1978 - 23

Глава 23.

«Я постарался воссоздать точную, пусть и выдуманную, картину тех времён, тех разных типов людей, коим выпало их пережить, тех мнений, которые существовали и могли быть высказаны, но ничто из написанного мною в этой книге не было продиктовано неуважением»
(Джеймс Клавелл, «Шамал». Аннотация автора.)

В отличие от книги «Шамал» у меня нет вымышленных персонажей, и я не могу обещать, как это сделал Джеймс Клавелл в преамбуле к роману, что не проявлю к кому-то неуважения; рано или поздно я напишу о людях, потерявших моё уважение, но напишу не из мести, а чтобы хоть как-то упомянуть о других моих товарищах, проявивших стойкость и порядочность в ситуациях, когда их вынуждали к обратному.

Как я уже упоминал, автомобильные станции радиоперехвата, с которыми наша мангруппа выезжала на иранскую границу в туркменские субтропики оазиса Ахал-Теке, постоянно находились в гараже периферийной отдельной пеленгаторной роты под Ашхабадом. Всякий раз перед выездом нам предстояло эти станции расконсервировать, а по завершении экспедиции снова готовить к длительному хранению, - ведь дата следующей экспедиции всегда неизвестна.
В обычные дни я руководил ЛИР – лабораторией исследования радиоизлучений, и здесь у меня была пара автомобильных станций, которые приходилось использовать при выездах на учения, ну и, разумеется, в случае выезда полка по боевой тревоге.

В середине сентября 1978 года, буквально на второй или третий день после моего возвращения в Ташкент, полк подняли по тревоге для выезда на учения. Хотя у меня в запасе оставались ещё пара недель отпуска, я прибыл по тревоге на службу.
Командир полка пытался меня урезонить:
- Тревога учебная, вы в отпуске, ступайте домой.
Но я упёрся:
- Можете не компенсировать мне эти дни, но на учения я поеду!
Комполка и начальник штаба только пожали плечами; кажется они и без того считали меня чудаком. Впрочем, начальник штаба даже обрадовался:
- Пусть. Займётся рекогносцировкой!
Зато меня поддержал начальник КП Комионко, который понимал в чём дело.
А дело было в кадрах. По штату в ЛИР должны быть три офицера в званиях майор, капитан, старший лейтенант, и три прапорщика; два солдата-водителя приписываются к ЛИР только на время выездов по тревоге.
ЛИР работает на перспективу, отчёты идут в Москву, заинтересованность командования полка в итогах работы ничтожная. Поэтому на должности помощника начальника ЛИР (капитан) и офицера ЛИР (старший лейтенант) назначались офицеры, совершенно не подготовленные к исследовательской работе, но которым для присвоения очередных воинских званий «старший лейтенант» и «капитан» требовалось найти соответствующую должность. В ЛИР попадали и лейтенант-пьяница, который хотел, но никак не мог уволиться из кадров, и которого даже служба в Кушке не урезонила, а также лейтенант-двухгодичник, оказавшийся толковым, но тоже не в меру пьющим.
По остаточному принципу назначались и прапорщики, которых я практически не видел: один был депутатом местного совета, член коллегии народных заседателей суда и т.п., да ещё и «фронтовик», хотя был призван в мае 1945 года и ни на каком фронте не служил; других постоянно отрывали на хозяйственные работы, обычно на строительство нового здания штаба КТУРКВО.
Часто ЛИР испытывал дефицит и таких кадров, а был один офицер (кроме меня) и в лучшем случае один прапор.
Зато мне отдавали двух-трёх солдат, которых я обучал, и которые действительно были моими лучшими помощниками.
Словом, если при работе на зимних квартирах я худо-бедно обходился этими кадрами, то для работы в автомобильных станциях при выездах по тревоге мне следовало ехать самому. И это хорошо понимал Борис Львович
Пару слов о рекогносцировочной группе, о которой упомянул начальник штаба. Один офицер и несколько солдат на одной машине часов за пять-шесть выезжали на новое место развёртывания полка. Такие места согласованы с местными властями, колхозами. Задачей рекогносцировки было установить, что место не заболочено, не занято отарами овец и т.п., а также расставить указатели для заезда подразделений полка.

В рекогносцировочную группу я взял лейтенанта и одного солдата (кроме водителя). Пока колонна полка вытягивалась и строилась на ночной дороге в трёх километрах от территории нашей части, я на ГАЗ-66 умчался вперёд, имея пару часов «форы». Правда, молодой водитель-узбек совершенно не имел практики вождения и  сначала боялся превысить скорость сорока километров в час. Вцепился в руль так, что побелели пальцы. Но постепенно успокоился, и на асфальтовой дороге, которая в черноте горной ночи казалась тропинкой над пропастью,  всё-таки поднял скорость до сорока пяти – пятидесяти километров.
Не доезжая до места, обнаружили на обочине брошенный, с побитыми стёклами «Москвич». Находчивый лейтенант Голиков быстро снял мягкие сидения и приспособил в кузове

Второй район развёртывания полка находился под Ангреном, километрах в пятидесяти от первого. Полк пойдёт по горным серпантинам и высохшим руслам. Ну, а моя «рекогносцировочная группа» проедет к району по кругу, но зато по асфальту. В запасе почти шесть часов. Едем.  Вдруг водитель говорит:
- Товарищ майор, вон там мой дом.
Между шоссе и рекой Чирчик виднелись усадьбы. Съезд и дорога к усадьбе, где проживала семья моего водителя, вели среди виноградников. Вдоль дороги стояли необыкновенные деревья. Это был тутовник. С деревьев шелковиц год за годом срезались ветки с листьями для кормления гусениц-шелкопрядов. В результате такого неестественного воздействия на стволах образуются толстые кучковатые наросты, от чего деревья кажутся неземными. В сумерках на фоне восточного сентябрьского неба выделялись абрисы просто фантастической панорамы.

Я сидел за столом под яблоней и рассказывал родителям, как добросовестно служит и на каком хорошем счету у командиров их сынок, которого я до этого в глаза не видел. Но я не грешил, так как кишлачные парни узбеков служили действительно очень старательно, были послушными, добросовестными и услужливыми.
В свою очередь отец солдата поведал мне, что он и сам служил там то и там то, и какие были у него командиры…
Когда-то, во время учёбы в Ленинграде, я купил дорогое вино «Массандра». Вино, которым нас угощал отец солдата, было под стать тому. Я не стал особо упрямиться, когда хозяин с сыном вылили воду из пятилитровой канистры и налили в неё вина. Наутро, когда полк развернулся, я угостил вином Бориса Львовича и других офицеров КП. Четверть канистры я отправил командиру полка и начштаба.
Вскоре ко мне прибежал вестовой.
- Товарищ майор, вас вызывает начальник штаба!
Являюсь.
- Станислав, где взял?
- Да купил в посёлке возле части… по дешёвке…
Серебряков рассмеялся:
- По дешёвке? Та-акое вино? Стас, не п….! Давай, колись!
Пришлось признаваться.
Через полчаса вижу – ГАЗ-66 куда-то умчалась. Потом, в течение двух-трёх дней, пока мы работали на второй позиции, эта машина куда-то выруливала ещё пару раз.
После возвращения с учений водитель получил отпуск на десять суток. Что-же, заслужил!


Продолжение http://proza.ru/2013/08/08/713


Рецензии
Да, видать понравилось начальству вино))). А деревья - действительно - смотрятся фантастически!!! прочитал с большим интересом. Пол

Пол Унольв   08.08.2013 17:17     Заявить о нарушении
Игорь, таких рощ в Узбекистане много. По ним можно догадаться, что в близлежащем кишлаке издавна разводят гусениц-шелкопрядов. Несмотря на широкое применение синтетики, шелк ценится до сих пор.
Кстати вот интересный факт, о котором ты наверняка не слыхал. Если после бани, даже с парной, ты проведёшь пальцем по подсыхающей коже, - почувствуешь, что всё-равно образуются катыши. Это потому, что жировые железы кожи не отдают свой жир, и поры кожи не освобождаются полностью.
Узбекские женщины после мытья обтираются шелковыми платочками и так убирают жировые катыши, которые шелком вытягиваются, но из самой материи легко удаляются водой. При этом, чтобы не портить нежную кожу лица моющими средствами, девушки по утрам моют лицо без мыла, одними шелковыми платочками.

От рощиц из обрезанных шелковиц тутовника я всегда просто балдел!

Станислав Бук   20.08.2013 12:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.