Дыхание истории

История. История это фундамент человечества. История это учебник общества. Без истории. Без её уважения и изучения становятся бессмысленными все попытки общества измениться или усовершенствоваться, так как это возможно только на основе ошибок и попыток прошлого. Но история это не просто учебник и летопись ошибочных шагов людей, это ещё и галерея их достижений, сбывшихся заветных желаний и покорение ранее недоступных вершин. Всё это застыло в камне, дереве, глине, бумаге, красках и простых словах и в наши дни стало сродни тотемам для многих наций мира. Но каждый старинный дом, каждая картина на стене, каждый предмет вооружения, словом каждая историческая деталь имеет свою маленькую душу, сердце и даже характер, вместе составляя дыхание истории. Дело всё в том, что такое дыхание, словно лёгкий ветерок надо чувствовать. А что можно почувствовать, когда перед тобой, за тобой и по бокам движутся, разговаривают, перекусывают на ходу и щёлкают фотокамерами сотни, если не тысячи туристов из разных стран, словно паломники, направляющиеся к святыне?  А ты в это же самое время поглядываешь либо на часы, чтобы не опоздать на автобус либо напрягаешь зрение и слух в попытке отыскать и услышать экскурсовода. И если даже удастся приспособиться ко всем этим помехам, то ради чего вы приехали в то или иное место можно просто не заметить под грудой сувенирных лавок и кафешек. Нет, так услышать и прочувствовать историю нельзя.
Я, побывав в разных местах, наполненных историческими ценностями, наследием наших предков никогда не проникался этим духом, как это произошло со мной в Хорватии в небольшом городке Лабине, где история живёт своей, независимой от людей жизнью. Главная особенность этого городка в том что в нём практически нет туристов, а сувенирные лавки больше похожи на средневековые мануфактурные предприятия, чем на современную бизнес индустрию. Сначала меня встретили монументальные городские ворота святого Флора и, грозно нахмурившись под грузом своих лет, впустили меня на узкие улочки, мощенные булыжником, старого города-крепости. Отшлифованные за сотни лет, тысячами ног и от того слегка скользкие камни, из которых состоят дороги в Лабине, привели меня к высокой церковной колокольне 1623 года постройки. Поднимаясь по поскрипывающим, деревянным ступеням, я невольно ощущал себя звонарём 17 века. Но добравшись до крыши, я застыл в изумлении. Вид, открывшийся моим глазам, позволил ощутить себя на крыше мира, где в тишине, только ветер оставался ненавязчивым собеседником, черепичные крыши старого города, словно полянка с грибами, среди бескрайних зарослей мха, который на самом деле при приближении оказывается лесами, сплошь покрывающими холмистую местность. Спустившись с колокольни я, переводя дух, облокотился на стену одного из домов, и меня как будто ударило током. Перед глазами замелькали картинки из повседневной жизни этого города акропольского типа. Пустые улочки на мгновение вновь наполнились голосами жителей, мяуканьем кошек и звоном колоколов. Потом наваждение, схлынуло, словно волна на море, которое, кстати, находиться всего в 5 километров от Лабина. И я оказался перед готической церковью Пресвятой Девы Марии 14 века. Только по её сводами в убаюкивающей прохладе, после жаркой мостовой, я смог поистине оценить и почувствовать размеренное и величавое биение сердца этого городка, которым эта церковь и являлась. Только тут в безлюдном зале, где даже тишина бывает громкой, приходит осознание всей силы этого небольшого, лишь по размерам, города который я смог обойти всего лишь за час.
И именно после посещения Лабина я увидел настоящую интересную, сочащуюся жизнью историю, а не красивую вытоптанную и вычищенную до неправдоподобного блеска картинку.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.