До свидания

Не скрою, я бы с удовольствием сказал «прощай», потому что Россию не люблю, и никаких иллюзий на ее счет не питаю. Но мы, старики, нигде не нужны, а уж нищие и  тем более.

Кстати, миллионы людей живут не там, где родились. Сколько художников жили за пределами своих Пенатов. Но у нас если человек хочет уехать жить в другую страну, то это воспринимается чуть ли не как измена родине, - так коммунисты нам в головы вдолбили, при них если в анкете напишешь «есть родственники за границей», то тебе прямая дорога в лагерь.

А в нормальном мире это вполне рядовое явление. Вот не нравилось мусье Депардье во Франции, переполнило чашу терпения политическое преследование за езду в пьяном виде, - он жжих, и в Мордовию. И во Франции никто его «предательства национальных интересов» и не заметил. И, что самое главное, пенсия у него вполне цивилизованная, он куда бы ни переехал, - никого не обременит.

Вот у меня двое знакомых «тамошних» пенсионера: Джонни, бывший бельгийский фотограф при штабе НАТО, и фрау Виршинг, бывшая учительница из чудесного нижнесаксонского городка Хильдесхайм. Так он летом живет в Андорре, где попрохладнее, а зимой в Австралии, где потеплее. А она все норовит на солнечные острова, где круглый год +25. И никто их оттуда не гонит, живи на здоровье, с деньгами везде веллкам.

Другое дело русский старик, которому здесь платят не пенсию, а «социальное пособие», чтобы только не сдох с голоду и на оплату лампочки в 40 ватт хватило. А то окочурится, - ищи его с фонарем, а на фонарь в бюджете денег не предусмотрено.

Представьте, что он по примеру вышеназванного мусье вдруг решит из Мордовии в Париж. А там его 200 евро могут вызвать только сарказм. Ему же сарказм их очень даже до фени, ему кушать хочется, и желательно каждый день. Значит, ему доплачивать надо, из кармана местного налогоплательщика.

Поэтому мусье французский старичок ездит по миру как по собственной квартире – тут поживет, там попиарит, а нашего старпера если кто на ПМЖ и пустит, так только товарищ Роберт Мугабе. Но мы, сами понимаете, к товарищу Мугабе категорически не хотим, из понятного чувства гуманизма: шашлык из ровесника ВОВ вполне может вызвать несварение желудка у жителей этой симпатичной ну очень бурно развивающейся страны.

Вот и приходится в Европу ездить на месяцок-другой, если у тебя есть к кому туда ехать. У меня есть, вот и сижу на чемоданах, вечером поезд, а там самолет. К обеду как раз и доеду, а там уже, надеюсь, и зайчик тушеный с бокалом монастырского пивка изготовлен…

Но это всё потом, а сейчас вот сижу и фантазирую на тему: что же все же мне тут так не нравится? Что мне тут-то, в нашем КПЗ не сидится? Все, вроде, пучком, как сказал бы мой друг Вова Воронин: пенсия, если хорошо принять на грудь, вполне сносной покажется. Ну если не заболеешь, разумеется. Заболеешь – тут уж хана. Но ты не болей, кто заставляет!

Вот сегодня как раз брата моего двоюродного хоронят, Гену, а мне в аккурат уезжать. Так уж получилось, кто знал. Человек предполагает, а Бог располагает. Сижу вчера, мыслями уже там, на берегах Везера, а тут бац, новость. Ничего себе новость. Брательник от рака легких страдал, вот и финал. Три месяца назад определили, - лечения, сами понимаете, от такой болезни никакого, да у нас и от простого насморка окочуриться раз плюнуть, - медицина, как бы помягче выразится, фрагментарная что ли: тут есть там нет, как уж повезет.

Я вот позавчера всю ночь перед поликлиникой маршировал, чтобы с утра к зубному записаться, даже дама из дома напротив от жалости ко мне прибежала со стулом, чтобы у меня ноги поотдохнули. Хороший у нас народ все же. Фрагментарно, правда.

Я сердечно поблагодарил сердобольную женщину но от стула вежливо отказался. Это если бы я из Бремена сюда приехал, то да, мог бы чего и не предусмотреть, а я местный, тёртый. Я в пакетик полиэтиленовый несколько толстых журналов положил, и вот тебе русский шезлонг. Клади его на каменные ступеньки, садись, и наслаждайся ночным пейзажем.

Хорошая врач стоматолог в обычной поликлинике, где жизнедеятельность, казалось бы, давно перешла в состояние клинической смерти. Миронова О.Ю., специально талончик сохранил, до конца дней не забуду. Зуб выдрала – я даже не почувствовал. Только страховой полис записала. А хозяйка фирмы у меня, где я работаю по-черному, зубы пару лет назад лечила в крутой коммерческой клинике, так мало что чуть не отдала Богу душу, так еще и половины зубов лишилась от какой-то занесенной заразы. Тут уж как повезет.

Россия – страна копия Монте-Карло, только там играют на бабки, а тут на жизнь. Вот только что показали, как у нас продуктами торгуют. Оказывается, по вполне официальной статистике 30% поддельные. Показали «цех» по производству рыбных консервов. Старательный декханин из Куляба немытыми руками достает селедку из неделю стоящего у двери корыта, и делает из нее осетра-ассорти в «вакуумной» упаковке от известной фирмы. Нет, руки он после трудового дня моет, но лучше бы не мыл: показали сосуд, в котором он совершает эту гигиеническую операцию… Вот купишь нечаянно такую осетринку, - и родственникам расходы, а комбинату ритуальных услуг барыш.

Дорогой наш «Роберт Мугабе» тоже уж 13 лет как от штурвала не оторвешь, но как тот, так и другой, обеспокоены больше проблемами глобальными. Что вкушают их негры, как лечатся, и на какие шишы живут, - им по барабану, им главное – боеготовность и мобилизованность личного состава.

Нет, я отнюдь не против Мугабе, но если уж нет таланта к управлению страной, так чего же себя изводить? Ушел спокойненько, улетел со стерхами на необитаемый остров, где ни один прокурор не найдет, - и живи себе всласть!

Вот опять же друга его, Сильвео, показывают. Год тюрьмы ему припаяли. А ведь был главой правительства, при нем Италия каталась как сыр в масле. Ан нет, впаяли год на шконке. Но что интересно, он никаких фокусов показывать не стал, чтобы остаться у штурвала до мавзолея. Вот речь перед своими сторонниками толкал, но ни «народным фронтом», ни «партией власти» там и не пахнет. Не говорю уж о «ваньке-встаньке» с камердинером. Там за такой фокус вполне можно очень даже не один год за мошенничество отхватить.

В ФРГ вот тоже скоро выборы, так я уверен, что обойдется без закатывания глаз, заламывания рук и причитаний «если не я, то кто?». Там почему-то президент спокойно ушел, когда почувствовал, что о нем кто-то плохо подумал. В нашей же Азеопе по-человечески никак нельзя, только по-скотски.

Нет, очень хорошая у нас страна. Фрагментарно. А впечатление в целом блевотное. Конечно, сидящий в навозе запахов не ощущает, привыкли мы к свинству во всех его ипостасях, и если вот вдруг добрая женщина со стулом паче чаяния нарисуется, то начинаем себя лихорадочно ощупывать, уж не в Царствии ли мы небесном, нечаянно очутились, заснув на ступеньках поликлиники?

Как хорошо бы уехать навсегда из этого азиатского улуса, где шагу не ступишь, чтобы не обокрали, где бутылки не сдают в магазин, а кидают себе под ноги, где дороги такие, что совершить обгон, не выехав на полосу встречного движения, невозможно категорически! Но я говорю «до свиданья». Отлично понимаю, что тамошняя жизнь не для меня, я только на время выпущен за примерное поведение. Экономические кандалы-наручники много надежнее архаичных железных. Хочешь сделать из человека раба – отними у него деньги. Погуляет – вернется.

Ничего, хоть полтора месяца, да мои. Посмотрю шар земной напоследок. Долго ли еще Бог будет ко мне милостив? А жизнь так хороша, жалко, что мы видим ее сквозь решетку, но уж, как говорится, что заслужили. Европейцы, предки моих Джонни с фрау Виршинг, за свободу долго боролись: свобода, она на тарелочке с какой-то там каемочкой не приносится, за нее нужно сражаться. А если как вол послушно подставляешь шею под любое ярмо, - чего тогда на дядю пенять?

Валентин Спицин.


Рецензии