Угасая

(отредактированный вариант от 8.08.13)

__________________
Шло лето 1919 года. После изнурительной Первой мировой войны, на Россию обрушилось очередное несчастье – Гражданская война. А она, как известно, самое худшее, что могло бы быть в стране. Семьи разбились на два лагеря: каждый шел к своей цели, не понимая, что все это – утопия. Рабочие верили в непобедимую Красную армию, которая положила конец Первой мировой. Привилегированный класс ратовал за монархию, за восстановление забытых традиций и за потерянные в той войне земли. Они боролись за честь Российской империи.
Сейчас все говорило о победе большевиков. К ним подкрепления подходили массами, а западная армия белых почти ничего не получала. Колчака сам Ленин объявил врагом и устроил на него охоту, поручив такое «благое дело» Фрунзе....
И в это страшное кровопролитное время во Владимире расцвела чистая и всепоглощающая любовь…
Этот город с древнейших времен славился великолепными храмами. Он еще не был разрушен советскими властями, но уже сейчас там было опасно и страшно.
И вот именно здесь – во Владимире – жила одна семья из древнего дворянского рода, всегда верного своему Императору. В этой семье был один единственный сын – Николай. Мать его – еще совсем молодая женщина лет 40 и отец – довольно-таки старый и немощный мужчина, не позволили ввязываться в войну своему наследнику и всячески увещевали его не принимать ничью сторону. Да, они хотели жить. А ветер тогда дул в разных направлениях. Кто победит – тому и будем служить, вот их девиз. Они с ужасом два года назад приняли весть об отречении Романовых. Алексей Иванович посчитал, что император предал свой народ, но в глубине души жаждал возрождения Империи. Он был болен.  Старый дворянин хотел умереть в спокойствии за свою семью и знать, что его сыну ничего не грозит. А значит, надо быть на стороне побежденных, кем бы они ни были.
Николаю шел двадцатый год. Он был умен, красив собою, в его карих глазах проглядывалось нечто отрешенное от реальности, и весь его внешний вид говорил об абсолютном чувстве собственного достоинства. Молодой человек рьяно ждал победы белой армии и возвышения Александра Колчака, которого он только раз видел на балу у своей тети, но с первого же взгляда был восхищен этим знаменитым полярным исследователем и воином. Тогда Колчак был с одной женщиной, которую многие считали ведьмой и блудницей. Анна Тимирева – звезда Адмирала. Юношу увлекали такие истории. Он считал безупречным все, что связано с его сословием и просто не понимал, как белые могут проиграть. Николай внимательно изучал все новости о ходе войны и сам не раз помогал солдатам. Нет, не считайте этого молодого романтика трусом. Он был очень предан семье и поддерживал сторону родителей, но в то же время понимал, что, если вдруг победят большевики, то им вновь придется бежать, только уже за границу. Это понимали и родители, просто они не хотели верить.
Им прислуживала одна крестьянская семья. Мать, отец и дочка. Ее звали  Мария. Она представляла собой с одной стороны очень религиозную девушку, а с другой – сестру, которая с нетерпением ждала с войны своего брата. А вся ее семья тайно жаждала победы большевиков. Ее родители хотели одного – свободы. Они верили, что им отдадут землю, и они будут хозяевами сами себе. К Алексею Ивановичу и его жене они относились хорошо и с уважением, а вот к Николаю чувствовали лишь презрение.
-Ишь чего, наш Петруша на войне в холоде, борется за свою правду, за своих родных, за честь своей сестры…А Николай Алексеевич? Сидит себе и ничегошеньки не делает, только болтать и умеет…Нет, не мужик он. – Так причитал отец Машеньки, хотя слез по сыну не лил и все приговаривал, что, если тот умрет, то будет им гордиться: смерть на поле боя – это великая честь! Но в глубине души украдкой от жены и дочери, он молил Бога вернуть его Петра живым и здоровым домой…
***
По воле судьбы Николай и Машенька полюбили друг друга. Такие разные, они оказались на одном пути, который вел их в неизвестность. И любовь их была не подвластна войне и политике. Они дышали друг другом и упивались летним счастьем и длинными вечерами. Никогда не говорили они о своих мечтах, потому что их мечты были одинаковы – быть вместе. Но нельзя. Кто есть Машенька? А кто – Николай? Никто не знал об их отношениях, кроме луны, что светила им по ночам и соловья, который пел для них одних.
-Давай убежим отсюда, Коленька? Далеко…далеко…чтоб никто нас не нашел. Давай?
-Не могу. Не могу бросить отца и мать…И сейчас особенно опасно бежать. В городе две армии, два вражеских лагеря, которые сметают все на своем пути! Я обязан быть с родными. Что случись – не прощу себе предательства.
-А что же будет с нами?
-Когда война закончится…тогда все будет яснее. Зачем сейчас думать об этом? Мы счастливы. Да ведь, Машенька?
Девушка вздохнула, едва сдерживая слезы обиды и горечи.
-Я поверила тебе. Поверила обещаниям и твоим чувствам. Но ты и правда труслив. Все об этом говорят! Почему ты не на войне?
-Потому что я не могу решать свою судьбу сам. Я в отличие от тебя не свободен. Я ведомый. И вынужден жить по правилам, так требует моя семья…И в этой войне победитель уже всем известен…так что,  моя участь давно решена. Ты же радуйся, твой брат вернется с победой и заживете свободно с родными. А мы…нам бежать придется!
-С тобой побегу, родной мой! – она начала быстро-быстро целовать его лицо и прижимать к себе. – Убегу! Лишь бы с тобой быть и верой своей защитить тебя! Ведь оба мы с тобой мученики…Судьбы бы наши похожи ведь…Победите вы – нам не жить. Истребят! Под корень загубят нас армии Колчака, коль доберутся до Москвы!
-Я не позволю. Будешь со мной. Будешь моей женой, никто и не узнает, что ты крестьянка.
-А твои родители?
-Ничего не скажут. Все будет хорошо. Не горюй, моя миленькая. Но пока оставим все как есть. Пусть ни одна душа не узнает о нас. Не то несдобровать тебе…не переживу я, если что случится с тобой.
Он крепко обнял дрожащую девушку, и слезы катились по его щекам. Ведь знал уже, что Бог не на стороне белогвардейцев…
Так и случилось.
В сентябре главнокомандующий северо-западной армией Николай Юденич успешно прорвал советскую армию и подошел к Петрограду, но потерпел поражение, так и не дождавшись помощи от союзников, и эмигрировал в Англию.
Тем временем осень была совсем горькой для семьи Николая. Отец его умер, они с матерью остались одни. Надежда умирала…А желание переходить на сторону красной армии угасало, как пламя свечи.
-Не ты ли говорила, что надо быть дипломатами? Не ты ли уверяла меня идти против своей совести и быть на стороне побежденных? Согласись, матушка, ты была уверена в победе Белой Армии?
-Да…и твой отец тоже. Поэтому мы хотели тебя уберечь. А теперь уже поздно. Мы проиграли и надо как-то жить дальше. Теперь ты глава нашей семьи. Уезжай из России и не возвращайся, пока обстановка не наладится.
-Я трус. – От этих слов женщина вздрогнула.
-Ко так сказал? Этот черный люд, который в рот заглядывает Ленину и Троцкому? Эти крестьяне, людишки…Да кто они? Ты – уедешь. Сегодня же. И никто не узнает о тебе. Твой отец оставил тебе наследство и множество привилегий. Женись где-нибудь в Англии или Франции и забудь это все…Особенно эту девчонку!
-Какую … девчонку?
-Ты думаешь, я не знала о тебе и Марии? Уж поверь, взгляд влюбленного юнца виден за сто миль. Она тебе не пара.
-Как ты узнала? Ты не имеешь права…
-Вмешиваться в твою жизнь? Еще как имею! Ты связался с семьей крестьян, приспешников красной армии… - она вздохнула, покачав головой. -  Не уважаешь ты себя и воспитание, данное мной.
-Мы любим друг друга. Я поеду с ней.
-Тогда забудь, что у тебя есть мать и отец, упокой Господи его душу… - женщина перекрестилась. – Я лишу тебя своего благословения и денег. Одумайся, Николай.
***
Шла зима…У Маши тоже осталась одна мать. Отец скончался от сердечного приступа, узнав о гибели сына. Одно их только и радовало, что победа остается за Красной армией. И вскоре их жизнь наладится…
Машенька давно не видела Николая. Поместье ведь совсем опустело. Озлобленная на весь свет хозяйка прогнала своих слуг, в первую очередь ее с матерью. Им было некуда идти. Город казался тенью…изувеченный, разграбленный, пустующий…Кто мог – бежал, а простые люди ютились в домах по три семьи.
Прошел целый год. Владимир потихоньку оживал, в корень изменяемый советскими властями. Но люди не менялись, их жизнь оставалась такой же бедной и голодной.
Николай вернулся из-за границы. Он жил во Франции, Англии…А потом, когда, наконец, он решился продать все свое имущество, молодой человек вернулся в Россию.
Николай поселился в обители своего духовника. Он с ужасом смотрел на все, что происходило вокруг, и  постоянно думал о Маше. Он совершенно не знал, где ее искать. Девушка снилась ему каждую ночь, звала, но как только он протягивал к ней руки – исчезала и сон заканчивался.
***
Было 7 января. Рождество Христово. Ближе к вечеру Николай вышел на улицу подышать морозным воздухом. Он устал. Устал искать, существовать, просыпаться по утрам…жизнь ему надоела. Он хотел спокойствия и хоть раз увидеть Машу, знать, что все с ней хорошо!
И вдруг…будто из ниоткуда он увидел, что к нему навстречу идет она! Такая худая, болезненная, прозрачная. Он радостно подбежал к ней, протягивая руки, плача от счастья! Но…она остановила его жестом, как бы ограждаясь от объятий молодого человека, и заговорила:
-Коленька, счастье мое. Ах, как же истосковалось мое сердце по тебе…Как же настрадалась я без тебя…Ты меня оставил одну. Я потеряла всех. Я так хотела увидеть тебя, высказать все и выплакаться…Но ты ушел из моей жизни. А я ушла из своей…теперь нет меня. Угасла…
-Что ж ты говоришь, а? Я тебя не понимаю, любимая моя…Ты рядом со мной. Я так долго искал тебя, где ты была?
Девушка отошла в сторону, опустив голову. Вся она будто светилась изнутри, казалась прозрачной.
-Нет. Не бывать нам с тобой вдвоем. Нельзя. Взгляни на меня, раз не понял до сих пор…Не жива я. Мертва…
Николай протер глаза и вновь уставился на Марию. Но…такого не может быть! Ведь он видел ее! Столько раз!
-Умерла я…холодно было. Голодно нам. Брат мой погиб на войне, когда батюшка узнал, он не выдержал эту новость и умер. Мама и я остались одни. Нас выгнали, жить было негде. Вот и случилось так: мама умерла… Потом и я…Только не могла я спокойно отправиться на суд Божий, не зная, что все хорошо с тобой, не увидев тебя еще разочек…вот и приманила тебя, любимый мой. Ты не плачь…Я с тобой….я всегда буду с тобой…
Вдруг все озарилось светом и, будто по невидимой лестнице, стала подниматься Мария, и вновь стала она собой. Красивая, юная, сияющая…Николай хотел поймать ее за руку, последний раз коснуться губами ее ладони, ее щеки. Но она ушла. И вновь наступила темнота и холод.
***
С тех пор никто не видел Николая.
Но иногда в ночи две сияющие тени плыли по разрушенному городу рука об руку.


Рецензии