Бесплодный хлеб Кукутиса

     (перевод с литовского)

     - Я родился в квашне,
     когда земля столетием опоясалась -
     вот когда я родился.

     Ночами ходил я украдкой в кладовую
     буханку сосать,
     чтоб, прижавшись губами, ощутить
     ее голую набухшую грудь.
     Опорожненная и сухая,
     заходилась она в кашле,
     прячась под одеяло,
     чтобы пленники Речи Посполитой
     ее не услыхали.

     Хорошо было в детстве -
     хворая буханка присматривала за мной.
     Мы в хорошие дни
     с нею вместе
     сквозь оконце кладовой глазели,
     как через наши Жувялишки
     из Вилии в Нярис
     шведы тащат свои корабли.

     Я по утрам просыпался здоровый,
     как сто мешков проросшей картошки,
     почуявшей близость весны -
     тепло матери,
     пришедшей пожелать доброго утра.

     Вот однажды
     пруссы выстроили меня
     в красивую шеренгу
     от Клайпеды до Мемеля -
     и с тех пор я хожу по рукам
     как императорская потертая деньга:
     короли платили мною
     за роскошь наследников -
     то кайзерам,
     то николаям.

     А когда не могли поделить меня,
     то сердились:
     укладывали меня в землю
     прямыми рядами -
     от Кенигсберга до Караляучюса,
     телом моим
     измеряя свои владения,
     или высчитывали:
     сколько раз помещусь вокруг земли
     я, положенный один за другим.
    
     Опять призывали, опять я воевал,
     когда нужно было выяснить,
     кому достанется эта рожь,
     растущаяя между Нярис и Вилией.
     И снова
     я мерил землю
     от Немана до Мемеля,
     прикидывая,

     сколько пройдено между ними
     туда, и сколько обратно -
     через всю жизнь.

     А буханку свою проведать
     времени не хватило:
     так и осталась буханка бесплодной.
     Всеми забытая,
     одинокая,
     постаревшая,
     с морщинистым лицом,
     с маленьким горбиком -
     все еще ждет меня у оконца кладовой,
     присматривая за мной
     через всю землю.


Рецензии
Вот это как же тронуло меня!!!!!
Земля столетием опоясалась...
Здоровый, как сто мешков проросшей картошки....
Спасибо.
Бедная Литва...

Иветта Дубович Ветка Кофе   23.10.2019 13:17     Заявить о нарушении
Да уж, край с трудной историей.

Александр Лебедевъ   05.11.2019 19:37   Заявить о нарушении