Воспоминания детства часть 2

Начало тут http://www.proza.ru/2013/08/06/1938


Дома во дворе папа на верстаке заканчивал строгать косовища для новых кос. Косовища он вырубал из прямоствольных осинок и высушивал в тени под навесом. Скоро должны били выезжать на покос, косить траву на сено для зимы корове и овцам, которых наша семья держала. Я помог собрать стружки. Пригодятся для растопки печки.
 А мама в это время доила корову, недавно пригнанную из табуна.
 Мы посидели с папой на чурбаках под навесом. Я рассказывал ему, как интересно мы с ребятами прыгали с качающейся доски в воду. Ныряя глубоко в воду. Папа слушал меня и думал о каких–то своих делах. Видимо задумывался, как придется косить траву в покос. У старших были свои заботы. А мы об этом не думали. Правда, я всегда просился на покос. Мне нравилось ночевать на покосе в балагане. Да и косить траву я уже понемногу начинал. Папа меня учил в прошлом году, как надо косить траву.
 А тут и мама вышла с подойником свежего парного молока. Она ушла в дом разливать молоко по горшкам и крынкам. Утрешнее молоко мама уносила в столовую в счет сдачи молока за налог. Все, кто держал корову в то время, платили молоком или маслом налог с коровы.
 А немного погодя мама позвала нас ужинать. Аннушка и Алексей были в доме и занимались
 каждый своими делами. Все вместе мы расселись за наш большой стол и ели сваренную картошку уже со свежими огурцами, да грибами. Да и какое разносолье было в послевоенные годы. Картошка, хлеб, капуста, грибы, да каша – вот и пища наша. Это хорошо, что семья держала корову. Хоть молоко было, да иногда сметана, да и масло мама иногда делала свое. А зимой добавлялось в пищу мясо от выращенной телочки или бычка, да овец.
 После ужина папа встал и как обычно, осмотрев свой нос, ушел спать. Ему утром рано вставать на работу. Работал он в шахте крепильщиком восстающих* выработок.
 Папе в апреле чуть не отрубило нос в шахте. При креплении восстающего его напарник находился выше на лестничных полках. Во время работы у напарника вылетел из рук топор.
 Топор полетел вниз и острием срубил папе полноса. Обрубок едва держался. Папа рукой прижал обрубок к носу и так и вышел на поверхность в медпункт. Ему сделали перевязку и отвезли в больницу. Там уже врач пришил папе обрубок к носу. Нос прирос, но остался у папы шрам. Он его часто беспокоил.

 После ужина сестра Анна и брат Алексей ушли гулять к своим подругам и друзьям. А я залез на полати на печку и быстро уснул.
 Уже вечером поздно в окошко с палисадника кто-то постучал. Папа вышел во двор и завел Кольку. Мама, села на табуретку, поставила Кольку между колен и стала расспрашивать, что случилось.
 - Да мамка ушла на работу в ночь, а отец нашел мамкину припрятанную чекушку водки, выпил ее и стал ко мне приставать. Смотрел на меня как тот волк, когда в окошко к нам с Петькой в землянку заглядывал. Я думал, что он меня загрызет. Бил меня по заднице ремнем, чтобы я не марал штаны. А я вырвался и убежал. Да к тебе баба побежал.
 - А почему он придрался и почему ты измарал штаны?
 - А я в глиняном откосе нору делал, от дождя прятаться, когда там играю и замарал штаны.
 - Что же ты, Сиротиночка ты мой так не аккуратно. И мама чмокнула Кольку в макушку. Есть будешь?
 - Не хочу, баба, мамка меня накормила жареной картошкой. Колька уже веселый, запрыгал по комнате и кухне.
 - А Петька где? Он на печке на полатях?
 - Петя на полатях спит уже, сказала мама и занялась своими делами. А я не спал, проснувшись от стука в окно, и все слышал.
 - Баба, а я залезу к Петьке на полати, с ним буду спать?
 - Коленька, так ты же обсикаешь опять и Петьку и печку. Я тебе лучше на лавке вот тут постелю и мне удобней тебя разбудить ночью, чтобы на улку сбегал посикать. Колька кстати в детстве от простуд в землянке сикался под себя во время сна. Он сам не чувствовал, как это происходило. И утром вставал всегда мокрыми штанами в постели. Сколько мама его не лечила, он все равно простывал часто и опять начинал сикаться под себя ночами.
 А Колька стал упрашивать маму, чтоб пустила его на печку ко мне.
 - Да иди уж ты постреленок, не можете и на ночь друг от друга разойтись. Поди, весь день вместе нору делали?
 - Нет, баба, я один нору делал, Петька с ребятами на купальне за поворотом купался и загорал. Он с купальни шел и меня домой позвал. Мы вместе и зашли к нам, чтобы мамка при нем меньше ругала меня.
 - Ой, хитрецы вы оба. Лезь уж хитрец на печку, да грейся. Только ночью я тебя разбужу. Попробуй мне не слезь, пригрозила она. Обоих вас разбужу. Побежите сикать на улку. Надо сказать, что и я бывало тоже иногда обсикивался ночью. Было это не постоянно, так как мама всегда меня лечила тем , что садила на большой чугунок с вареной картошкой и прогревала мне всю заднюю часть тела. Сикался я обычно в зимний период, когда простывал. Особенно, если простывал зимой при играх в снегу или прогулках по снежным сугробам. Любил я лазить по сугробам в огороде и на речке, да строить домики из уплотненного снега, и обливать домики водой, чтобы они дольше не распадались. Обычно строили эти домики ватагой всех соседских ребят. А потом из домиков вели бои, кидаясь снежками.
 В войну у детей игрушек не было, да и санок даже не было. Делали на зиму так называемые «Кареты». Из прутка железного выгибались полозья и вверху над полозьями была U образная петля. На эту петлю наваливались, а ноги ставили на полозья и так катались вихрем с наших горок по накатанным ледяным дорожкам. Катались все соседские мальчишки и девчонки вместе. Наперегонки иногда обгоняя друг друга.
 С началом зимы, когда замерзала речка Куса, по первому льду на таких «Каретах» любили ватагой кататься. И уходили далеко в верховья реки, где уже кругом был лес и кустарники. «Кареты» легко скользили по льду. Разбежишься и, привстав на полозья, катишься.
 Бывало, попадали в запорошенные снегом полыньи. Это теплые ключи в речке не давали покрыть льдом участок над бьющим ключом.
 Попадал и я дважды в такие полыньи. Однажды попал в глубокую полынью. Провалился весь в воду, карета моя утонула в полынье. А сам я уцепился как то за кромку льда. Дна я не доставал и барахтался в воде, пытаясь вылезти. Ребята подбежали помочь, но боялись тоже провалиться.
 Ангел спаситель спас меня. На крики ребят прибежали два мужика из соседей. Они пришли на прорубь с ведрами за водой. Услышали крик и рванули к нам. Подползли и подали мне свои коромысла, да уцепили крючками коромысел меня за одежду, так и вытащили меня на лед, хотя я уже весь почти был затянут под лед. Сил сопротивляться течению воды уже не было.
 После этого купания в полынье я простыл. Подхватил воспаление легких и слег в больницу на месяц. Для меня это была наука. Но и эта наука - не пошла впрок. Еще однажды на следующий год я провалился также в полынью. К счастью полынья была на неглубоком месте реки. И я потихоньку самостоятельно выбрался на лед, да бегом в обледенелой одежде прибежал домой.
 Ох, мама и ругала меня за такие проделки, но быстро раздела и натерла меня своими лекарственными мазями. Она знала, как лечить в таких случаях от простуды. Так этот случай попадания меня в полынью прошел без болезни

 А играли и веселились мы ребятишки всю зиму на улице. Так как дома зимой было скучно сидеть. Веселей было среди ребят и сверстников. Да ватагой играть в снежки и в войнушку.
 Крики. Веселье. Бойцовское Ура! Разудалые бойцы того времени. Делились на команды. И снежками выбивали бойцов противоположной команды. Так и проходило наше детство каждый год. А чем еще было заниматься в те времена, во время войны и в послевоенное время?

 *Восстающий - вертикальная выработка с лестничными полками для прохода людей с нижней горизонтальной выработки на верхнею.


 Продолжение тут http://www.proza.ru/2013/08/06/1922


Рецензии
Почти то же самое и у меня было. На Дальнем Востоке "карет" не было. Но в селе Усманка, куда мы переехали в 1949 году, были. Я и забыл про них. Сейчас вспомнил. Но у нас они как-то по другому назывались, не помню. Я на них не завидовал. По глубокому снегу нельзя. Только по накатанному, по дороге, под уклон.
Я провалился в речку Таволжанка. Выбрался, пошёл греться-сушиться в полевую будку, на колёсах. Зима, холод. Посидел, не сушится. Пришёл домой, шубу хорошую собачью на горячую печку сушиться положил. Испортил, стала жёсткая. Надо было постепенно сушить, не на горячем. Боялся ругать будут, торопился. Потом долго надо мной смеялись, как я "грелся" и сушился в холодной будке. Неразумное детство, зависимость, боязнь ремня.

Виктор Козлов-Волжанин   13.06.2014 23:39     Заявить о нарушении
А я несколько раз проваливался под лед. Речка наша изобиловал теплыми ключами. И много было промоин с тонким льдом.

Петр Трапезников   14.04.2015 07:02   Заявить о нарушении