Дорога к Холокосту. Возмездие и правосудие

В отличие от всех прочих геноцидов и демоцидов ХХ века (кроме армянского, главные виновники которого тоже получили по заслугам), инициаторы и действующие лица Холокоста не избежали возмездия за свои преступления (так или иначе). Все участники «главной тройки» (Гитлер, Гиммлер и Геринг) покончили с собой (Геринга успели приговорить к полностью заслуженному повешению в Нюрнберге).

Погибли в бою Мартин Борман, Генрих Мюллер и Рейнгард Гейдрих. На виселицу отправились Эрнст Кальтенбруннер, Иоахим фон Риббентроп (чей МИД принимал активнейшее участие в депортациях евреев из формально независимых Венгрии. Словакии, Румынии, и т.д.). Повешен был (уже в Израиле) главный инженер и технолог Холокоста Адольф Эйхман. Повесили и Освальда Поля – главного управляющего системой концлагерей (в которую входили и лагеря смерти).

Покончил с собой его зам Рихард Глюкс, непосредственно координировавший работу лагерей смерти по «окончательному решению». Повесили и генерал-губернатора Польши рейхсляйтера Ганса Франка (он чуть ли не единственный, кто раскаялся в своих преступлениях), на подведомственной территории которого находились лагеря смерти.

Покончил самоубийством и начальник полиции и СС генерал-губернаторства Польши Фридрих-Вильгельм Крюгер, сыгравший немалую роль в реализации «окончательного решения». При попытке к бегству чешские партизаны застрелили Карла Ханке – гауляйтера (партийного лидера) генерал-губернаторства, курировавшего «по партийной линии» лагеря смерти (иными словами, выполнявшего роль «смотрящего» для начальника партийной канцелярии Мартина Бормана, который был одним из главных вдохновителей Холокоста).

Повесили и изобретателя и производителя Циклона-Б Бруно Тиша – автора технологии по массовому умерщвлению людей в газовых камерах (вместе с другим директором его фирмы Карлом Вайнбахером). Покончил с собой коллега Крюгера – начальник СС и полиции в Кракове Юлиус Шернер, ответственный за ликвидацию краковского гетто и депортации евреев в лагеря смерти Бельжец и Аушвиц. А вот другой коллега Крюгера – Вильгельм Коппе – избежал заслуженного наказания и дожил до вполне преклонных лет. Несколько избирательным оказалось правосудие…

Возмездие настигло и руководителей эйнзацгупп (и изначальных, и последующих). Франц Шталекер погиб в бою с партизанами; Артура Нёбе повесили (правда, свои же – за участие в заговоре генералов против Гитлера). На виселицу отправились Отто Олендорф, Эрих Науманн и Пауль Блобель (руководитель «акции 1005» по заметанию следов массовых убийств). Покончил с собой Одило Глобочник – руководитель «акции Рейнгард».

Погиб при бомбёжке командир эйнзазгруппы А Гумберт Ахамер-Пифрадер, сменивший Хайнца Йоста (который отделался всего шестью годами тюрьмы). Его сменщик Фридрих Панцингер покончил с собой, ожидая ареста. В Белграде был повешен последний командир этой эйнзацгруппы доктор агрономии (!) Вильгельм Фукс. Вообще среди нацистских палачей и функционеров было много (среди участников конференции в Ванзее – больше половины!) обладателей докторских степеней престижнейших университетов. А у Отто Раша – командира Эйнзацгруппы С – было аж две докторские степени. Так что далеко не банальное было это Зло, уважаемая Ханна Аренд. Совсем даже не банальное.

Успевший покомандовать эйнзацгруппами В и С Хорст Бёме погиб при штурме Кёнигсберга Красной Армией; покончил с собой Вальтер Биркамп, сменивший на посту командира эйнзацгруппы D доктора Отто Олендорфа.

Не избежали возмездия и коменданты концлагерей. Повешен был первый комендант Аушвица Рудольф Хёсс; аналогичная судьба постигла и его преемника Артура Либехеншеля (который успел покомандовать и другим лагерем смерти - Майданеком). В ожидании суда умер от сердечного приступа (или был убит в камере) последний комендант – Рихард Баер. Повесили и адъютанта коменданта Йозефа Крамера.

Отправились на виселицу и заместители коменданта – Ганс Аумайер и Франц Хёсслер, а также начальник лагерного отдела гестапо Максимилиан Грабнер.

Первого коменданта Майданека – Карла Отто Коха (это его жена коллекционировала татуировки на человеческой коже) – расстреляло гестапо за финансовые злоупотребления (проще говоря, он ценности убитых узников не в казну давал, а присваивал, да ещё и убирал свидетелей). Кстати, за подобные фокусы расстреляли не только его одного – соответствующая «комиссия Мюллера» работала весьма эффективно (сыскари, всё-таки)…

Покончил с собой в тюремной камере преемник Коха – Отто Макс Кёгель. Что любопытно, урок Коха не пошёл впрок (или искушения оказались слишком велики) – преемник Кёгеля Артур Флорштедт был уличён в аналогичных преступлениях перед рейхом – воровстве и убийстве свидетелей. Разговор с ним был по-военному коротким – арест, суд и расстрел зондеркомандой СС. Успел отметиться в Майданеке и комендант концлагеря Дахау Мартин Вайсс. Достаточно для того, чтобы пойти под суд и получить смертный приговор. Его повесили 29 мая 1946 года.

Больше повезло комендантам другого лагеря смерти – Бельжеца. Ни один из них так и не предстал перед судом. Первый комендант Бельжеца Кристиан Вирт 26 мая 1944 года попал в засаду сербских партизан и был убит (как и его кумир Гейдрих, он ездил исключительно в открытой машине – с тем же результатом). От ран умер в больнице его преемник – Готтлиб Геринг (не имевший никакого отношения к рейхсмаршалу).

Долго скрывавшийся от правосудия первый комендант Собибора Франц Штангль (отметившийся ещё и в Треблинке) в конце концов предстал перед судом в Германии, был приговорён к пожизненному заключению (смертная казнь к тому времени была отменена) и умер от сердечного приступа через шесть месяцев после вынесения приговора.

Его преемника Франца Рейхляйтнера застрелили итальянские партизаны в январе 1944 года. Заместитель коменданта Иоганн Ниеманн был убит во время восстания в Собиборе. Покончил с собой заместитель коменданта Густав Вагнер. Главный оператор газовых камер Герман Бауэр умер в тюрьме, отбывая пожизненное заключение. Его коллега Хайнц Боллендер повесился в камере.

Первый комендант Треблинки Ирмфрид Эберль повесился в камере, ожидая суда. Последний комендант – Курт Франц, как и его предшественник Франц Штангль, долго скрывался, затем был арестован, предстал перед судом в Германии и был приговорён к пожизненному заключению. Из которого, правда, отсидел лишь 28 лет. В 1993 году, когда Холокост был уже «преданьями старины глубокой», он был освобождён по состоянию здоровья и прожил ещё пять лет.

Первый комендант лагеря смерти в Хелмно – Герберт Ланге – погиб в бою в битве за Берлин. Почти аналогичная судьба постигла его непосредственного начальника Эрнста Данцога – тот погиб под бомбами союзников в начале 1945 года. Преемник Ланге Ганс Ботман повесился в британской тюрьме, ожидая суда.

Возмездие настигло и ряд других участников Холокоста. Другой координатор Акции Рейнгард (коллега Глобочника) Герман Хёфле был повешен.  Руководитель строительства лагерей смерти Рихард Тамалла был расстрелян на месте без суда военной контрразведкой СМЕРШ в Чехии. Доктор Фриц Кляйн, руководивший процессом «селекции» в Аушвице (именно он определял, кого сразу отправить в печь, а кому предоставить «трудовую отсрочку») был повешен.

Повешен бы и главный организатор ликвидации варшавского гетто Юрген Штрооп. Что любопытно, несколько месяцев (255 дней, если быть более точным) сидевший в одной камере с… арестованным коммунистами (итоже приговорённым к смертной казни!) бывшим подпольщиком Армии Крайовы Казимежем Мочарским (шефом бюро информации и пропаганды подпольной организации Армии Крайовой), совершившим неудачное покушение на Штроопа в 1943-м году. Вполне спокойно общались (выйдя из тюрьмы, подпольщик даже написал весьма интересные мемуары о совместной отсидке под названием «Разговоры с палачом»).

На площади Победы в Риге был публично повешен (вместе со своими подельниками) координатор деятельности эйнзацгрупп Фридрих Еккельн. Повесили и комендантш женской части Аушвица Марию Мандель и Ирму Грезе. Уже упомянутого мной Оскара Дирлевангера насмерть забили польские солдаты…

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в общем и целом, правосудие по отношению к главным виновником Холокоста сработало весьма неплохо. Особенно если учесть, что виновники всех прочих геноцидов и демоцидов ХХ века (кроме армянского) – и в СССР, и в Восточной Европе, и в Китае, и в Северной Корее, и во Вьетнаме, и в Кампучии, и в Индонезии – остались безнаказанными. Как и англо-американцы, испепелившие миллион немцев в огненных штормах (янки – так ещё и почти столько же японцев-некомбатантов в Токио, Хиросиме и Нагасаки и других городах Японии).

И всё же более мелкая рыбешка в основном либо отделалась малыми сроками, либо вовсе ушла от наказания. Наглядный пример – судьба участников Ванзейской конференции. Поскольку на этой конференции обсуждались и утверждались технические детали организации Холокоста и все прекрасно понимали, о чём шла речь, все участники этого сборища заслуживали смертной казни. Вообще говоря, должен был быть отельный процесс по делу этой конференции (в рамках серии процессов по делу Холокоста – величайшего преступления Второй мировой войны).

Однако такой процесс не был проведён и на дальнейшую судьбу участников эта конференция не повлияла никак. Совсем никак. Из 15 участников казнены были лишь трое – Карл Шёнгард, Адольф Эйхман и Йозеф Бюлер (все – по обвинениям, связанным с Холокостом). Покончил с собой лишь один участник – Альфред Мейер. Рейнгард Гейдрих, Генрих Мюллер и Рудольф Ланге  погибли в бою. Роланд Фрейслер – под бомбами союзников. Все остальные умерли естественной смертью (Вильгельм Штуккарт погиб в автокатастрофе).

Почему так и не состоялся процесс по делу Холокоста? А потому, что европейский антисемитизм никуда не делся. До евреев не было никому никакого дела (кроме немцев и самих евреев) ни до, ни во время, ни после войны. Им кинули кость – разрешили создать своё государство в Палестине – и благополучно забыли. Израильским же спецслужбам (вопреки распространённому заблуждению) было не до нацистов, ибо само существование Израиля было (и остаётся) под угрозой с первого дня независимости. До преследования нацистских преступников (кроме Эйхмана) у них просто не доходили руки.

Впрочем, даже несовершенное правосудие гораздо лучше, чем полная безнаказанность…


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.