Клок на счастье

Охотники рассказывают, что бывают в Сибири волки-выродки, не серые, как большинство представителей этой породы, а черные или белые. Эти «князьки» или чисто белые, как зайцы зимою, или наоборот — совершенно черные. Шкура такого черного волка была у нас на даче вместе с медвежьей, которую дед привез из Кореи.

Дед мой, Александров Николай Евгеньевич, служил во время Великой Отечественной сначала в поселке Красино, что в Приморском крае, а потом в Корее. Медвежью шкуру он скорее всего купил, а вот волчья досталась по наследству от сибиряков, забайкальцев. Держал тайком у себя шкурку прадед, верил, что принесет  кусок шерсти богатство роду.

 О счастье как-то и не говорили наши предки, потому как достаток в семье это уже больше, чем просто счастье. И велел дедушка «никому не казать, а в кажный чистый четверток вырывать утренней и вечерней зарей по одному волоску и бросать их, чтобы никто не видал, в ту сторону, где зверь добыт был».

Помню я эти две шкуры: одну большую, на целую двухспальную кровать, бурую и жесткую, медвежью, а другой шматок или «лавтачок» шерсти черного цвета, мягкой и пушистой, с одного конца облысевшей, повыдерганной. Блюли мои предки обычай!

Я же, родив в 20 лет («когда мне будет всего 90, тебе уже 70!» -  возможно, специфический юмор по отношению к собственному ребенку), про волка как покровителя рода не помышляла, а пела заученную колыбельную «баю-баюшки баю, не ложися на краю, а то серенький волчок схватит Ваню за бочок и утащит во лесок, под ракитовый кусток!»

 Оказалось, что отложился этот детский страх в душе сына Ивана на всю жизнь, так стал для него фольклор не источником мудрости, а копилкой страшилок. Даже Иван-царевич с хорошим серым волком не спас репутацию народного творчества. Вот так, ради рифмы, красного словца, пугала и я своего молодца!

Между тем существует  легенда о волчице. Сказание об основании Рима связано с весьма симпатичным образом животного. Конечно, скажите вы, в те времена и волки были благороднее!

Опять же, возвращаю вас к свидетельству охотников из Сибири, они рассказывают, что волки, водящиеся в Восточной Сибири, отличались всегда от европейских. Сибирские волки меньше, не так наглы, потому что в необъятных лесах Сибири, наполненных множеством зверей и птиц, они легко утоляли сильный голод и редко подходили к деревням. Не были они такими хитрыми, реже видели человека с ружьем, еще реже преследовались им, и не так были трусливы при встрече.

Наверное, такими же чертами обладала и та древняя волчица, вскормившая братьев Ромула и Рема? Считается, что Капитолийская волчица была тотемом сабинян и этрусков, породнившихся с жителями Рима.
 
Вот такая сказка про серого волчка получилась у меня: http://proza.ru/2013/08/01/20

Наверное, не случайно вспомнила я про доброго зверя. Говорят же старые люди, что если малыш не может уснуть, надо ему дать подержаться за клок шерсти.
 
Интересно, а почему детей пугают у нас, в России, еще и бабаем? Кто он такой или такая?

Вот, например, колыбельная песня:
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Всё на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.

У народов Поволжья под этим словом подразумевается ночной страх как в образе старика, так и старухи, бабайки. Вот как раз о бабусе я раскопала следующее.

Мельников написал о весеннем празднике мордвы «бабань-молян» или как его называют в других источниках - «бабай каша». Другой дореволюционный исследователь Орлов, видевший эти самые ритуалы, свидетельствовал, что главным персонажем выступала старейшая и главнейшая женщина, ее называли "imbabaj", что означало «главная бабушка». Умилостив божество, просили старушки спасти их и деревню от лихого человека, желали поставить его вверх ногами и сломать ему правую руку и вышибить у него правый глаз.

Как свидетельствуют этнографы, в этом ритуале сохранились отголоски человеческих жертвоприношений. Собственно, это была имитация ритуального убийства. Зерновский (исследование было сделано в 1869 году) описывал, как в Симбирской губернии участницы ритуала клали на землю женщину лицом вверх. Другая женщина проводила несколько раз ножом по ее шее, произнося заговоры. Потом снимала с лежащей платье и развешивала его на рядом стоящей повозке. Развевающееся на ветру платье, повешенное на оглобли, напоминало снятую человеческую кожу — вот ведь какие страхи!! Ученые усматривали даже пережитки каннибализма в этих ритуалах. Теперь понятно, откуда страх перед бабаем, как и перед упырем, известным  персонажем народного творчества.


Рецензии
Мама страшила меня так, Ой ты зверь ты зверина,
Ты скажи свое имя, ты не смерть ли моя, ты не съешь ли меня.
Через 20 лет узнал продолжение.
Да я зверь, зверина не скажу свое имя,
Я смерть твоя, я съем тебя.

Наверно и в сказках, как в жизни, зло прячет от других лицо и имя.

Как приятно видеть лицо любимой и красивейших из женщин.

Вадим Лозовский   19.09.2014 20:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.