Вариация мечты

*Посвящается Джанис Джоплин*
        СОНЕТ
Ты стоишь спокойно (в силе!)
Мощная и славная "Рябина"...
Голову чуть-чуть склонила
(Больше шея не пустила)...
Трудно мне, поверь, "Рябине"
"Дуб" найти себе по нраву -
Чтоб опорой всегда был мне,
Не сломавшись (жалко
           будет, право!).
Я к тебе, родной, стремлюся
Всеми фибрами моей души.
Больше смерти я боюся -
Ласки будут слишком хороши:
Рассчитать смогу ли
            свою силу я?
Чтоб не смять тебя,
            усиленно любя!


Рецензии
Я буду бегло отмечать неказистости, т.к. работ много.
-----------------------------------------------------------------------
ты стоишь спокойно (в силе!)

Читателя нужно сразу окунать в заданный ритм.
Можно прочесть:
тЫ стоИшь спокОйно в сИле ( /-/-/-/- ) хорей 8ж
Можно и так:
ты стоИшь спокОйно в сИле ( --/ -/-/-);
тЫ стоишь спокойно в сИле ( /-- ---/-); разница невелика.
Но само "стоишь" не самое выигрышное слово, вследствие того, что
приходится допонимать - стоИшь или стОишь.

Возвращаясь к ритму:
мОщная и слАвная "рябИна" ( /---/---/- ) 10ж

Наверное, ничего особо неприятного в смене ритма с хорея на пеон и нет,
но нельзя и как-то особо приветствовать такой неожиданный поворот.

гОлову чуть-чУть склонИла (/-- -/-/- или /-- ---/-)
бОльше шЕя не пустИла (/-/- --/-)
трУдно мне, повЕрь, "рябИне" (/-- -/-/-)
"дУб" найтИ себЕ по нрАву - (/-/-/-/-) - возвращение в хорей

чтОб опОрой всЕгда бЫл мне ( /-/-/-/- )

- а вот это уже изъян.
Даже если оставить безударным "чтоб":
чтоб опОрой ...,
с "всегда" получается бедово. Ритмическое ударение приходится на
всЕгда, а упрямое слово "всегда" имеет собственное выраженное ударение на 2 слоге, т.е. всегдА.
Такая вещь не ретушируется.

не сломАвшись (жАлко --/- /-
бУдет, прАво!) /-/- или --/-
я к тебЕ, роднОй, стремлЮся --/-/-/- или /-/-/-/-

А как читать дальше?:
всЕми фИбрами моЕй душИ. /-/-- -/-/ 9м

Налицо существенное смещение ритмического рисунка, к которому читатель оказывается не подготовлен. Не было к нему предпосылок.

бОльше смЕрти я боЮся - /-/-/-/- 8ж
лАски бУдут слИшком хОрошИ: /-/-/-/-/ (или? ----/- --/)

Попутно: рифма "стремлюся"-"боюся" - явное снижение стиля.
Это что-то частушечное. Глагольные рифмы и так не самые приветствуемые,
так ещё и в возвратном варианте.

рассчитАть смогУ ли --/-/-
свОю сИлу я? /-/-/

Это один из распространённых пороков. С притяжательными местоимениями нужно обращаться аккуратно, по возможности.
Опять причина в возможном несовпадении ритмических ударений.
Слово "моЮ" имеет выраженное ударение. Его смещение на 1 слог меняет смысл слова, получается "мОю". В других словах, типа "свОю" вылазит некая аллюзия на "вой", что не красит стих.

чтоб не смЯть тебЯ, --/-/
усИленно любЯ! -/---/

---------------------------------------

Очень неровный ритмический рисунок не доставляет стиху требуемой прелести.

Дмитрий Сухарев   06.08.2013 19:04     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за внимание к моей скромной, в поэтическом плане, особе.
Вы самый первый профессиональный критик, который согласился рецензиро-
вать мои стихи. Извините эа то, что я отнял у Вас так много времени.
Ваши критические замечания для меня бесценны! Буду рад, если Вы и далее
проявите внимание к моему творчеству... С глубоким уважением, Вадим.

Вадим Пряхин   07.08.2013 06:15   Заявить о нарушении
Профессиональный? Это не про меня.
Это слово, применительно ко мне, годится лишь в сочетании со словом "дилетант".

Я ещё более далёк от литературы, чем она от меня.
Поэтому сам я стихов вообще не пишу.
Развлекаюсь лишь шутейными экспромтами, в ответ на чужие работы.
Что-то наподобие импровизаций.
Как-то так получилось, что одному-двум десятками человек это интересно.
Читают, что крайне меня радует.

Собственного понимания о правильности стихосложения у меня нет.

Если начать читать "Поэтический словарь" Квятковского, например (есть и иные), то сразу можно осознать: ты (на месте этого икс может стоять практически любое существо) и "правильная" наукообразная поэзия - неперескающиееся прямые. Или пара множеств, пересечением которых является пустое множество.

Не так много полезного можно почерпнуть даже из чуточку странноватой статьи Маяковского "Как делать стихи".

Я категорически не советую Вам интересоваться какими-либо правилами стихосложения. Это, как правило, пустые (в практическом смысле) заумно-зафилогизированные тексты, лишь отнимающие время на ознакомление с ними.

Я редко бываю на "Стихи.ру", но коли уж Вы там бываете - гляньте, если найдёте время:

Тимофей Бондаренко, "Стихи.ру"
предисловие http://www.stihi.ru/2003/10/08-128
ритм http://www.stihi.ru/2003/10/08-129
ритм-2 http://www.stihi.ru/2003/10/08-130
строка http://www.stihi.ru/2003/10/08-131
рифма-1 http://www.stihi.ru/2003/10/08-133
рифма-2 http://www.stihi.ru/2003/10/08-134
рифма-3 http://www.stihi.ru/2003/10/08-137
строфа http://www.stihi.ru/2003/10/08-138
тонический и силлабический стих http://www.stihi.ru/2003/10/08-139
о мозготрахалках http://www.stihi.ru/2003/10/08-141
обычные заблуждения начинающих http://www.stihi.ru/2003/10/08-144
о реакции на критику http://www.stihi.ru/2003/10/08-146
о скромности http://www.stihi.ru/2003/10/08-148

Это статьи некоего Т.Бондаренко, которые относятся именно к нужным аспектам, но при этом они "читабельны" и практико-применимы.

С Уважением,

Дмитрий Сухарев   07.08.2013 17:06   Заявить о нарушении
Забыл дополнить - нет, времени Вы у меня не отняли, я ничем не занят, кроме баловства и разных форм досуга, т.к на пенсии.

Я обязательно продолжу знакомиться с Вашими работами, в т.ч. и с прозой.

Постараюсь не отмалчиваться по прочтении.

Дмитрий Сухарев   07.08.2013 19:45   Заявить о нарушении