Автобиография Нила Янга Waging Heavy Peace

Автобиография Нила Янга «Поддерживая трудный мир. Мечта хиппи» (“Waging Heavy Peace. А Hippie Dream”)  – это живая история рок-музыки, как и вся жизнь ее автора.
Этот  великий старец рок-н-ролла прожил одну из самых интересных и трудных судеб в музыкальной истории. Нил Янг – свидетель зарождения эпохи 60-х, «детей цветов», эйфории от идеи мира и добра и последовавших за ней разочарований и новых открытий. Юный канадский парень, очарованный песенками Рэя Орбисона, The Hollies и прочих гитарных мастеров, подобно Ломоносову, отправился в Штаты из Канады на собственном катафалке (на нем удобно возить аппаратуру) покорять музыкальную сцену. Сначала группа Buffalo Springfield, названная американским аналогом Beatles, покорила Америку, а затем ее участники разошлись, выпустив три альбома и дав толчок зарождению двух музыкальных светил - Стивена Стиллза и Нила Янга.

Нил Янг повидал многое: триумфы и низвержения карьеры (на которую, впрочем, ему всегда было наплевать), трагические потери близких друзей-музыкантов, тяжелую болезнь, неудачи в личной жизни. Его альбомы постоянно балансируют на грани суицидальных настроений и детской веры в светлое будущее, каждый раз поражая своей контрастностью и непохожестью на все, что делал Янг до этого. Он пережил все музыкальные эпохи и перепады моды, от фолка и рока вплоть до попа и танцевальщины, став «Крестным отцом гранжа» и исповедуя принцип, что нужно попробовать все, чтобы выбрать лучшее, подходящее собственной натуре. Молодежь в 90-е потекла за ним стройным потоком, а Курт Кобейн процитировал Янга в своей предсмертной записке.

Все свои жизненные перипетии Янг описывает с легкой долей иронии и ностальгии, по-настоящему останавливаясь лишь на том, что ему действительно дорого: суть, история и будущее Музыки, дорогая сердцу семья, любимые гитары, природа творчества и вдохновения, будущее всего этого шаткого мира, держащегося на непостоянных словах политиков и на тоненькой струне «Лес Пола»...

В России Нил Янг стал популярен в 90-е, когда вышел его саундтрек к культовому фильму инди-режиссера Джима Джармуша «Мертвец». Одно из лучших ностальгических произведений о рок-эпохе в СССР было посвящено одной из песен Янга – это книга «Беспомощный» Кирилла Кобрина и Андрея Лебедева, вышедшая в «Новом литературном обозрении» в 2009 году. Что уж говорить о многочисленных посвящениях Янгу со стороны его соплеменников – вспомним лишь отвязный документальный фильм Джима Джармуша «Год Лошади» (1997) и 800-страничную биографию Янга, написанную журналистом Джимми Макдонофом в начале 2000-х годов. Если посмотреть на список зарубежных (и не только музыкальных) звезд, называющих Нила Янга в числе своих кумиров, можно поразиться, какое влияние на историю рока оказал этот скромный, но безбашенный рок-ветеран с подростковым задором в глазах и неиссякающей жизненной и музыкальной энергией.

По настроению и стилю «Waging Heavy Peace» можно сравнить с одной из лучших автобиографий музыкантов – книгой Стинга «Разбитая музыка» и с воспоминаниями одного из «альтер-эго» Янга – Бобом Диланом и его «Хрониками», блистательно переведенными и изданными на русском.

Поэтический слог не дает оторваться от страниц даже в тех местах, где повествуется о совсем непонятных русскому читателю реалиях. «Эллиптически-замкнутая и личная книга… избегает хронологичности и присущих другим рок-биографиям «щекотаний нервов» и сведения счетов с прошлым. Это не столько хроника, сколько дневник размышлений и самоопределений музыканта» - пишет о книге Дэвид Карр из The New York Times, а критик из Wall Street Journal сравнил настроение книги с романом «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоуренса Стерна.

Русскоязычное издание автобиографии одного из творцов Рок-эпохи станет настоящим подарком российским меломанам и еще одним шагом к изложению подлинной истории Рока. Книга интересна прежде всего тем, что написана самим музыкантом, обладающим выдающимся поэтическим даром, без привлечения журналистов-литнегров, и фиксирует непосредственные впечатления живого рок-ветерана, а их, как и ветеранов Второй мировой, осталось рядом с нами не так уж много.


Рецензии