Хроники ротмистра Кудашева. Глава 12

ПАРКИН Владимир Павлович
«Меч и крест ротмистра Кудашева».
Историко-приключенческий роман.

«Хроники ротмистра Кудашева или Тайна Туркестанского золота».
Книга V историко-приключенческого романа «Меч и крест ротмистра Кудашева».

©  Владимир П.Паркин, автор, 2013.

*****     *****     *****
*****     *****     *****

ГЛАВА XII.

*****
 
Каждому своё: кому жерло орудийного ствола, кому – допрос с пристрастием. Снова сикх Аджитт Биджей-Сингх. Золотой храм Амритсара. Ритуальный бой насмерть. Шер-Мен Руси – Чермен Дзебоев! Посвящение в сикхи.

*****
 
В Амритсар, оставшиеся в живых раджкумар, его хатьяра и я, в том числе, были доставлены на уцелевших от пулемётных очередей лошадях. Не как всадники, но словно добротно обвязанные кунжутной бечевой мешки с зерном.
Каждому были завязаны глаза и закрыт рот его собственным распущенным тюрбаном.
В складках шёлка почти у всех хатьяра сикхи находили деньги, колечки, серёжки. Они стали законной добычей победителей, «призом», как принято у британцев. Так же, как и их кони. В том числе и уцелевший жеребец, ранее принадлежащий Мак’Лессону.
Стоит ли упоминать о том, что раджкумар лишился всех своих визуальных атрибутов властелина человеческих судеб – драгоценностей: броши с тюрбана, трёх ниток ожерелий с камнями, оберегающими своего владельца от кровотечения, дурного глаза и злых духов, а также бесчисленных перстней и колечек.   
Из моего тюрбана удалось вытряхнуть лишь бумагу – моё последнее удостоверение личности. Бумагу сахиб субедар  прочёл, аккуратно сложил и спрятал в нагрудный карман своего френча. 
 
На месте расстрела допрос не производился.
 
Я со своими заявлениями решил повременить. Пусть люди сначала остынут. Горячка боя не сразу проходит.
Завязанные глаза – положение хуже некуда. Лицевыми интенсивными гримасами мне удалось ослабить повязку, получить небольшую желанную щель для видения.
 
К сторожевой заставе при въезде в Амритсар подъехали к концу дня. Ворота были ещё распахнуты. На пленников вышли поглазеть несколько полицейских в красных тюрбанах с бамбуковыми дубинками из индусов. За ними два англичанина в военной форме – лейтенант и подполковник. У лейтенанта на погонах и обшлагах рукавов мундира хаки по два «пипса» – «звёздочки», у подполковника соответственно – по одному «пипсу» с «короной»! Эти, как стояли на крыльце с сигарами в зубах и с бокалами бренди в руках, так и остались стоять.
 
Наш конвойный сержант – сахиб субедар – только собравшийся было провести свой отряд и пленников через заставу, был остановлен нарядом из шести вновь прибывших к посту сикхов, возглавляемым командиром сикхом же.  На его погонах и рукавах такие же сержантские галуны сахиб субедара. Но синий тюрбан вдвое выше, да ещё и с небольшим кривым ритуальным сикхским кинжалом. Это отличие свидетельствовало о высоком положении вновь прибывшего в самом братстве сикхов.
Наш сержант отдал честь новоприбывшему, представился – субедар Гхора Чандр. Коротко доложился. Предписание выполнено: банда уничтожена, шесть хатьяра, в том числе Гур-Акбар, взяты живыми, англичанин не найден, потерь нет. Говорили на хинду, правда, с элементами панджаби. Я понимал. Старщий  из сержантов переспросил нашего субедара:
– Англичанина не нашли?
Субедар Гхора Чандр отрицательно покачал головой.
 
Старший скомандовал:
– Гур-Акбара на гауптвахту! Остальных в городскую тюрьму под усиленную охрану. Завтра утром каждому из них будет приготовлен персональный артиллерийский ствол!
 
Этого только для полноты счастья мне не доставало!
 
Я, что было силы, начал мычать сквозь нос и замотанный тюрбаном рот, биться всем телом на своем коне, к которому был привязан лицом вниз, как тюк. Тёмно-серый жеребец заржал, начал брыкаться.
 
– Что с ним? – спросил старший.
 
– Успокойте коня! – приказал субедар Гхора Чандр своим сикхам.
Я не переставал биться. Получил удар плетью по плечам. Взвыл ещё сильнее. Получил второй удар.
 
– Стойте! – крикнул старший. – Освободите коня от пленного. Смотрите: тавро «корона»! Это жеребец из конюшни Вице-Короля Индии! Где второй конь?! Где англичанин?!
 
Меня отвязали от седла и сбросили на землю.
 
Субедар Гхора Чандр ответил:
– Если был второй конь, то он убит при проведении операции. Задача была задержать или уничтожить банду Гур-Акбара. О конях мы ничего не знали. Англичанина среди хатьяра не было. Все, кроме одного, без документов. Лишь у этого – сержант ткнул меня в бок сапогом –  изъят «кагэз»: бумага, удостоверяющая личность.
 
Я мог только слышать. По всей видимости, старший прочитал моё удостоверение. Спросил:
– С документом ознакомились? Кузнеца от хатьяра отличить не могли?
 
Субедар Гхора Чандр смущённо почесал свою спину черенком плети:
– Да. Но, по его внешности, не скажешь, что деревенский кузнец. Хорошо одет. Даже в обуви!
 
Старший продолжил:
– Известный же во всём Пенджабе человек. Кузнец, вытащивший из ноги дикого слона – Большого Хатхи – стальной наконечник!  Развяжите его.
 
Меня развязали. Распутали тюрбан, закрывавший глаза и рот.
Подошли англичане.
– Покажи руки! – приказал подполковник.
 
Я показал.
– Руки чистые, – сказал субедар Гхора Чандр.
 
– Подними руки, – приказал подполковник.
 
Я поднял.
– Смотрите, – указал подполковник стеком на мои ладони. – Металл въелся в кожу и под ногти. Держу пари, у хатьяра руки чистые, как у богатых женщин!
 
Старший сержант подошёл ближе. Вгляделся в моё лицо. Прикусил собственный согнутый мизинец. Заявил нашему субедар Гхора Чандру:
– Я забираю коня с тавром «корона» и человека по имени Дактар Хатхи. Он не хатьяра. С остальными поступай согласно предписанию!

 *****

 Так, в этот вечер я стал гостем в доме сахиб субедара, унтер-офицера индо-британских вооружённых сил по имени Аджитт Биджей-Сингх. Правда, не как Дактар Хатхи. Как старый добрый знакомый по ночной схватке с тхаггами-душителями на горной дороге из Симлы в Нью-Дели в позапрошлом году.
 
Мы ужинали рисом и запечёной рыбой с бесчисленными приправами из овощей, фруктов и непременных специй. Пили очень крепкий чёрный чай «масала» с молоком. Приторно сладкий с пряностями.
 
Разговаривали.
 
Аджитт Биджей-Сингх расспросами меня не донимал. Даже не удивился, что при первой встрече, я говорил только на инглиш и не знал об Индии самых элементарных вещей. Философски воспринимал человеческую жизнь, как песчинку в гигантском водовороте времени, места и событий. Для него на первом месте была личность, её качества, достоинства. Всё остальное – превратности Судьбы.
 
– Да, сахиб, – говорил он, – я верю, правда, не совсем понимаю, но это не имеет никакого значения, что бессмысленно пытаться изменить что-либо в нашей жизни. Что бы мы ни делали, результат в конечном итоге будет тот, который предопределён свыше! Для человека главное, не то, что он ест, и где он спит, как его зовут или величают. Индия – страна многих религий. У меня, наверное, в голове мешанина из обрывков очень многих догматов. Я верю и в единого Бога, и во всех богов рангом пониже, как в человеческом обществе. Верю в реинкарнацию душ. Верю, что тхагги, пытавшиеся задушить вас, сахиб, и вашего друга-генерала, сегодня добывают себе пищу в лучшем случае в образах грифов-могильщиков. И как воин, восхищаюсь вами сахиб! Знакомство с таким человеком, как вы, украшает мою собственную жизнь. Надо же, два выстрела в полной темноте на запах! Этому невозможно научиться. Это не только ваша рука, сахиб. Поверьте, это рука Судьбы! Надеюсь, ваш генерал, оценил свою спасённую жизнь?!
 
Я отвечал, стараясь не нарушить хрупкую ауру сложившихся у  него обо мне представлений.
– Дорогой друг, Аджитт Биджей-Сингх! Генерал настоящий воин, он был добр ко мне. Но в ту злосчастную ночь я спасал в первую очередь собственную жизнь. Так получилось. Нельзя сидеть на шее генерала. Мы расстались. У меня было много неприятностей. Стараясь спасти душу, невольно оставляешь неприкрытым собственное тело. Я горд именем, которое вы мне дали – Бхарати Бхерия – Хиндустанский Волк! К сожалению, мне не пришлось жить под этим красивым и гордым именем. Потом – время невзгод. Я был просто Абарая. Сегодня я называюсь Дактар Хатхи. Спасибо большому слону из диких джунглей. Я вынул из его ноги занозу.
 
– А Большой Хатхи сегодня спас вашу собственную жизнь, сахиб! Если бы не он, завтра утром вы были бы привязаны к жерлу пушки! Вот как всё взаимосвязано…
 
_____________________________________________
* Примечание. Сцена ночного боя с душителями-тхаггами описана в третьей книге «Хиндустанский Волк» пенталогии романа «Меч и Крест ротмистра Кудашева».
_____________________________________________
 
Я спросил:
– «Мешанина» из догматов разных религий не мешает быть сикхом?
 
Аджитт Биджей-Сингх вздохнул:
– Что поделать, если голова сама по себе думает? Я ей не могу приказать! Это моя беда – любознательность. Это не великий грех. Знаете, один из постулатов сикхизма гласит: «Все пути ведут к Богу»! Отсюда терпимость. Но гимны наши пою, книгу Гуру Грантх Сахиб читаю, наши запреты чту, предписания и ритуалы соблюдаю, правда, не так строго, как положено, у военного человека свой жёсткий распорядок дня! Если доживу до седой бороды, исправлюсь!
 
Я спросил:
– Сикхи, они как, только воины?
 
– Нет, сахиб, что вы. Это четыреста пятьдесят лет назад сикхи были только воинами, когда религия только основывалась. Воинами по профессии. Сегодня сикхи – кто угодно: чиновники, торговцы… Но в душе – каждый сикх воин. Это закреплено и ритуалом. У нас братство сикхов состоит из малых общин, называемых «хальса». Каждый мужчина, член хальсы, должен быть узнаваем на людях по внешнему виду. Мы носим длинные волосы, которые не должны стричь.
 
– Индуисты тоже не стригут волос, – заметил я. – Видел одного садху с волосами, что прикрывали его ягодицы!
 
– Не равняйте, сахиб! – строго заметил Аджитт Биджей-Сингх. – Садху не моются, не ухаживают за своим телом. Их волосы полны насекомых. Садху упиваются собственными страданиями. Это не нормально. Они больные люди! Сикхи соблюдают ритуальную чистоту. Ухаживают за своими волосами. Гребень – обязательный предмет для сикха. И волосы свои мы аккуратно расчёсываем, наворачиваем на гребень, гребнем же закрепляем, убираем под платок, а потом под тюрбан. Бороду и усы никогда не бреем, но военным не запрещается подстригать их. Волосы и бороду с усами называем «кеш», гребень – «кангха». На правой руке носим стальной браслет – «када». Мы не носим ни дхоти, ни набедренных повязок. У нас – «каччха» – короткие штаны. Военный может носить уставные длинные английские бриджи, но носит и каччха в виде белья. И пятый предмет на букву «к» - это кинжал-«кирман»! Каждый мужчина к имени собственному получает приставку – «Сингх», что означает – «лев»! Многие, даже не воины, всегда носят оружие: саблю, копьё, большой кинжал.
– Простите за нескромный вопрос, уважаемый Аджитт Биджей-Сингх. Ваши женщины тоже исповедуют религию сикхов?
 
– Конечно. У нас мужчина может взять в жёны только одну женщину. Она может быть из любого рода-племени, любой религии, даже любой индуистской касты. Для нас нет разделения людей на чистых и нечистых!  Но в замужестве женщина принимает религию своего мужа. К её имени собственному добавляется приставка «каур» – «принцесса».
 
– А дети?
 
– И дети тоже! Обязательно.
 
– И обряд посвящения красивый?
 
– Да, сахиб. Я понял, что вы имели в виду. Никакого насилия. У нас нет  обрезания ни для мальчиков, ни для девочек. В семьях они воспитываются в традициях сикхов, но принимаются в общину, только по достижению юношеского возраста. Посвящение – это праздник для всей общины – хальсы. Красивые гимны, фимиам. Обряд проводят пятеро самых уважаемых членов хальсы перед священной Книгой Ади Гуру Грантх Сахиб. Каждый посвящаемый опрашивается на предмет знания основных требований религии. Даёт личное согласие стать сикхом. Потом ему дают выпить сладкий напиток – амриту. С этого момента посвящаемый становится полноправным сикхом!
 
– А похороны?
 
– Тела умерших сжигают…
 
Так мы провели вечер и первую половину ночи в дружеской беседе.
 
За прошедшие с последней встречи время Аджитт Биджей-Сингх сделал завидную карьеру. В собственно сикхской иерархии поднялся на ступень от рядового члена до члена Совета старейшин хальсы Амритсарского квартала по Тарантарнскому тракту. Квартал большой. В нём и большая оружейная мануфактура, и два базара: Тарантарнский и  Раджа Кхад Базар, расположившийся в тени средневековой стены полуразрушенной каменной крепости Раджа Кхад. Личной материальной выгоды от своего положения в хальсе не имеет – это великий грех. Но уважением и влиянием пользуется.
По службе в индо-британской армии на сегодняшний день исполняет обязанности первого помощника командира комендантского полка в Нью-Дели, но только в чине старшего унтер-офицера – стафф-сержанта. Был бы англичанином – имел бы чин подполковника! В Амритсар приехал в краткосрочный отпуск на сикхский ежегодный праздник Поминовения героев. На период праздника, как член Совета старейшин, принимает участие в организации усиленной охраны правопорядка в городе. Потому и оказался у городской заставы – проверял большой караван-сарай на тракте у въезда в Амритсар.
 
В нужное время на нужном месте?!
 Чтобы спасти меня от расстрела картечью? Снова – рука Судьбы?..
Хочешь – не хочешь, а задумаешься. Реально почувствуешь себя фигуркой в игре. И не только в Большой Игре политиков…
 
Решился, задать вопрос, мучивший меня, Аджитт Биджей-Сингху. Кому, как не ему. Не давать же объявление в «Нью-Дели Ньюс»! Не слышал ли он имя Шер-Мен Руси?
Аджитт Биджей-Сингх покачал головой. Если бы слышал, не забыл бы. Спросил, кто такой. Я ответил, что он сын моего друга. Был похищен из отцовского дома работорговцами и увезён в Индию. Он был хорошим воином, мастером сабельного боя. Возможно, уже погиб или сменил имя. Попросил навести справки, но очень осторожно.
 
Уснув, я не видел снов. Сильно устал. Отдыхал.
 
Аджитт Биджей-Сингх не уснул до утра. Думал. Кое-что придумал.
За утренним чаепитием Аджитт Биджей-Сингх изложил мне свои соображения.
Не скажу, что они привели меня в восторг. Но другого выхода не было. Знал поговорку: «Гость – день, гость – два… На третий день – нахлебник!». Нужно было определяться.
Хлеб, он дорого стоит! Им не бросаются. А мне на подаяние жить не пристало.

 *****
 
В Амритсарский Золотой Храм Сикского религиозного воинства старший унтер-офицер Аджитт Биджей-Сингх привел меня, что называется «за ручку».
 
Город Амритсар не имеет чёткой планировки, его улицы, улочки и переулки видно сохранили свою хаотичность  ещё со времен первых стихийных застроек. К храму шли пешком. Здесь это не стыдно. Но Аджитт Биджей-Сингх почёл своим долгом объясниться: к храму лучше пешком, не так далеко, верхом проехать будет проблематично. Меня это не смутило.
 
С любопытством рассматривал город. Что сказать, богатый! Не без нищих, конечно, но основная масса народа одета не просто хорошо. Для провинциального европейского города – роскошно. Шёлк, бархат, золото вышивок, кисея.
Почти каждая большая улица – нескончаемая череда лавок, чайхан и харчевен. Товары, еда и напитки – на все вкусы. Запахи естественных цветов, благовонных масел, курительных палочек, кальянного дыма и раскалённого масла! Много оружейных лавок. Сабли с изумительными эфесами в ножнах, усыпанных драгоценными камушками. Не удержался. Подержал в руках одну, присмотрелся. Сталь местная. Нет с золлингеновским клеймом «Z». Связки бус. Жемчуг и камни всех цветов пудами.
Слоны, верблюды, повозки. Всадники, с трудом продирающиеся сквозь дорожные заторы. Паланкины, влекомые носильщиками.
 
Слава Богу – зима! С утра не больше двадцати двух, двадцати пяти по Цельсию. Сухо. Представляю, каково здесь будет в июле-августе!
 
Минут через тридцать мы вышли к цели: беломраморному резному архитектурному чуду – большому храмовому комплексу. Многочисленные здания храмов, словно сложенные из белоснежных кусков сахара и крепко сбитого творога, увенчанные золотыми куполами. Каждый посвящён своему Гуру из сикхов. Как правило – святому мученику за веру. Я шёл, задрав голову вверх. Мой проводник потянул меня за рукав, увлекая в тень прохода. Народу прибавилось. В проходе пришлось убавить ширину шага. Вокруг меня  разноцветный людской поток в обе стороны: туда и обратно. Женские цветные сари, платки и шали всех цветов радуги. Мужские повязки и тюрбаны – жёлтые, синие, красные, даже хаки. Кивком головы показал Аджитт Биджей-Сингху на людей в военной форме в тюрбанах хаки.
– Наши люди! – пояснил Аджитт Биджей-Сингх. – Они на службе. Один бородач – сикх, другой индуист, видите – бритый. Я в праздничном синем тюрбане. Поеду в Нью-Дели, тоже надену тюрбан хаки.
 
Вот и вышли на огромнейшую внутреннюю храмовую площадь.
Стоило побывать в Амритсаре, что бы увидеть одно только это чудо света!
 
Взор сразу приковал к себе Золотой Храм!
Вот он, знаменитый Харимандир или Дарбар Сахиб – Божественный Храм или Двор Господина!
Англичане называют его просто по внешним признакам – Голден Темпль.
 
Первое впечатление – самое сильное. Не находился бы в людском потоке, остолбенел бы. Мало-помалу, идти становилось всё свободнее. Мы обходили площадь по часовой стрелке, ступая по каменным плитам набережной вокруг рукотворного озера почти правильной формы большого квадрата. Харимандир стоял на острове посреди озера небесной голубизны. Его отражение придавало волнам золотой оттенок.
 
Выбрав свободное от паломников местечко у воды, Аджитт Биджей-Сингх остановил меня. Указал на озеро:
– Амрита-сарас! Озеро бессмертия.
 
– Вот как! – сказал я. – Потому и город так называется. Охотно верю. Ни в одном другом городе мира, знакомом мне, я не встречал на улицах столько здоровых мощных энергичных стариков с белоснежными, как хлопок, длинными усами и бородой. Многие с оружием. Без клюк, без палок, прямые, как юноши, с орлиным взглядом. Они – тоже достопримечательность Амритсара.
 
 – Да, – подтвердил Аджитт Биджей-Сингх. – И старики, и все мы ведем правильный образ жизни, завещанный нам нашими Гуру – Учителями, и самым Главным Гуру – Великой Книгой! Поэтому Книга читается в храме без перерыва в течении сотен лет! Не храм, не люди, не гуру главная достопримечательность – Книга. Сами увидите, сами услышите! А теперь нам нужно совершить омовение.
 
Этим мы и занялись. Я повторял все движения ритуала, совершаемого моим товарищем.
 
Я не стеснялся своего обнажённого более светлого, чем у многих индусов, тела. И с индийским именем мне не было нужды краситься в тёмный цвет. Обычного загара было более, чем достаточно. На меня не обращали внимания. Правда, ещё Афанасий Никитин отметил в своих записках, что в аристократической среде индусов чаще можно встретить мужчин и женщин со светлой кожей, нежели в базарной толпе. Даже сам принял посильное участие в некоем знакомом всем приятном процессе обновления крови местного населения. Ну, это капля в океане. Белая кожа для индусов – не предмет для особой гордости. Этот вопрос более волнует даже не англичан – немцев!
 
И омываясь, я не мог оторвать глаз от Золотого Храма.
К храму через озеро ведёт узкий, охраняемый вооружёнными воинами, мост. Мост – древний символ соединения двух миров. Это символ Пути из мира бренного в Мир Высший! Сам Римский Папа носит титул Понтифика – Мостостроителя!
 
Мост, как и вся храмовая территория хорошо охраняется вооружёнными сикхами. Огнестрельного оружия при охранниках не заметил, но холодным они увешаны. Не то что на Святой Руси. У нас при храмах православных, дай Бог, сторож имеется. Как правило, инвалид одной из войн многочисленных. Убогий. Другие не нужны. Не слышал, чтобы кто-либо позарился на церковные деньги. Ушкуйники сами за свои грехи подношения делают. На охрану в японском монастыре, предоставившем свои площади правительству под лагерь для русских военнопленных, насмотрелся тоже. Из монахов же. Те, хоть и без мечей, но и ладонью череп богохульнику снести могут. Что там говорить, наш наследник трона у японского храма за свершённое неуважительное действие к святыне получил катаной по голове. Факт, в России скрываемый, но в Японии общеизвестный.
Здесь же, у Золотого храма, пошалить – не успеть. Быстро на пику наденут.
 
Я уже знал, в храм нельзя зайти в обуви. Нельзя попасть без предварительного омовения в священных водах озера. Некоторые погружаются в воду с головой. Старики и не умеющие плавать идут в воду, держась за цепочки, что своими концами прикованы к каменным столбикам на набережной. Стража зорко следит за водной поверхностью, несчастного случая не допустит. Паломники омывают в воде ноги, лицо и руки, полощут рот, пьют воду. Говорят, вода в озере проточная, целебная, даже проказу излечивает. Впрочем, если и есть сток, то подземный. В воде я заметил довольно крупную рыбу, вроде аквариумных золотых, но размером в локоть и более. Мне тоже пришлось окунуться, но пить воду я поостерёгся. Какой из меня сикх!
 
После омовения по мраморному мосту прошли в общей череде паломников на остров к Золотому Храму.
Не удержался, прикоснулся к стене храма рукой. Так делали многие.
 
Каменные стены храма, его башни и купола окованы медными позолоченными листами, ослепляющие своим сиянием членов сикхского братства и любопытствующих путешественников.
 
Последняя информация была мне выдана Аджитт Биджей-Сингхом весьма неохотно. А я был, каюсь, не деликатен. Вот чем европеец отличается от азиата. Тот перед красотой и величием просто либо падает на колени, либо наслаждается от души в полную силу своего сознания. Европейцу ещё всё необходимо знать.
Конечно, для меня храм – это архитектура, в которой, правда, мало что понимаю, но романский стиль от готики и ампира отличать уже научился. Держу в памяти красоту Парфенона, Персеполя. Не забуду и Петербургскую итальянскую классическую архитектуру дворцов и проспектов.
В моих странствиях, при всех их тяготах, должен отдать должное, есть грань изумительная – познавательная. Проходит время, неприятности забываются сами собой. Красота, раз увиденная, впитанная сознанием, остаётся навсегда!
 
В храм с соблюдением его уставных требований может зайти каждый желающий независимо от касты, национальности и даже вероисповедания. Сикхи не признают индуистских каст. Женщинам не воспрещается, они равны в правах с мужчинами.
 
Храм богат. Каждый сикх ежегодно отчисляет на нужды своей общины – хальса – от десяти до сорока процентов своего дохода.
 
При входе в храм сборы не производятся. Пожертвования исключительно добровольные. Более того, каждого голодного здесь накормят в специальном помещении совершенно бесплатно. И просить не нужно ни на хинди, ни на панджаби. Достаточно присесть на циновку и протянуть вперёд сложенные руки ладонями вверх – символ просьбы и покорности. Получишь миску варёного риса, лепёшку и кружку воды из озера. В благодарность, после еды достаточно сложить руки вертикально ладонь к ладони и поклониться.
 
Служба в храме идёт круглые сутки. Всенародно читается вслух Книга, слушаются проповеди, пересказываются эпизоды пятисотлетней героической истории сикхского братства. Поются гимны.
В отдельном помещении без остановки читается Гуру Грант Сахиб – Книга огромного объёма. Здесь слушатели не обязательны. Но захочешь послушать – не прогонят.
 
Храм в два этажа. Внутренние интерьеры – сплошной резной белый мрамор с изречениями и орнаментами, инкрустированными драгоценными камнями.
 
Я плохо понимал панджаби, но успел усвоить – сикхизм появился как третья сила, противопоставившая себя ещё в пятнадцатом веке мусульманской экспансии с одной стороны и жестокому феодализму индуистов с другой. Третья сила окрепла очень быстро. В боях, как в кровавых,  так и в идеологических. Противостояние завершилось созданием собственного государства – Пенджаба. Человека, имеющего приставку к имени «Сингх», исповедующего сикхизм, можно встретить среди чиновников туземной администрации, преподавателей учебных заведений, коммерсантов, промышленников, но более других профессий для сикха желанны военная либо полицейская службы. Это поприще для них естественно. По оценке Аджитт Биджей-Сингха в случае  мобилизации только Пенджаб может выставить до миллиона хорошо обученных солдат и офицеров, уже сформированных в соответствующие подразделения, в которых каждый знает своё место в строю! И не это ещё самое главное. Главное другое. Сикхское братство пронизывает своими представителями всё разноплемённое сообщество народов Индостана и Британской Индии! Это – немаловажный факт. Это инструмент информации, инструмент управления. Сикхов уважают. Уважают не только потому, что побаиваются. Иметь приставку к имени «Сингх», в Индии означало, что за этой приставкой стоит мощное организованное военизированное сообщество. И сам по себе индивидуум с этим именем – не тот человек, которого можно обидеть безнаказанно. Не только. На сикха можно положиться. Дав слово, сикх не нарушит его. Среди сикхов нет воров. Сикхи не употребляют алкоголь. Среди них нет терьякешей. Сикхи глубоко уважают семейные связи. Прелюбодеяние в семье сикха – явление недопустимое!
 
Англичане умело использовали эту третью силу в политическом и военном напряжении между мусульманами и индуистами. Но и сами сикхи не раз испытывали на себе силу английской артиллерии!
Вот, история, на описание которой не хватит одной человеческой жизни.
 
По выходу из храма я получил в руки ритуальный «Карах прасад» – круглый шарик лакомства типа халвы оранжевого цвета, очень сладкий, приятно пахнущий. И вкус, и запах запомнился. Хорошее воспоминание. Второй раз в храм пойдёшь с удовольствием.
 
Я сидел на камне набережной, полоскал в прохладной ещё поутру воде озера свои босые ноги. Забавлялся: озёрные цветные карпы покусывали их своими беззубыми ртами.
 
Думал.
 
Эти общие новые знания сами собой породили и новое умозаключение. Вроде, что-то знал и ранее, но не придавал этому большого значения. А следовало бы!
Под каким именем представился мне в Кветте Гюль Падишах, он же Алан Фитцджеральд Мак’Лессон? Под именем Рами Радж-Сингха! Имя Радж Рами-Сингха мне было известно ещё два года назад по дневнику Самвела Татунца. Увы, я не сразу сложил эти похожие имена вместе! Не сразу понял, что под ними – один человек. Радж Рами-Сингх вёл дела в Исфахане с братьями Брауншвейг. Под этим своим именем он увёз в Индию выкупленного у Брауншвейгов  Чермена Дзебоева.
Алан Мак’Лессон тоже сикх! Понятно, с его положением – не из простых.
Глупый, глупый Кудашев! Мальчик ещё в этих играх, а туда же…
 
Успел уполномочить Аджитт Биджей-Сингха навести справки о Шер-Мене Руси. Алан сегодня же будет знать, что его пропавший друг Кудаш-бек жив, здоров и ведёт самостоятельный розыск!
Теперь я не сомневался, что Мак’Лессон под именем Рами Радж-Сингха весьма важная персона в Амритсаре. Разумеется, его имя Аджитт Биджей-Сингху, как одному из военачальников комендантского полка в Нью-Дели, известно, если ему известны даже приметы жеребцов, пропавших у Мак’Лессона!
 
Вернулся Аджитт Биджей-Сингх.
Присел рядом. Сделал мне замечание.
В священных водах совершают омовение. Здесь не купаются для физической чистоты, не болтают в воде ногами для развлечения. Я поднялся на ноги. Пошли назад по мосту.
 
Увы, Аджитт Биджей-Сингх ничем меня не порадовал. Имя Шер-Мен Руси никому ни о чём не говорит. Такого не знают. Но должны были бы знать, если он сабельный боец. Настоящие бойцы – они герои. У каждого – свои почитатели от простых до очень богатых и влиятельных людей. Бывали случаи, на ристалище в стенах старого замка – «кот» – Раджа Кхад-кот при большом базаре  – касса тотализатора превышала тридцать-сорок тысяч золотых рупий. Правда, это в случае, если объявлялся поединок со смертельным исходом. Такое решение могли принять только сами участники боя. После такого поединка мог остаться только один герой!
 
Я понял, мне в одиночку, действительно по Индии не пройти, не проехать. С горечью вспомнил свой щенячий запал, с каким получил, было, у Мак’Лессона коня. Какая самонадеянность. Собрался в многомесячный дальний путь на хорошем коне, но без монеты в кармане за горы Гималайские, Гиндукушские и Копет-Дагские!
И Чермена мне не найти. Как появиться, если появлюсь, на глаза Владимиру Георгиевичу?  Что скажу?
Кругом, кругом, да на печь в угол! Что же делать?..
 
 – Что теперь? – спросил Аджитт Биджей-Сингх. – Что вы намерены предпринять?
 
Не сразу, но ответил:
– Был бы орлом – полетел бы к себе на родину. Далеко-далеко за Хималаяйя! Был бы воробьём – жил бы под крышей Золотого Храма, был бы сыт, клевал бы бесплатный рис. Был бы индусом, стал бы сикхом, служил бы у какого-нибудь раджи телохранителем.
 
– Индусом быть не обязательно. Нужно к жизни сикхом придти с внутренней убеждённостью, чтобы не сожалеть потом о принятом решении. Новая жизнь изначально не должна начинаться, как жизнь временная. Я знаю, вы к такой жизни не готовы. Вы тоскуете о жизни прошлой. Никогда её не забудете. У меня в штабе комендантского полка есть вакансия субедара для грамотного человека. Лучше вас, сахиб, мне не найти. Но если мы и решим её занять, одного желания будет мало. Нужно, чтобы вас знала и просила за вас Совет старейшин наша община – хальса. Скажу прямо: я глава, один из пяти, хальса моего квартала в Амритсаре. Но без хальса не смогу принять решения. Что будет знать о вас община? Что нам сказать иным возможным кандидатам на желанную военную службу? Что вы простой кузнец, раб?
 
Я был удручён.
Аджитт Биджей-Сингх был прав.
Раб не может стать сикхом.
Воин не может быть рабом.
Раб – просто вещь. Воин должен погибнуть в бою, но не дать себя продать в рабство. Это большой грех. Раб нечист.
Аджитт Биджей-Сингх давно знает меня как умелого воина, он сам дал мне имя, которым  в Индии мог бы гордиться воин – Бхарати Бхерия – Хиндустанский Волк. Он понимает, что Бхарати Бхерия не по доброй воле стал рабом. Бхарати Бхерия обманом был захвачен нечистыми людьми. Негодяями, презревшими повеление Всевышнего оказывать помощь беспомощным людям, попавшим в беду! Аджитт Биджей-Сингх лично готов поручиться за Бхарати Бхерия. Но этого мало. За новичка должна просить община. Можно принять религию сикхов, но нельзя стать в один день воином. Это долгий путь, который начинают юношами. Человек же с именем Хиндустанский Волк может войти в мир сикхов в один день и занять подобающее ему место только одним путем – через подвиг. Либо через смертный ритуальный бой. Это исключение из общего правила, это жестокий обычай, но он практикуется. Великие воины всегда в цене. Противника кандидату назначает Совет Старейшин. Новичок должен убить своего противника. Так, он через кровь докажет свою ценность для братства. Это бывает очень редко. Бывалому воину-сикху никто из чужих не сможет противостоять.
Однако, Аджитт Биджей-Сингх надеялся на благоприятный исход для меня в этом бою.
 
У меня был выбор? Я согласился.
 
Аджитт Биджей-Сингх снова отправился в храм. Я прождал его до полудня. Потом нашёл себе местечко в тени смоковницы и завалился спать. Фиеста! Будь, что будет.
Через час проснулся.
Аджитт Биджей-Сингха не было. Он появился только к вечеру. Азия! Время не имеет значения.
Улыбнулся ещё издалека. Это был положительный признак. Значит, что-то у него получилось!
 
В этот вечер Аджитт Биджей-Сингх кормил меня на убой. Жареной бараниной с рисом и тушёными баклажанами с луком и чесноком. Конечно, с немыслимым количеством чёрного перца и иных пряностей.
Разговаривали.
Сикхи не соблюдают постов. Сикхизм позволяет своим адептам есть мясо животных без ограничения, в том числе и свинину, и говядину, но при одном условии – животное должно быть убито одним ударом, умереть безболезненно, без мучений.
Так говорил Аджитт Биджей-Сингх.
*****

27 декабря 1913 года. Амритсар.
 
В День поминовения героев и мучеников я был препровождён своим попечителем в традиционное место проведения воинских ристалищ, где мерялись силой борцы, кулачные бойцы, мастера искусства рукопашного боя «калларипаятту» и мастера по фехтованию холодным оружием – в развалины старого замка Раджа Кхад-кот, что соседствовал с территорией большого Тарантарнского базара.
 
Замковая площадь полна народа. На возвышении – судейская коллегия – Совет старейшин и уважаемых гостей состязания, как сикхов, так и не. Народ, собравшийся культурно отдохнуть и развлечься, кто где, даже на вершинах полуобвалившихся стен и башен. Гомон. Музыка. Букмекеры, опоясанные кожаными кошелями с деньгами, с мелками и грифельными досками в руках принимают ставки. Торговцы разносят напитки, горячие пирожки.
 
Внутренним взором оцениваю сам себя. Внешне внимания не привлекаю. Моя одежда, тюрбан, обувь, подаренные мне добрыми жителями басти Упчар-Хатхи, не отличались от того, в чём ходили горожане. Моя тёмная с проседью борода и даже мой выговор на хинду – тоже подозрений не вызывали.
 
Я был представлен старейшинам, заправлявшим публичными боями в Раджа Кхад-кот.
 
Писарь получил от Аджитт Биджей-Сингха залоговую сумму «кхел-пайса» в двадцать рупий и внёс меня в список бойцов под именем Бхарати Бхерия на бой, назначенный на третий день от сегодняшнего.
Объяснил: как новичку, мне предстоит провести три пробных поединка, которые не будут участвовать в тотализаторе – «кэ бхйтар». Первая схватка при деревянном оружии, вторая – со стальными, но тупыми мечами, третья с боевым отточенным оружием до первой крови без смертоубийства. Только первые две схватки с доспехом – с малым медным щитом. Запрещённых приёмов нет. Поражением во всех трёх схватках будут считаться: касание земли четырьмя точками тела, первая кровь и сдача на милость победителя.
Если одержу три победы подряд, смогу претендовать на серьёзный бой.
Как я понял, время поединка не ограничено. Но потом убедился, на этой арене пассивных бойцов не бывает.
 
Аджитт Биджей-Сингх посчитал, что мне не лишне будет сначала просто посмотреть на бои, ознакомиться с индуистской техникой фехтования, уяснить для себя нечто новое, незнакомое. Ну, и самому нужно хоть два-три дня на разминку, на подготовку. Разумно.
 
Я согласился. Остался. Аджитт Биджей-Сингх смотреть со мной бои не стал. Только спросил меня, найду ли я самостоятельно дорогу домой. Я помахал ему рукой на прощанье.
 
На подобное, пока ещё для меня – зрелище, я попал впервые. Да-а-а… А по нашему календарю – двадцатый век! Аэропланы, подводные лодки… Не сегодня-завтра самолётчики на Луну высадятся! А здесь – Древний Рим двух тысячелетней давности. Гладиаторские бои… 
На Руси такого варварства и во времена Владимира Красного Солнышка не существовало. Не упивались православные чужой кровью. Большим грехом почитали. И в более поздние времена никогда «рыцарских» турниров не устраивали. Царскими указами дуэли пресекались под страхом смертной казни и лишения всех прав состояния. «Поэтизация» дуэлей в начале 19-го века, воспетая гениями русской поэзии Александром Сергеевичем Пушкиным и Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, принесла им самим безвременную смерть. Сами воспели этот «кодекс»! Знаю, казаки, возвратившиеся с войны, из похода, в церковь сорок дней не заходили. Сами считали себя грешными. В зной, в дождь, в мороз молились на паперти, за кровь пролитую искупления просили! Последний царский указ «О поединках» в казачьей среде именовался «бесовским»!
 
 От подробностей описания зрелища, увиденного в Раджа Кхад-кот, воздержусь. Сегодня, на старости лет от этих воспоминаний мутит.
Господи, прости меня, грешного!
 
Отмечу только: Ничего нового в сабельном бою индийского стиля, ничего существенного для себя не почерпнул. На психологическую атаку и наши родные горцы и кочевники способны. Ликом черны, зубами оскалены, криком ужасны. Но победа достаётся тому, кто быстрее да ловчее. Чистой гимнастики много. Прыжки выше головы, с неожиданными поворотами в воздухе. Удары не только мечом, но и малым медным щитом, головой и ногами. Это так, показуха. На всё то – у казака есть шашка в руках!!
 
Через час плюнул, ушёл.
Бродил по городу, знакомился с ним. Подсознательно запоминал хитросплетения его улочек. Заблудиться в Амритсаре невозможно. Есть хорошие ориентиры – башни и купола его храмов, у сикхов – «гурудваров»: Харимандир Сахиб, Мата Каулан Джи, Баба Атал Сахиб, Рамсар Сахиб и Калгитхар. Если забыл какой, не взыщите. Не один десяток лет миновал.
Есть в городе и храм индуистской богини Дурги. Любознательность – не грех. Разулся, поклонился, бросил мелкую монетку в общую чашу подношений. Вошёл. Песнопения жрецов и вторящих им молящихся. Фимиам. Большая литая начищенная до зеркального блеска скульптура богини Дурги. Восемь рук, почти в каждой по предмету, не все опознал, но эти помню: цветок лотоса, кинжал, боевой лук, трезубец, какие-то погремушки или шестопёры – не понять. Правая рука поднята и обращена раскрытой ладонью к своим прихожанам. Над головой большой бронзовый же нимб из языков пламени. Сама восседает на льве, оскалившем свои клыки.
 
Покинул храм, а в голове строфа из молитвы вертится. Навязчиво так. И не думал запоминать, а вот и через двадцать пять лет вспомнилась!
– «Нийатам куру карма твам карма джйайо хй акарманах шарира-йатрапи ча те на прасиддхйед акарманах»…
_______________________________________
* Санскрит. Отрывок из Юхагавад-гиты:
 – «Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не может удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела».
_______________________________________
 
Не сразу понял смысла услышанного. Но, с грехом пополам, перевёл. Поразился. Мне это было нужно. Работа нужна. Приложение своих способностей. А что умею? Может, пойти снова в какую-нибудь кузню, помахать молотом за миску риса в день? Не боюсь и такой работы. Но домой возвратиться она не поможет!
Горько на душе стало.

 *****
 
Два дня перед назначенными боями провел на берегу пруда в каком-то заброшенном карьере подальше от людских любопытных глаз. Разогревался, разминался. Делал гимнастику. С моим телом не всё было в порядке. Кузнечный молот дал большую силу всем мышцам тела, но лишил их былой эластичности и пластичности. Саблей, одолженной у Аджитт Биджей-Сингха, восстанавливал способность к молниеносному и очень точному удару клинком.

Индийская сабля – «тальвар»  – в длину 24 вершка, аршин с четвертью или один метр. Клинок широкий, изогнут слабо. Интересная особенность: эфес рукояти тальвара заканчивается  литым бронзовым либо кованым стальным дискообразным навершием, часто ещё и шипом. Это нужно принять во внимание: в бою им пользуются, как кастетом. Ладно, не страшно!

Сабля, шашка – не топор дровосека. Человек, впервые взявший саблю в руки, каким бы он ни был ловким и сильным молодцом, будет убит мастером сабельного боя с одного удара. Непрофессионал виден мгновенно. И все последующие ступени роста обучаемого новичка тоже как на ладони. Из полусотни, дай Бог, один чего-то в этом деле стоить будет.
Отец рассказывал, как в стародавние времена боярин-воевода подбирал «новиков» в княжью дружину. По осени, по окончанию полевых работ, ранним утром созывали из деревни молодых здоровых парней, на опушку леса. Те шли охотой. Стать дружинником хотелось каждому! Князь за службу платил серебром, собольей шапкой, богатырским конём, добрым земельным наделом и освобождением от податей! Не кисло. Каждому хотелось.
Воевода и его бывалые дружинники приказывали раздеться, осматривали тело на предмет болезней тайных или грешных. Слабых телом и хворых отправляли по домам. Отобранным парням раздавали боевые сабли. Выстраивали в цепь с таким интервалом, чтобы не могли поранить друг друга. Показывали основные артикулы владения мечом, так, чтобы при ударе, не могли сами себе увечье нанести. Внушали: лезвие сабли движется только острием по направлению движения сабли, не обухом. Как при ударе, так и при замахе. Не топор! Широких замахов избегать. Пока взмахнешь, враг успеет кишки такому рубаке выпустить. Вот для первого урока и всё наставление. Потом давалась команда «сабли к бою!». И цепь начинала вырубать кустарник. Не останавливаясь ни на минуту. С утра до захода солнца. Кто оставался на ногах с саблей в окровавленной от мозолей ладони – зачислялся в дружину. Остальные расходились по домам.

Не кисло? А вы думали, казаки, они только мёд пьют?!

На ветке куста дикого граната, выбирал колышущийся от ветерка крайний листочек и разрубал его по желанию – либо пополам поперёк, либо вдоль, либо отсекал от ветки по ножке.
Прилетел шершень. Мгновение, и он оказался в мощных жвалах притаившегося в зелени богомола, не замеченного мною ранее. Шершня не спасло его напрасно дёргающееся жало, истекающее каплями выпускаемого яда. Он был пожираем богомолом заживо. Ещё мгновение, и они оба разрублены клинком моей сабли.
Ударил. И тут же пожалел.
Рассердился на самого себя. И за то, что не сдержался, и за то, что пожалел!
Где, как найти в этой жизни, в этом круговороте убийств одним живым существом другого, тот баланс, что позволит человеку называться Человеком?!
 
Господи!
Индия, она своим воздухом из кого угодно философа способна сотворить. Стоит ему только на мгновение остановиться и задуматься. Так, не успеешь оглянуться, станешь буддистом. Будешь смотреть под ноги, чтобы не задавить муравья. Не станешь гонять, травить и проклинать комаров, пьющих твою кровь. Как следствие – отказ от всего, что может являться объектом желания. Избавиться от желания – избавиться от страдания! Конечно, не будешь тосковать по своим любимым. Желать встречи с ними, жизни с ними. Эти воспоминания, эти неосуществлённые желания, всегда будут причиной страдания, всегда будут отвлекать от внутреннего созерцания Высшего Света!
Ом мани падме хум! О, Сокровище в цветке лотоса!
Не порицаю, но принять не могу.
 
Я воин.
Завтра бой.
 *****
 
30 декабря 1913 года. Амритсар.
Раджа Кхад-кот.
 
Полдень. Ристалище только-только начало принимать зрителей, но бойцы уже на площади. Многие сидят на скамьях, пьют свой утренний чай-масала. Есть среди кандидатов в мастера клинка и такие, что курят кальян. Но это не сикхи, у них табак под запретом. Истинные ценители и непосредственные исполнители сабельного боя ещё на подходе. Драться будем под музыку: подошли и расселись на своих местах музыканты. Начали настраивать инструменты. Барабанщик подошел к жаровне, бесцеремонно снял с неё котёл, начал прогревать свой барабан. Барабан прогрелся, кожа натянулась. Барабанщик ударил в нёё колотушкой. На удар барабана откликнулся большой бронзовый гонг.
Участники боя встрепенулись.
Вышел глашатай, зачитал имена бойцов. В том числе и моё имя – Бхарати Бхерия. Внимания публики наши имена не особенно привлекли. Так, разминка. Многие читают газеты, завтракают на свежем воздухе.
Вот, персонально названо моё имя: Бхарати Бхерия!
Ну, Кудашев, держись! Не посрами.
 
Вышел, получил медный щит и деревянный меч. Меч довольно увесистый, очень прочного дерева, обшарпанный в схватках. Взмахнул им, нанес пробный удар в воздух. Ничего, пойдёт. Убить и этим можно. Правда, и без меча – тоже.
 
Названо второе имя. Мой противник молодой человек. Жаль парнишку. У нас и в шутку бы такого не выпустили против зрелого казака. Однако, гонору в нём, как кипятку в переполненном самоваре. Глаза злые. Руки дёрганные.
 
Удар гонга.
Мой противник дикой кошкой прыгнул на меня с широким взмахом своего меча. Мне было достаточно сделать строевой поворот «на пра-во!» и ударом левой руки, прикрытой щитом, сбить противника на землю ещё в прыжке.
 
Упав на спину, он вскочил и ринулся на меня снова, но был схвачен стражей за локти и «на воздусях» вынесен с площади.
Первый бой за мной. И боем-то назвать нельзя. Публика, по-видимому, другого исхода не ожидала. На результат никак не отреагировала.
 
На второй бой глашатай вызвал меня минут через тридцать. За это время арена успела пропустить пять-шесть пар. Для себя я сделал в уме зарубку: здесь не ярмарочные представления, не спортивные фехтовальные состязания. Здесь, при всех атрибутах спортивно-театрального зрелища, каждый бой может закончиться смертью участника. А настоящий бой не череда фехтовальных приёмов на показ, как в синематографе. Реальный бой всегда скоротечен. Незачем публику потешать.
 
Во втором бою деревянные мечи были переменены на стальные, выкованные без затей. Лезвия тупые с закруглёнными концами. 
У меня была проблема. Я, не как мои противники, вышел на арену, не за тем, чтобы поубивать их. Такая самозащита в отличие от ничем не сдерживаемого нападения во много раз сложнее. Трижды я уворотами и приседаниями уходил от атаки, не используя своё оружие. Противник своими безрезультатными атаками был не столько обескуражен, сколько взбешён. Начал новую серию. Дважды я выбивал меч из его рук. Не преследовал, не наносил решающего удара. Публика, гомонящая на своих импровизированных «трибунах», как стая макак, вдруг приутихла.  Такого боя новичков они ещё не видели. Мой противник, как видно, собрал всю свою волю и силу в последнем выпаде уколом. Лезвие меча пронзило воздух. Новичок получил удар в челюсть рукояткой моего меча. Удар, усиленный ещё и весом меча, пустил моего противника в полный нокаут.
 
Несколько секунд полного молчания публики. Потом по толпе прошел, словно порыв ветра, говорок:
– Бхарати Бхерия? Бхарати Бхерия…
А потом – аплодисменты, как в театре.
 
Я почувствовал поддержку аудитории. Больше не сомневался. Сомнения в бою – лучшая предпосылка к поражению.
 
Гонг, возвестивший мой третий выход, окончательно взбодрил меня. Силы мои прибавились. Зрение обострилось. Я был на грани состояния упоения боем, которое в варяжестве знали берксерки. В моих руках отточенная сабля. В руках моего врага такая же. Этот бой – до первой крови. Но кто в бою считает, первая она или последняя. Кровь на клинке, кровь на теле, кровь в самом сознании. Сознания уже нет. Передо мною уже нет ни противника, ни врага, просто – опасность. Такая, как быстрый ядовитый шершень, или богомол, с его гигантскими, усеянными в два ряда острыми шипами, жвалами.
Между нами дистанция, которую выбрал и держал я. В два моих роста. Дистанция, которая должна быть достаточно большой для моего противника. Но не для меня.
Удар гонга.
Мой противник не опередил меня. Молниеносным выпадом при полной растяжке собственных ног я нанёс ему укол в правую плечевую мышцу. Сабля упала из его рук. Он схватился левой рукой за раненое плечо. Между пальцами закапала кровь.
Победа. Я положил свою саблю на землю.
Публика взорвалась криками. Скандировали, как на Афинских Олимпийских играх, «Бхарати Бхерия!».
Раненого увели. Его рана была не опасна. Конечно, помощь ему окажут.
 
Возле меня появился Аджитт Биджей-Сингх. Он взял меня за руку и обошёл площадь по периметру под барабанную дробь, звуки флейт и волынок и восторженный рёв толпы.
 
Аджитт Биджей-Сингх моим дебютом остался доволен.
– Тебе уже подыскивают достойного противника! – сказал он мне. В назначенный день в Раджа Кхад-кот пожалует половина Амритсара!
 *****

7 января 1914 года. Амритсар.
Раджа Кхад-кот.
 
Долго ждать не пришлось.
День нового тысяча девятьсот четырнадцатого года прошёл незаметно. Стоит отметить: по григорианскому календарю.
Индия страна большая. По настоящему, в империю с централизованными мерами веса, времени и расстояния не сложилась. В каждом штате, а то и в каждом народе – свой собственный Новый год по ведическим календарям. У одних – лунный, у других – солнечный. Так, по календарю «Шака» переход к новому году, начинается в первый день месяца Чайтра, соответствующий дню весеннего равноденствия – 22-го марта в обычные годы и 21-го в високосные. По календарю «Угади» – 26-го марта.  В Западный Бенгалии праздник приходит 13-го апреля. В штате Тамил Наду новый год отмечают 14 апреля, в день наступления весны. Впрочем, есть календари, по которым новый год отмечается в сентябре. Этот праздник любим. Отмечается не только домашними застольями, но и уличными шествиями со слонами, музыкой, театрализованными представлениями и фейерверками. В ночь с 31-го декабря на 1-е января в Амритсаре было тихо. Мне показалось, что это доброе предзнаменование. Пусть год пройдёт без политических потрясений, тихо и мирно!
 
Первого января Аджитт Биджей-Сингх принёс новость в виде отпечатанного в типографии плаката, в котором на хинду и панджаби оповещались любители сабельного боя о предстоящем «незабываемом зрелище».
Об участии в сабельном поединке бойцов: Дактар Хатхи из Упчар-Хатхи, за свою ловкость и силу именуемый Бхарати Бхерия – Хиндустанский Волк и Радж Дигора Урсдон-Сингх из Джамму. Ставки принимаются!
 
Седьмого января мы с Аджитт Биджей-Сингхом были в Раджа Кхад-кот.
Да, расклеенные на древних камнях княжеских развалин распечатанные плакаты своё дело сделали. Замковая площадь под напором зрителей сократилась на две трети. Арена для боя была символически огорожена крупными отёсанными камнями из старой крепостной кладки.
 
Церемония открытия состязания была такой же, как и прежде. Музыка, глашатаи, гонг.
Как всегда состязание начали пары новичков. Гвоздь программы должен был состояться не ранее двух часов пополудни. После обеда.
Нас с Аджитт Биджей-Сингхом пригласили в отдельную палатку, из которой мы могли бы лицезреть арену через сетку из чёрного конского волоса. Объяснили: для нашей собственной безопасности, подальше от чужих глаз. В общем, чтоб не сглазили. Предложили сделать массаж, натереть тело для эластичности миндальным маслом. Я отказался. Знал, какие фокусы выкидывают на ипподромах перед заездами. Любого скакуна уморят при необходимости, если к нему будут иметь доступ. Массаж расслабляет мышцы, а в миндальное масло подмешают опиум – заснёшь в бою! По той же причине отказался и от чая, и от обеда. Жив останусь, поужинаю за двоих!
 
Гонг. Три удара. Вот и закончилось первое отделение концерта.
Через час гонг возвестил: пора.
Вышел из палатки. Я бос. На мне свободные полотняные дхоти. Вроде штанов, но ткани на них идёт вчетверо более против европейских брюк. Торс обнажён, но живот туго обмотан в несколько слоёв алым вчетверо сложенным шёлковым платом. Какая-никакая, но защита от сабельного удара в нижнюю часть брюшины.
 
Прошёл к высокому помосту, за которым восседали члены Совета старейшин, а попросту оргкомитет тотализатора – «кэ бхйтар». Я огляделся. Действительно, по рядам между зрителями снуют десятки фигур с грифельными досками в руках. Каждый в своем секторе. Принимают ставки, складывают деньги в сумы, перекинутые через плечо, в кошели на своих поясах. Ого, и сколько же будет стоить победитель?
 
Поклонился старейшинам.
Назвался на хинду:
– Дактар Хатхи, именуемый Бхарати Бхерия – Хиндустанский Волк из Упчар-Хатхи!
 
Вторым ударом гонга был вызван мой противник – боец из Джамму.
 К помосту вышел молодой мужчина. Лет на семь младше меня. Торс, как и принято на этих состязаниях, обнажён. Мышцы рельефны.  Короткая борода и усы угольной черноты, длинные волосы сикха выдаёт непослушная прядь, выбившаяся из-под синего тюрбана. Бицепс его левой руки охватывает широкий золотой браслет. Правая рука в стальном сикхском браслете выше кисти руки.
Кожа совершенно белая, светлее, чем у меня самого. Поклонился старейшинам. Я отметил: гибок, как снежный барс, глаза неподвижны, губы сжаты, нос тонок, лишь трепетные ноздри, как у коня, выдают внутреннее напряжение. Достойный противник. Вот в него верю – мастер одного удара! Похоже, мы не заставим публику долго ждать результата в тотализаторе. Мой противник поклонился старейшинам. Представился на панджаби:
 – Радж Дигора Урсдон-Сингх из Джамму.
Распорядитель махнул флажком. Оркестр врезал какой-то залихватский туземный марш. Публика заволновалась.
 
Нам предложили оружие на выбор.
 
Глянул. Большая куча средневекового хлама. Очень дорогого. Много мечей и сабель.
Радж Дигора Урсдон-Сингх, не глядя, взял одну из сабель. Вынул клинок из ножен, свистанул им в воздухе. С презрением швырнул ножны в кучу.
 
Я решил не бретёрствовать, выбрать оружие по руке. Взял одну саблю. По переливающемуся «рисунку» стальной структуры определил: «дамаск». «Дамаск» из Дамаска или из Гуджарата, значения не имеет. В Индии кузнечное дело зародилось на тысячу лет ранее, чем в Арабистане. Сварная сталь, острая, как бритва. Махнул клинком в воздухе. Свист есть, вид есть, стоит,  возможно, десять тысяч рупий. Но клинок для моей руки лёгок, а мастер, его ковавший, понятия не имел о балансировке. Это беда почти всего азиатского холодного оружия. Оружие одного удара. Для русского человека бесполезно. Бросил саблю в кучу.
 
Меня не устроили ни меч, ни боевой топор, ни копье. Из груды оружия выбрал винтовку Мосина без штыка, без боезаряда.
Распорядитель, стоявший рядом, предупредил меня: в бою используется только холодное оружие. Я вынул затвор и бросил его к ногам членов совета старейшин. Распорядитель что-то спросил у моего противника. Тот только презрительно сплюнул в сторону. Распорядитель кивком головы разрешил мне ствол.
Я сделал винтовкой несколько «артикулов», пару поворотов «мельницы». Остановился.
Сказал, обращаясь к Совету: «Бхарати Бхерия к бою готов!».
Мой противник повторил фразу со своим именем.
Нам предложили пройти по кругу, исполнить ритуальный танец.
 
От исполнения ритуальных танцев не отказываются. В чужой монастырь со своим уставом не суются. Прошёл под барабаны, как умел.
Оповестил честной народ на хинду: «Хиндустанский Волк не танцует.  Но Волк знает толк и в нападении, и в защите!».
 
Обошёл арену. Мой обнажённый торс, «украшенный» рваными шрамами, оставленными осколками японских снарядов при Мукдене, не остался без внимания публики. Меня начали приветствовать подбадривающими криками, хлопками в ладоши…
– Бхарати Бхерия!
 
Сделав ритуальный круг по арене, мы снова остановились рядом друг с другом лицом к помосту совета старейшин.
Каждому из нас на шею был надет венок розовых цветов лотоса.
Юноши-служители поднесли каждому чаши с питьем. Я провёл носом над своей чашей. Этот «нектар», сваренный из вина, десятка специй и молока, вдобавок к сложному букету запахов явно благоухал гашишным маслом. Каннабис! Понятно, питье снимает боль, но гашиш обладает седативным свойством, сжимает сосуды, притупляет реакцию. Это зелье не для русского воина. Я сделал вид, что пью, но сделав поворот «кругом», вылил питье на собственную грудь, прикрытую цветами лотоса!
 
Зрители настроились на захватывающее зрелище.
Все ожидали смертельной схватки между известным во всём Хиндустане мастером сабельного боя и новичком на этом ристалище – Бхарати Бхерия.
 
Зрители разделились. Одни из них скандировали:
– Радж Дигора! Радж Дигора! Сингх! Сингх!
 
Другая часть публики подбадривала меня:
– Бхарати! Бхерия! Бхарати! Бхерия!
 
Встали в позицию друг против друга на дистанции в пять шагов. Достаточно близко, чтобы один из нас разрубил другого одним ударом.
 
Сейчас начнём.
– С Богом. Ура, – сказал я на русском.
 
– Марга! – крикнул Радж Дигора.
 
На мгновение я опешил. Осетин?
«Марга»? На осетинском – «Убей!». «Дигора»? Да это родной город Владимира Георгиевича Дзебоева!
Неужели Чермен?! Вот где довелось встретиться! Нет, не похож на Дзебоева. Тот рыжеват, хоть и сед, а Радж – крутой брюнет!
 
Это я пишу не спеша, а вы читаете долго.
На арене эти мысли промелькнули в моей голове молнией!
 
Удар в бронзовый гонг. Рев труб, рогов и шотландских волынок. Барабаны.
 
Первый невидимый неопытному глазу удар сабли я принял на стальной ствол винтовки. Уже хорошо.
В ответ сделал обманное опасное движение.
Радж Дигора отпрянул. Легкими, словно в танце, шагами начал кружить вокруг меня. Я знал, имею дело с опаснейшим противником. Если он, действительно, Чермен Дзебоев, с биографией сабельного бойца, начавшейся в ещё 1905-м году в его родной Осетии, отточенной на гладиаторском ристалище в Персии, и усовершенствованной на военной службе сикхом, у кого могли быть шансы уйти живым от его сабли?! У меня такого сабельного опыта не было. Но то, чему учил меня отец, а потом было проверено штыковым боем под Мукденом, тоже чего-то стоило.
 
Сикхи-зрители ревели:
– Радж Дигора! Радж Дигора! Сингх, Сингх, Сингх!
 
Я не делал попыток атаки. Держал жёсткую оборону. Радж Дигора крутил саблю настоящей казачьей «мельницей». Ясно, из России. В Индии этот приём не известен. Ну, он не на мою психику. Предвижу, следующая атака будет молниеносной, в пять-шесть ударов в секунду! Ничего, отобьёмся!
Так и случилось. Радж Дигора бросился на меня, как беркут на волка. Я не видел клинка его сабли, только слышал свист в воздухе и звон тонкой стали о надёжный ствол винтовки. Сам не понимаю до сих пор, как получилось, что мои руки совершенно бессознательно прикрывали моё тело от смертельных ударов. Четвёртый удар сабли я встретил ударом ствола в плоскость клинка. Дамасская сталь взвизгнула в последний раз. В руках Радж Дигора осталась лишь рукоять сабли с коротким, но не потерявшим свою остроту обломком. Бесстрашно он кинулся на меня, попытавшись решить поединок последним ударом в живот своего противника. Я нырком влево ушёл от атаки, мгновенно развернулся и, подножкой, толчком приклада в грудь сбил Радж Дигора на каменный пол арены. Не давая опомниться, стволом выбил из его руки обломок сабли, ногой отшвырнул его к скамье Совета Старейшин.
 
Толпа взревела:
– Бхарати! Бхерия! Бхарати! Бхерия! Смерть Радж Дигора! Смерть Радж Дигора!
 
Я протянул руку Раджу, рывком поднял его на ноги. Прокричал ему в ухо по-русски:
– Чермен Дзебоев! Я из России. Я твой друг. Я привёз тебе привет от твоего отца. Он ждёт тебя!
 
Из палатки выскочил, и пробился на арену Аджитт Биджей-Сингх. Он кричал во всё горло:
– Бхарати Бхерия! Убей его! Смерть Радж Дигора!
 
Стража перехватила Аджитт Биджей-Сингха и выбросила его в толпу зрителей за пределы арены.
 
Я крепко взял правую руку своего недавнего противника за кисть, поднял наши руки над головами и повел Чермена, как ребёнка, как своего родного брата, через всю арену под негодующий рёв толпы к скамье совета старейшин.
 
У скамьи мы поклонились старейшинам. Я протянул своё оружие –  винтовку – Чермену.
 
Теперь нам обоим захлопали и сами старейшины.
Я понял: и на этот раз смерть удалось отогнать. Не только собственную, но и смерть Чермена Дзебоева.
Вспыхнул один блиц магниевой вспышки, за ним второй.
Я не понял, наяву этот свет или в моей несчастной голове. Мне захотелось спать. Красный туман заволок весь мир. Я упал на тёплые камни ристалища…
В чувство меня привели быстро.
 
Но дальнейшее действие происходило, словно во сне: ритуальные воинские песнопения под рёв боевых труб, громкое чтение священных текстов, ритуальное омовение в озере, чьи воды смывают не только пот и кровь, но и очищают душу воина… И сладкий глоток Амриты!

Так я принял новое имя – Бхарати Бхерия-Сингх из Амритсара.
 
Меня, полусонного,  Чермен Дзебоев и мой старый друг Аджитт Биджей-Сингх загрузили в нанятый паланкин и доставили в усадьбу, принадлежащую Раджу Дигора Урсдон-Сингху,  раджкумару княжества Джамму.
 
Там я и проспал почти двое суток!

*****     *****     *****
*****     *****     *****

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

***  *****  ***
***  *****  ***


Рецензии
Вы, Владимир Павлович, настолько мастерски описываете поединки, что я будто живьём вижу их! Супер! Р.Р.

Роман Рассветов   02.01.2021 01:24     Заявить о нарушении
Истинный дар писателя - только иная форма отражения его духовной и материальной сущности. Мысль в знаках - материя прочная, доступная широкому кругу читателей. Красота изложения основана на личном жизненном опыте автора, фактах биографии, его образовании, эрудиции,физических возможностях тела, достигается упорством, упражнениями и сопричастностью с волей Высших сил!

Владимир Павлович Паркин   02.01.2021 10:36   Заявить о нарушении
Полностью согласен. Р.

Роман Рассветов   02.01.2021 14:32   Заявить о нарушении