чем гордиться.

Картина Всеволода Иванова - Ведическая Русь

Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/14/436


Рецензии
"Русский человек ждёт, что судьба организует его душу и устроит его жизнь."

Вы понимаете, что после этого все остальное вторично?

Виктор Сажин   01.07.2020 19:49     Заявить о нарушении
Виктор, так и должно быть по законам гармонии. Действие в соответствии с ходом вещей. Просто нужно уметь читать знаки судьбы и меняться в соответствии с ними. И жизнь изменять.

Любовь Царькова   02.07.2020 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.