34. Физика и физик

Когда я думал над фотографией для этого маленького очерка, я исходил из того, что у меня нет фото Бориса Сергеевича Кочеткова и нет фотографии нашего кабинета физики. Погуглив я нашел фотографию кабинета физики тюменского арександровского училища конца XIX века. Чем-то она напомнила мне наш кабинет физики, так что, её я здесь и помещаю.


Наш преподаватель физики Борис Сергеевич Кочетков был весьма колоритной фигурой. Наши уроки проходили в кабинете физики. Он ходил вдоль доски за длинным высоким физическим столом и объяснял нам самые сложные вещи так, что все сразу понимали. Кудри обрамляли его голову. Помятый костюм, видимо, никогда не знал утюга. Галстук он никогда не надевал. Туфли были слегка стоптаны. Его глуховатый голос не усыплял, напротив, хотелось вникнуть в суть и пойти за ним. И мы шли.

Закончив объяснение, он вскидывал голову и осматривал нас, как будто увидел в первый раз.  – Какие есть вопросы, – спрашивал он. Если были вопросы, он терпеливо объяснял, никогда не раздражаясь. Закончив объяснение, он уходил небольшую комнату,  примыкавшую к той, где проходили занятия, и через минуту выходил умиротворенный. Мы знали, что там он прикладываается к бутылке. Но его поведение не изменялось. Разве что он становился еще добрее.

В этой же комнате вдоль стен стояли столы с различными установками, которые он сам мастерил из подсобного материала. Лишь в старших классах стали появляться новые учебные пособия, а тогда в 1948-49 гг., все было собрано из довоенных остатков. Тем не менее он умудрялся делать работающие установки, и мы извлекали эффекты из катушки Румкорфа и Гельмгольца.

На занятиях никто никогда не баловался, – это просто не приходило в голову. Каждая группа усердно делала тщательно разработанную и продуманную лабораторную работу, причем каждый человек в группе был занят и знал, что его работа нужна, и без нее ничего у группы не получится.

В 10-м классе Борис Сергеевич преподавал еще и астрономию. Он рассказывал о Вселенной, галактиках, звездах и планетах. Рассказывал увлеченно и, как всегда, просто. Я с удовольствием слушал его рассказы, понимал как это интересно и как много здесь еще не открыто, но про себя думал, что этим я заниматься не буду.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/07/328


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.