Мастера великие

                ВОЛХИТКА

                роман
        в рассказах и повестях
________________________________________

 
                МАСТЕРА ВЕЛИКИЕ

                весёлая выдумка старого плотника


                Лето мастеруем, зиму дома сидим на печи,
                балясы точим и продаём...

                1

      Сколько лет прошло, а всё перед глазами та картина: кругом зима, она там королева — деревья перед ней склоняются в поясных поклонах, гнутые студёным серебром. И в седловинах гор тяжелые снега засели грузно, прочно — до весны. На берегу стоит просторный дом в белоснежной огромной папахе, надетой на лихой манер. Неподалеку церковь, белёная спокойным лунным светом, льющимся откуда-то из-за реки. Самой луны не видно и поэтому возникает странное такое ощущение, как будто церковь эта сама собой сияет изнутри, озаряя мирную округу и настраивая душу на прекрасный лад.
      Много, много времени прошло,  а всё перед глазами та картина: мастерская плотника, пропахшая смолистыми кудряшкам сосны, берёзы, кедра. На верстаках, на стенках  и на полу сверкают гвоздодёры, клещи, долото; стальным оскалом скалится топор; ножовка по дереву и по металлу; напильники, надфили – всего не перечесть…
       Старый плотник что-то мастерит, фугуя стружки на пол, на подоконник, а то и просто в бороду себе. Иногда берёт он ле¬гонький топорик и начинает «ногти подстригать» — острое лезвие пляшет так близко от пальцев, что без крови, кажет¬ся, не обойтись.
— Не боитесь? –  говорю я старику. – Так ведь можно и того…
— Спокойно, Федя! — Старый мастер отложил топор и широко, с оттяжкой шуганул рубанком,    словно соловья спугнул с деревянной рамы – стружка  со свистом слетела на пол. – Спокойно!  – Он улыбнулся в бороду. – Мастер знает, где поставить золотую точку. Посмотрел бы ты, как пращур мой работал. Рассказать? Ну, сейчас покурим да и расскажу...
     Мы прошли по хрустящим кудряшкам, источающим дух заповедного леса. В углу мастерской – возле окошка – два деревянных самодельных стула, один из которых напоминает царский трон; резьба на нём с какими-то лихими завитушками, с фантастическими финтифлюшками.
Седовласый мастер, покряхтывая, угнездился на этом троне. Закурил.
—И Христос был плотником, да не всякий плотник работает как Бог! – заговорил он, глазами улетая за окно. – Эх! Были, мой друг, мастера на Руси! Да такие ловкие ребята — залюбуешься! И за примером далеко ходить не надо. Мой прапрадед был из таковых. Работал – не хуже Бога! Об нём тебе сказать, так не поверишь, а я всё же скажу, коль интересно будет. Только ты не ерзай и не перебивай за ради бога! Страх не люблю, когда перебивают — ни конца потом не сыщешь, ни начала. Понял, да? Ну, поехали, значит.
     ...На Седых Порогах слыл одним из лучших мастеров некий парень Емельян Прокопович, которого не по годам, а лишь из уважения к таланту все прозывали по имени-отчеству. Емельян Прокопович поставил первую церкву на нашем бугре. Вон, гляди, друг мой, — не наглядишься. Это тебе не городские ваши небоскрады... Или как вы их зовёте? Небо-скрёбы? Ну да всё равно. Скребут, скребут по небу. Только чертям на радость ваши камни. А это — дерево. В нём есть душа. Его обидишь, так оно смолою плачет.
Церкву эту на бугре Емельян Прокопович не сам, конеч-но, ставил, а цельная артель. Но артель атаманом красна — это факт!
Сызмальства Емельян Прокопович работал, говорят, каким-то причудливым серебряным топориком, который мог светиться своим широким острым лезом... Что? Не знаешь «лезо»? Да это ж – лезвие. Так вот. Серебряный топорик Емельян Прокопыча острым лезом отчего-то светился впотьмах, как молодой полумесяц. Да он, может, и правда сделан был из куска полумесяца. Вот гово¬рят же в народе, что, мол, старый месяц бог на звёзды крошит. Похоже на правду? Похоже. Но старых месяцев уж много накопилось под небесами  у нашего Господа Бога, вот он блестящую краюху отломил однаж¬ды и подарил человеку — мастеру Емельяну Прокоповичу. А зачем? В том есть резон. Ежли кто-нибудь чужой позарится, захочет, умыкнет у мастера волшебный инструмент, — а такое было не однажды — Емельян Прокопович всегда найдёт топорик тот, хоть в землю ты его зарой, хоть брось в колодец.
Но как бы ни был инструмент хорош — это всего лишь присказка, мой друг. А сказка начинается тогда, когда струмент  попадет не в лапы каким-нибудь дуболомам или гроботёсам, а в мудрую ла¬донь мастерового, умытую потом.
Емельян Прокопович — легенда наша. Всё так легко, играючи всё делал! И работник славный был, и пошутить умел с размахом. Со всего плеча!.. Возьмет, бывало, спичку... Да что там спичку, друг мой, бери потоньше! Волосок, ну да, конечно... Помню, как сейчас. Волосок для смеху вырвет из кудрявой забубённой своей головы, на бревно положит... Что? Да нет, не голову! Экий ты шустрый! Голова-то у него одна, а волосьев — не перечесть. Ага-а... Ну, ты слушай, не перебивай. Волосок положит на бревно, размахнётся да со всего плеча топориком хлобысь — и повдоль разлепит пополам! Вот провалиться мне на этом самом месте, ежли я тебе сейчас соврал! Мужики спервоначалу – вот как ты теперь – ни в какую не верили. Мужики специально в городе купили стеклышко такое — уличительное. Уличить хотели. Что? Увеличительное? Да это я знаю, потому как   ни раз, ни два  туда глядел. Голым глазом не волосок-то вовсе не видать, а в это стёклышко и слепой узрит  волосок, разруб-лённый повдоль.
Глаз был очень верный. Сокол, а не глаз! Размахнётся, бывало... ну, думаешь, хряпнет сейчас — полдеревни под ко-рень снесет! А он поглядит на тебя, подмигнет синеглазенько и ухмыльнется в бороду: «Спокойно! Мастер знает, где пос-тавить золотую точку!» Это он так любил приговаривать, когда был в хорошем настроении.
Вся наша беловодская округа и все артельщики, конеч¬но, гордились таким редким атаманом, ценили высоко, и на руках готовы были таскать его из дому на работу и обратно.
Ох, сколько бы ещё он здесь понастроил, тот мастер, если бы не перешёл ему дорогу преподобный Кикимор Кикиморович. Не слышал про такого? Ну да где ж тебе слы-шать. Я про него придумал сам одну историю. И никому пока ещё не сказывал. Ни разу. Так что, друг мой, ухо растопырь, а уж я тебе туда жемчугов насыплю — не пожалею...

                2

      Росло на беловодской стороне большое Древо Жизни. До того большое, говорят, что в дупле у него иногда месяц но-чевать останавливался — в дождливый вечер либо в пургу.
       На баснословном нашем Древе Жизни яблоки волшебные висели — и зимой и летом. Может, не поверишь, но ска¬жу. Вкуснее, чем те яблоки, ничего на свете нету, друг мой. А поскольку жизнь одна, то и яблоко одно человеку достава¬лось с того дерева. Родился ребятёнок, например. Папа с ма¬мой подошли, сорвали с ветки — подарили сыну или дочке...
        Все по совести жили тогда и Древо никто не караулил — люди лишнего не возьмут.
Но появился откуда-то в наших краях неказистый мужичонка по прозванию Кикимор Кикиморович или Кикимордович. Шибко страшную морду лица он имел. От него даже кони шарахались, да. И стал он приворовывать яблоки с нашего Древа. И не просто так, не с голодухи, нет. Нечистой силе яблоки стал он продавать. Во, до чего дотумкался.
Долго поверить не могли, что такой бессовестный архаровец завёлся про между честных людей. Но однажды утром видят... Свят, свят, свят! Не чудится ли это? Кикимор тот залез на Древо Жизни и рубит здоровенную, яблоками обвешанную, ветку. Ту самую ветку, на которой сидит!..
Видели мы всяких остолопов на нашей беловодской стороне, но чтоб такого –  нет!
Поймали стервеца. А что с ним делать? Хотели прогнать с Беловодья, но мужичонка раскаялся, только что землю не грыз. Чёрт попутал, говорит, больше не буду. Примите в артель вашу — плотником. Строить хочу божьи храмы, чтобы, дескать, радо¬вать людей. Знал ить, паразит, что говорить, как подмаслить душе христианской.
     Ну, приняли, ага. На свою головушку. Поначалу-то вроде как и ничего.   Кикимор семью свою на Седые Пороги из-за дальнего перевала привёз. Жил да работал честно вроде бы, но яблоки с тех пор нет-нет да и пропадали с Древа Жизни. Грешили на хитрого плотника, но ведь не пойман — не вор. Но яблоко – яблоками. А то ещё другое горе приключилось.    
   Вскоре этот Кикимор проникся к Емельяну Прокоповичу скрытой ненавистью. Сам — чурка с глазами и руки из задне¬го места растут, вот и завидовал всякому, кто попроворней его. Глядя на ловкого мастера, Кикимордович втайне тоже спички топо¬ром колоть пытался. Зачем это ему сдалось? А не знаю. Меч¬тал, видно, прославиться. Нос утереть молодому Емельке хотел.
    Ну, вот однажды и домечтался бедолага. Со всего размаху, да ещё с похмелья однажды поутру пустил топорик мимо спички: брызнула чёрная — чертячья, говорят — кровуш¬ка из-под лезвия, и разлетелись пальцы по земле...
    Ребятишки с той поры дразнили его не иначе как культяпая Кикиморда, но издалека дразнили. Из-за угла, из-под забора, потому что боялись ему на глаза попадаться. Нехо-роший глаз был, можно сказать, поганый — недуг в человека посылал. Может, не поверишь, но скажу. Вот если он злой, тот Кикимор, и вгоря¬чах посмотрит на цветок — тут же, на корню, завянет бедный цветик, словно подрезанный, ага.
         Ну и вот. Стал Кикимородович калекой, бросил, значит, рукомесло и в сторожа напросился.   Древо   Жизни   стеречь.   Представляешь?..   А русский человек, он сердобольный: пригреет сирого, калеку пожалеет. Ну, вот и этого приняли в сторожа. На хлеб-то надо как-то зарабатывать.
И с тех пор ещё сильнее стал Кикимор сердце держать на атама¬на. Будто Емельян Прокопович рубанул ему по этой волосатой лапе.
Погоди, каналья, думал бывший плотник, аховский работник. Ты ещё попляшешь под мою дуду. И топорик свой серебряный отдашь, и в ножки мне кланяться будешь.
И то сказать! Не зря злодей так размышлял, была для этого прекрасная причина — дочка семнадцати лет. Скажи на милость, друг мой, как могло случиться этакое диво на земле. Папа — страшнее чертушки, мама тоже — извини, подвинься — лишний раз никто не глянет на неё. А ребятенок у них народился, как ягодка. Это про ихнюю дочку, наверно, придумано: не в мать, не в отца, а в проезжего молодца... Ей-богу, дело здесь не обошлось без какого-то проезжего красав-ца. Может быть, и так. Да только  и другое люди говорили. Будто она им приходилась не дочкой вовсе — падчерицей. Ну, это я не знаю, врать не стану.
Звали деваху — Злата. Семнадцать лет — известная пора. И звёзды ярче светят, и соловьи над ухом не смолкают, и не то, что цветы по весне, а и камни цветут в эту пору. Сказать короче, Злата с Емельяном Прокоповичем однажды встретились и прикипели друг к другу, да так, что и смерть показалась бы им слаще, чем разлука. Вот ведь как бывает. Любовь, она такая…
Поначалу тайные у них свиданки были, ну а потом…
Шила в мешке не утаишь. Кикимор Кикимордович вскоре узнал про эти сердечные дела. И поставил перед мастером условие.
Вот такой, примерно, разговор у них произошел.
— Девка созрела. Чую, свадьбой пахнет промеж вас?
— Да, — сознался Емельян Прокопович. — Я хотел к вам засылать сватов.
Бывший плотник свою культю внимательно разгляды-вал, будто новые пальцы на ней отросли. Молчанием томил гордого мастера. Затем прихлопнул крепким обрубком по сто-лешнице.
— Ладно, паренёк, — нарочно так сказал, чтобы как
можно унизительней звучало. — Дочку Злату я тебе отдам.
Мастер знает, где поставить золотую дочку! — ерничал он,
усмехаясь прямо в глаза Емельяну, зная, что сегодня тот в
полной власти его. — Мастер знает! Мы ведь тоже не лаптями щи хлебаем. Отдаю кровинушку... — Он сделал вид, что слёзы вытирает. — Можно сказать, от сердца отрываю. Но и ты, паренёк, постарайся теперь для меня. Уважь, любезный!
Емельян развел огромными жилистыми руками — ветер взвился над столом, занавеску на окошке закачал.
        — Уважу, — заверил, — об чём разговор?
       Культяпый харю свою плутовскую повёл набекрень и защурил тёмные глаза.
         — Не омманешь?
          Мастер уколол его сердитым взглядом, как сухой
бояркиной иглой. И сердитое слово, готовое сорваться с язы-ка, поспешил запереть скрипучими зубами. Сдержался, лишь подумал: с дураками и разговор всегда дурацкий получается.
— Не обману, истинный Бог!
— Слово?
— Слово. Что прикажешь, то и сделаю. Если это, ко-нечно, будет в моих силах и в совести моей. — Он заглянул в кикимориные зрачки. — Что? Не иначе, как топорик мой серебряный?
— Само собою. Но не это главное. Ты, паренёк, давай-ка сделай вид, что тебя ищут!
— В каком смысле? Что-то я не понял...
         —Скройся с глаз на все четыре стороны! — приказал
лиходей.
— Ах, вот оно что! И надолго?
— А навсегда!
Емельян  Прокопович  задумался  на  минуту.  Густые брови заломил у переносицы.
— А ловко ты поймал мена на слове! Мне Седых Поро-гов дороже нет на свете. Мне Господь Бог отломил кусок месяца здесь, на этом перевале, чтобы я сработал себе светоносный топорик и построил им Святую Русь!.. И я построю! Вот увидишь!
— Значит, не согласен?
Мастер побледнел. Жалко, больно было Злату потерять.
— Эх, Кикимор! Ладно! Твоя взяла! Согласен! А
зачем, позволь спросить, мне скрываться с глаз долой?
— А это не твое собачье дело, паренёк. Много будешь знать — скоро состаришься. Ступай.
           Емельян Прокопович опять зубами скрипнул, сдерживая гневное словцо. На прощанье слегка поклонился. К порогу двинул — половицы гнулись под ногой. Задержал¬ся у двери и вслух подумал:
— Из одного дерева икона и лопата. И человека лепят из одного и того же теста... Почему же ты такой, Кикимор? А я тебе скажу. Зависть! Зависть тебя гложет до костей. И только потому, чтобы меня прогнать, — Злату отдаёшь без сожаления. Ну,  ладно, плотник. И на том спасибо. Свидимся как-нибудь, мир тесен.
— Нет, паренек. Прощай! Чтобы и духу твоего здесь не было!
Емельян Прокопович на церкву глянул, на избу, на мельницу: всё любовно слажено его руками.
— Ну, дух-то мой останется, шалишь! – Он улыбнулся через силу.- Бы¬вай здоров, счастливо!
— Да уж как-нибудь... сами с усами. Проживём, даст бог, не пропадем... с серебряным топориком!
— Пропадёшь. От зависти. Не один уже на этом сковырнулся, так и знай!
Бывший плотник рассердился на эти правдивые смелые речи. Глаза свинцом налил и готов был тяпнуть серебряным топориком по шее мастера: Емельян Прокопович, выполняя уговор, сразу же отдал ему инструмент, с которым, кажется, ни днём, ни ночью не расставался.
Но трусоват был Кикимор. Только повертел в руках топорик, а затем небрежно зашвырнул за печку, будто не сказочной штукою завладел, а простым берёзовым поленом.
Мастер понял его, усмехнулся. Здоровенный был парня¬га — и бревном не зашибить; с таким не скоро справятся и десять мужиков, а что уж говорить про этого культяпку.
Примерно так они поговорили и распрощались.
А на друге утро, ещё до солнышка, Емельян Прокопович покинул свои милые края. Злату-лебёдушку усадил в широкий шитик – самодельную лодку. Затем киянки, свёрла и весь прочий инстру¬мент в охапку сгреб и уложил на днище лодки. Перек¬рестился на родимую церковку, земной поклон отвесил Се¬дым Порогам и, чтобы сердце попусту не травить долгим про¬щанием, — быстро отчалил от берега.
Денек был сумрачный. Будто не утренний час подоспел, а вечерний.
Окаянный Кикимор Кикимордович воспользовался тем сумраком. Специально, чтобы мастера позлить напоследок, поднялся до зорьки — серебряным топориком колол дрова под берегом у своего огорода.
Тихий серебряный свет долго ещё виден был с сумрач¬ной реки — покуда лодка не исчезла за туманами...

                3

     Скучному рассказу нет конца, а весёлая повесть так скоро  кончается, ну, прямо хоть плачь.
        — А что же дальше было? – спросил я, огорченный такою внезапною остановкой.
       Старик вздохнул, вставая со своего деревянного трона. Поцарапал бороду. Лукавыми глазёнками сверкнул. Руки его, не привыкшие бездельничать, взяли рубанок, но тут же вернули на место.
— Что дальше? – Он вздохнул. – Э-э, друг ты мой сердечный, таракан запечный! Язык, он хоть и без костей, а устаёт.
        Я понимал, что упрашивать и уж тем более наседать на пожилого мастера  – только хуже будет.
— Так, может быть, мы завтра с вами встретимся? Продолжим?
        Не сказать, чтобы старик цену набивал себе, но… в общем, он замялся, за стамеску взялся, собираясь подчистить пазы в какой-то просторной раме.
  — Да я не знаю, право слово, что там дальше приключилось. Ей-богу, не знаю.
По глазам было видно, что мастер не кочевряжится.
  — Жалко,  – огорчился я. – И что ж теперь делать?
 Седобородый сказочник, будто не слыша меня, какое-то время вдохновенно работал стамеской, потом киянку взял – ручка деревянная, а молоток резиновый. Постучал киянкой. Прищурился, нахмурился. И ещё немного постучал. 
—Что говоришь? А! Жалко? – Вспомнил он, закуривая. – Иди-ка сюда. Посмотри.
Мы опять прошли по стружкам, сухо зашептавшим под ногами.
   За окном были покатые брюхатые сугробы. Ветка рябины краснела – точно снегирь на морозе нахохлился.
  —Смотрю,  – сказал я. – И что дальше?
  —Островок вот тот видишь? В белой папахе стоит. А там – правее – Каменный мыс. И вот на том мысу, на самом гранитном носу, там один  хороший  бакенщик живёт. Никола Зимний.
—Он что там, зимою живёт?
—Да зачем зимой? – Рассказчик усмехнулся на мою бестолковщину. – Они уже, однако, лет сто тридцать там из речки кормятся,  Зимние эти. С водяными знаются, ага. Со всякими русалками здо¬роваются за руку.
—Неужели?
—Сурьезно говорю, сам видел. Мы с ним сидели как-то на берегу и вдруг подплывает одна... красивая рыбина, язь её так! «Эй, — кричит, — мужики, закурить не найдётся?» Ты представляешь, какие русалки пошли? Подплыла, стоит в воде по грудку, два поплавочка розовых качает на волнах – без лифчика, и дальше… нет на ней… В чем мама родила. А водичка-то у нас прозрачная… У меня, у дурня старого, аж в зобу дыханье сперло: рот разинул и молчу. А Никола Зимний спокойно ей в ответ: «Плыви поближе. Тебя как звать?» «Маруся, — говорит. — А можно просто Руся звать или Русалка». Ну, Никола Зимний угостил её отменным табачком и сказал, чтоб в гости приплывала, как стемнеет. Мы, говорит, с тобой жемчужинку поищем... Нико¬ла, он такой...
Я удивился:
—Это какая такая жемчужина? Уж не та ли самая… Для всей этой истории с Волхиткой?
Старый плотник послушал меня и говорит:
—Видать, она, та самая, которая  тебя интересует. Это как-то во хмелю Никола мне однажды проболтался, будто сыскал на дне реки жемчужину и смастерил из неё дорогую точечку.
—А где она сейчас? Не знаете?
—Говорит, что нету. Пропил, дескать.
—Да ну?
—И я не верю. Он, конечно, выпить не дурак, но голову, однако, не теряет. Никто и никогда её не находил.
—Кого?
—Голову. – Рассказчик тихонько засмеялся. — Я говорю,  что голову Никола Зимний не теряет никогда. Не мог он пропить жемчужину. Для себя, наверно, приберегает.
—А ему она зачем?
Помолчав, старик достал шершебель – так он зовёт шерхебель, «матерный» какой-то инструмент, похожий на рубанок.
—Зачем, говоришь? – Мастер ногтем попробовал закруглённое лезвие.  — В хозяйстве пригодится. Иногда ведь как бывает? Дойдёшь до точки… А точки-то и нет! – Старик неожиданно подмигнул мне и засмеялся. – Да-а, такое дело… Так что, Федя, ты не поленись, по весне к нему сплавься,  да сам спроси. А у меня работа, не взыщи. Она хоть и не волк, в лес, конечно, не уйдет, а всё равно ведь окромя меня работу эту никто не свалит с моих плеч. А эти балясы точить — мало толку. Не прокормишься ими, я  пробовал. Желающих послушать  много, а чтоб копейку кто-нибудь мастеру подал для вдохновения, так ведь ни капли не выжмешь из этого моря людского.
Уже собравшись уходить, я остановился – по щиколотку в стружке.
—А почему по весне? А сейчас нельзя к нему сходить? Зимой у бакенщика работы мало, насколько я знаю.
—Сейчас его на месте нету, - сообщил старый плотник. –  Он ушёл куда-то за Ледоломкой.
—За кем?
—Ледоломка. Птаха есть такая. У нас тут раньше всякие пернатые водились. И птица попугай, и птица посмеши. Всё было, да сплыло. Кого постреляли, кто сам улетел. Ну, речь не об этом сейчас… У него, у бакенщика того, в хозяйстве была одна Ледоломка, но окочурилась по старости годов. На пенсию ушла туда, откуда не возвращаются.  Вот он теперь другую Ледоломку ищет. Пропадает где-то за перевалами.
—А зачем она ему?
—Ну, парень, ты даёшь! – Старый плотник покачал головою, словно бы осыпанной седыми редкими стружками. –  Когда бы ты спросил, как называется вот этот матерный инструмент… – Он показал на шерхебель. – Не всякий знает, что это такое. А вот про Ледоломку у нас в деревне даже грудной младенец может рассказать.
—У вас даже грудные разговаривают?
—У нас даже немой поёт, —  заверил старый мастер и снова подмигнул. – Я тут к одному подхожу на гулянке и спрашиваю: «А не мой ли ты сродственник?» Он посмотрел и отвечает: «Нет, не твой». Я говорю, ну ладно, не мой, так не мой, дальше пой. С тех пор его так и зовут – Немой певец.
Мы посмотрели друг на друга и засмеялись.
—Извините, но мы отвлеклись, – говорю я. –  Так зачем же ему Ледоломка? Бакенщику тому.
—А как же?  А кто же лёд весной начнёт ломать? Тебя вот не заставишь, однако, ледоломить, ты всё больше сказки любишь собирать. – Старый мастер выудил  стружку из бороды. – И я не хочу, как корова на льду ходить там весной. Ни за какие деньги не хочу.  А Ледоломка, она  из века в век работает бесплатно. Клювом стукнет по реке – и пошло, поехало. Да ты сам увидишь. Приезжай весной, не пожалеешь.
 
 
 
 


Рецензии
Читаешь, и думаешь - не перевелись ещё мастера слова русского, настоящего, исконного.Красота изнутри светится, как церковь та из сказа.
Еще не перевелись бы и читатели этого слова. Эх...
С поклоном

Дарина Сибирцева   09.10.2013 21:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.