Размышления в поезде

Размышление в поезде

         Скорый  поезд  «Москва ; Кисловодск»  отправился строго по расписанию в 8 часов вечера.  В нём я еду  на отдых и лечение в санаторий «им. Оржоникидзе» по социальной путёвки как инвалид второй группы. В купе знакомлюсь с попутчиками ; их двое: Екатерина Ивановна и Эдуард.  Интеллигентные пожилые люди, так же как и я едут по путёвкам. Спать ложиться ещё рано и, как заведено, знакомимся,  завязывается неспешный разговор. 
      
 Звонок мобильного телефона прервал нашу беседу. Екатерине Ивановне звонит внук из Финляндии, где он проживает с семьёй. Интересуется, почему она не сообщает,  когда намерена приехать в гости.
      Закончив разговор с внуком, она рассказывает нам, что ей выслан вызов на  посещение этой страны. Она уже в прошлом году  выезжала туда на три месяца нянчиться с правнучкой Дашей. Девочке четыре года.
     У родителей проблемы, как организовать одновременно изучение трёх языков: русского, финского и английского.   Этому уделяется большое внимание и много времени.
      Екатерине Ивановне не нравится поставленная задача, ребёнку это непосильная нагрузка. У родителей дочки свои аргументы. Задел знания языка наиболее эффективен в возрасте до шести лет и этим следует воспользоваться.  Знание языков большое преимущество в судьбе нынешнего человека. За нагрузкой  ребёнка надо внимательно следить и разумно организовывать форму обучения. 
   
 Даше читают много сказок, и она эмоционально переживает их содержание.  Недавно сочинила свою сказку. Прабабушка  пересказывает её нам.
      «Далеко-далеко в одной стране жила была принцесса. У неё было много-много красивых платьев и шубка, которую привезли из Франции. Однажды к ней приехал принц, и они поженились. И они решили на машине поехать  путешествовать. Перед отъездом принцесса спросила принца, заменил ли он летние покрышки на колёсах автомобиля, ведь началась зима и на дорогах очень скользко».
       Звонок из Финляндии и рассказ Екатерины Ивановны побудил нас к обсуждению темы: «Мы и маленькие дети».   
      И так бывает, что на ловца и зверь.   Неожиданно перед нами появился живой экспонат - мальчик Савва  пяти лет, ехавший в соседнем купе с бабушкой и дедушкой. Родители ему подкупили путёвку. Мальчик любопытный и очень подвижный. Попав в необычную обстановку, стал заглядывать в соседние купе, пытаясь привлечь к себе внимание. Мы пригласили его войти.
          Бабушка рассказывает, что он живёт с родителями в С. Петербурге. Недавно освободился от съёмок в двух художественных фильмах, где сыграл роль ангелочка. Занимается в секции лыжного спуска с гор, плаванием, бальными танцами и рисованием.
       Савва приносит  нам в купе картонку с изображением на ней лабиринтов, из которых следует найти выход. Он необыкновенно активен, торопит «недогадливых» взрослых. Мальчик мал, но уже в нём просматривается звёздная болезнь. Он овладевает вниманием присутствующих, и даже начинает утомлять своей настойчивостью. В конце концов, бабушка уводит его к себе в купе, чтобы дать нам немного покоя.
      
    Через короткий промежуток времени, прорвав бабушкину блокаду, он возвращается к нам. В руках у него тетрадь  и авторучка. Он рисует лабиринты и предлагает нам выбраться из них. Я усложняю игру, делю лабиринты на отрезки и предлагаю Савве обозначить их буквами. Он их знает, но ему не нравится, что я задаю «пустяковые» вопросы, и  заявляет:
       - На твои вопросы отвечать не буду. - Мы уже на ты.
      Спрашиваю его почему? - На мгновение он задумывается и отвечает:
      - Ты что не заешь, что у меня болит нога?!
      Мы громко смеёмся, вспоминая анекдот Григория Горина «Повязка на голове».
      Бабушка всё-таки уводит его, и я прилёг отдохнуть от  активного малыша. Мои мысли занимают малые дети, и я вспоминаю их наивную непосредственность, активное восприятие поведения взрослых, чему  был  свидетелем.
    
  Однажды идя  по улице, я остановился у ларька торговавшего молочными продуктами. У окошка стояла женщина, делая покупки, а её  девочка лет четырёх-пяти ковыряла снег лопаткой. Продавщица объявляет покупательнице:
      - С вас  шестьдесят три  рубя.
      Девочка прекращает своё занятие, поднимает голову и громко произносит:
      - Бабушка, тебе не кажется, что шестьдесят три рубля это слишком дорого?!»,  явно повторяя фразу, услышанную от взрослых.
    
   Вспомнил я ещё один случай. В нашем доме жила семья музыкантов, ; преподаватели гнесенки. В силу своей профессии они часто посещали музыкальные  концерты, а свою пятилетнюю дочку, Любочку, оставляли у нас. Девочка бойкая и общительная.  Однажды мы спросили её.
      - Любочка, как тебе живёться? - на что она отвечала:
      - И хорошо и плохо.
      - Почему же плохо
      - Это когда мама заставляет играть арабески.
      - А почему тебе жить хорошо? - она задумалась и ответила:
      - Хорошо, потому что хорошо.
       Люба любила выйти на балкон и  кричать прохожим:
      - Догадайтесь, почему я здесь?! - и тут же поясняла.
      - Это меня сдали на хранение, - и заливалась звонким детским смехом.
      Через много лет мы с женой получили письмо от этой семьи, эмигрировавшей в Швейцарию, из которого узнали, что Любочка стала медицинской сестрой. Такого мы не ожидали. Были уверены, что она унаследует профессию родителей. Надежды взрослых, увидеть детей преуспевающими в будущем,  не всегда  сбываются.
    
   Недавно, при посещении Московского Еврейского Общинного Центра, я увидел в вестибюле  группу детей, некоторые из которых были совсем маленькими.  Поинтересовался у одной из мамаш, что побудило взрослых привести  детишек в центр? Оказалось, что они ученики «Детской академии». Их возраст от 2,5 до 6,5 лет.  Обучаются: развитию речи, математике, ивриту и английскому языку, музыке и танцам, изобразительному искусству, традициям еврейского народа, подготовке к обучению в школе. Вот где с малолетства зарождаются  образованные люди нового поколения. Иврит приобщит их к еврейской культуре, английский - к европейской, а русский, который они выучат без сомнения, к русской культуре - среды их проживания. Всё это  откроет им чудесное ощущение жизни, восторга и радости, вдохновит  на труд и отдых. 
      
    Через некоторое время я повстречал в этом центре девочку, которая произвела на меня большое впечатление. Произошло это при следующих обстоятельствах.
    Я пришёл в библиотеку МЕОЦа и  обнаружил, что на месте отсутствует библиотекарь. Поскольку библиотека и Интернет-кофе в одном помещении, то поинтересовался у оператора кофе, где библиотечный работник? Она ответила, что вот-вот должна подойти. Выбрав на полке нужную  книгу, я  дожидался библиотекаря.
      В этот момент ко мне подошло милейшее создание - маленькая, стройная девочка, дочка оператора кафе и задала вопрос: « Дядя можно с вами поговорить?». Я ответил, что буду рад её выслушать.
      - Лариса ушла на обед, и я стану  Ларисой пока она не вернётся.  Обращайтесь ко мне.
      Она уселась на стул библиотекаря,  наблюдая за мной.
      Я обратился к ней с просьбой зарегистрировать книгу. 
      - Как вас зовут? – последовал её вопрос.
      Я назвал себя. Она поменяла позу на стуле, встав на колени, чтобы дотянуться до клавиатуры компьютера стоявшего на столе и стала набирать моё имя. 
      В это время подошла Лариса, и моей собеседнице пришлось освободить стул и выйти из-за стойки.
      Я спросил, как мне теперь её  называть?
      - Мейталь (на иврите это «утренняя  росинка»), мне уже недавно исполнилось четыре года.
   
   Между нами завязался «светский» разговор, который всё больше поражал меня находчивостью ребёнка. Беседу прервала  мама Меты, напомнив дочке, что пора  спуститься в столовую на обед. Но она не хотела покидать незнакомого дядю, согласившегося на разговор с ней. «Я пойду в столовую, когда уйдёт дядя».
      - Вы когда снова сюда прейдете? - спросила она меня.
      - Приду когда прочитаю книгу».
      - Мне надо знать точно, я прейду сюда на встречу.
    
     Мама напоминает Мейталь, что с завтрашнего дня она пойдёт в детский садик. Но она твердым и решительным тоном настаивает на своём.
      Я интересуюсь, найдется ли у неё время на наше свидание?  Вероятно, дома у неё ещё и немало дел.
      - Дел, конечно, много: надо  постирать, погладить бельё, приготовить обед и ещё всякие, но я всё равно прейду. 
      Передо мной стояло очаровательное дитя. Поражала логика её рассуждений, нежный покровительственный тон разговора, быстрая и точная реакция на мои вопросы, чёткая дикция русской речи. Выразительный взгляд её наивных детских глаз умилял меня. Она родилась в Израиле, а теперь живёт в России, посещает еврейский детский сад, где  изучают иврит. По-русски говорит хорошо.
    
   Я предложил вместе спуститься на лифте. Она нажала кнопку «цоколь». Мама ей напомнила, что для меня надо нажать кнопку первого этажа. Я спросил Мейталь, знает ли она цифры? В ответ она просчитала до десяти, а на вопрос знает ли  буквы, назвала треть алфавита. Как приятно общение с умными детьми! Сознавать, что это наше будущее.
      После встречи я даже переживал, понимая, что желание девочки не сбудется, и, по сути, я её обманул. А этого делать нельзя. И здесь мне вспомнился случай происшедший с моим сыном и его пятилетними сверстниками.
 
    Это было летом, когда мы семьёй  отдыхали  в Мисхоре. Жили  на частной квартире, как тогда говорили «дикарями», а пользовались пляжем принадлежавший «Дому отдыха Всесоюзного Театрального Общества». Можно представить, как  нам было интересно встречать множество артистов, от рядовых до народных. Взрослые  на пляже занимали себя по-разному. Кто-то неподвижно находился на лежаке, пытаясь прихватить побольше солнца. Другие были активны в постоянном движении и общении. А у детей были свои занятия: рыли в песке каналы, строили домики… Но это им надоедало, и тогда они подходили к родителям,  требуя к себе внимания.

      Однажды к своей маме подошёл мальчик Алёша, приятель моего сына по пляжу, и стал её отвлекать от игры в карты.   Тогда один из игравших  мужчин сказал:
      - Лёша вот на том лежаке, - он указал рукой на лежак, где загорал известный иллюзионист Арутюн Акопян, - лежит дядя,  который умеет показывать интересные фокусы. Пойди к нему и попроси, чтобы он вам кое-что  показал.
      Алёша направился к Акопяну в сопровождении группы детей.  Окружив артиста, ребята поначалу не решались потревожить  иллюзиониста. Но вскоре всё-таки стянули панаму с его лица.
      - Дядя, вы фокусник?  Покажите нам фокус? - попросил Алёша.
       -Ребята вы ошиблись, я не умею показывать фокусы, - последовал ответ артиста.
      Дети смотрели на артиста широко открытыми глазами, не зная как реагировать. Кто-то из взрослых говорил неправду.
      - У меня есть брат, очень похожий на меня. Вот он действительно фокусник. А я это делать не умею,- попытался Акопян убедить ребят в своей правоте.
      Дети вновь подошли к игравшим в карты и рассказали о том, что услышали от артиста.
      Наводчик среагировал на это  следующим образом:
      ;- Ребята пойдите к  фокуснику и скажите ему, что если он не покажет вам фокус, то  я его съем!
      Ребята не очень поверили в возможность дяди, превратиться в людоеда, и потому  разошлись.
      
    Вечером, после ужина, отдыхающие, сменив пляжную одежду на вечерние наряды, собирались в холле  столовой.  Договаривались о вечернем времяпровождении. Вот здесь и произошло следующее.
      Алёша подошел к Акопяну, схватил его двумя  руками за пиджак и громко закричал:
      ;- Дядя Саша, дядя Саша я поймал фокусника, он не хочет показывать фокусы, съешь его!!!
       Акопян с трудом освобождался от вцепившегося в него малыша,  и многократно повторял:
      - Мальчик отойди от меня, иди к маме.
      Настроение  артиста было испорчено, и он  ушёл  в свою комнату.
      На следующий день иллюзионист не поздоровался с Алёшиной мамой. На пляже он выбрал лежак подальше от места, где мы располагались. Обиделся, - а зря. Возможно, Акопян и пожалел, что обманул малых деток, но ведь профессия у него такая, обманывать не только детей.
   
  В таких воспоминаниях о детях я провёл около  двух часов, лёжа на полке, под ритмичный стук колёс движущегося вагона. Погасили свет, и пассажиры погрузились в сон. Дома вряд ли мне пришлось бы вспомнить такое, а вот в поезде вспомнил - обстановка  особая.
               


Рецензии