Что случилось с Россией или трудности перевода

    Что случилось с Россией? Почему страна, которую 1000 лет именовали «Святая Русь» рухнула в одночасье? Как народ, который был назван Ф.М.Достоевским накануне катастрофы «народом богоносцем» пал в такой кромешный атеизм и сам внёс немалую лепту в разрушение тех храмов, в которые ещё вчера он входил в парадной одежде, подводя своё семейство к алтарю для Святого Причастия?
    Не будем углубляться в историю, а так же в богословские тонкости. Рассмотрим только очень маленький, простой, и сих пор остававшийся в тени вопрос, который, возможно, прольет луч света на эту тайну. А, значит и укажет, как сойти с того пути, чтобы больше никогда не ступать на него, на путь, который привёл к таким чудовищным последствиям.
    Талантливые, лучшие люди России уже 2 века назад чувствовали, что дело неладно.

М.Ю. Лермонтов:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
…………………………………….
                1841

    Думаю, не стоит перечислять произведения, в которых авторы упрекают Россию в рабстве. Всё это аккуратно выужено, и упаковано в советские учебники по литературе. А теперь ещё и льёт воду на мельницу новых революционеров –  диструктивно-либерально настроенной публики. Но, цель статьи отнюдь не политика. Подумаем, как могло случиться, что столько талантливых, лучших умов России ошибались? Может быть они фиксировали существующий изъян, с которым не могла смириться их свободолюбивая сущность?

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
……………………………………………..
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
………………………………………………………….
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.С. Пушкин из стих-я «Деревня»)

    Как могло такое случиться? У праославного народа повальное рабство? Православие – это свобода! Свобода внутренняя, духовная, но именно она есть источник и свободы внешней. А рабство – это подавленность воли, зависимость от грехов, демонов или людей.Причем, известно, что сатана уже не имеет власти над волей человеческой: он может предложить, но не может поработить силой. Человеку тоже не дано такой власти над волей ближнего. Даже Бог не насилует свободу человека, потому что Он хочет, чтобы человек волей выбирал добро.
    Выходит, что русский человек в какой-то момент истории добровольно поработился лжи, а всё что происходило дальше – всего лишь последствия этого ужасного деяния? И не стоит искать ересь: её нет. Ошибка кроется в самом отличие русского языка от греческого, с которого и были переведены основные аскетические святоотеческий творения.
    Все святые отцы говорят о необходимости отсекать свою волю. Воля в греческом языке обозначается несолькими терминами: (на сервере не поддерживается греческий шрифт - какое варварство!!! - придётся писать латиницей)

vouli - концептуальное направление, хорошо обдуманное произволение воли, а так же
          парламент, палата, совещательный орган;   
          
thelima - импульсивное желание, согласие, повеление, сила воли;

epithimia - охота, желание, аппетит.
         
          
     И человек мыслился греками, как и само государство, в котором есть царь (Христос), парламент (разумная воля vouli), воля граждан (thelima) и общенародное стремление к радости, положительным эмоциям, развлечениям (epithimia).
     А в русском - воля, желание, хотение, стремление означают примерно одно и то же и называются ОДНИМ емким словом - ВОЛЯ.
     Но, православная аскетика учит нас, что спасение возможно только при условии отсечения своей воли.
     И появляется сумасшедшая опасность отсечь змее хвост по самые уши. Непонятно, где остановиться, что оставить, отсекая свою волю.
     А сколько в православном пространстве России встречается «ревнителей благочестия», превратившихся практически в православных буддистов?! Они отсекли то, что называется vouli – разумную волю и стали проводниками энергий, противоестественных человеку.
Или это можно наблюдать в человекоугодии, когда послушник или подчинённый думает, что благочестиво отсекает свою волю перед человеком, но отсекая свою разумную волю, человек становится безответственным придатком авторитета в виде власти, священника, владыки или просто какой-нибудь сильной личности (начальника, сектанта, дворового хулигана и т.п.)
В этом направлении, даже очень узконаправленно поработали большевики: ведь отстрел и гонения производились, по большей части, именно тех людей, разумная воля которых была наиболее развита. И это вполне понятно: они добивали уцелевшие остатки. И их цель была воспитать фанатически преданного режиму человека. Этот фанатизм, к сожалению, не истреблён во многих слоях нашего народа и поныне.
     Но, может, такое бездумное абсолютное послушание угодно Богу? И человек, имея послушание без рассуждения становится транслятором воли Божией на земле?
     Давайте порассуждаем. Православие исповедует, что Бог –личен. И в общение Бог вступает только с Себе подобными (либо смотрительно, зная, что преподобие осуществится). Поэтому, очевидно, что человек, подавляющий в себе разумную волю, составляющую святилище его личности, т.е. обезличиваясь, не может рассчитывать на богообщение. Итак, это действие является глубоко богопротивным.
     Что произошло в истории? Глубоко христианская Россия искала решения жизненных нравственных проблем в чтении православной литературы, в основном переведённой из греческих источников. А кто не умел читать, слушали проповеди читающих священников. И, слушая слова, что свою волю нужно отсекать, родилось заблуждение, грубо говоря, что рабство – это благословенная и неотъемлемая часть православия. Это вооружило мыслящих людей на протест, который поддержали подонки для водворение уже полнейшего рабства и произвола.
Если у Вас  сложится впечатление, что я против любого отсечения своей воли, то это, конечно, не так.
    Разумную волю нужно корректировать и направлять, согласуя её с евангельскими заповедями, творениями Св. Отцов и благословениями духовника, но ни в коем случае не отсекать. А вот thelima - действительно нужно подавлять и отсекать во многих случаях.
В конце хочется привести слова Евангелия: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге» (Мф.13;19)


Рецензии
Мне кажется, что больше сказалось охлаждение сердца. Службы совершались исправно, а горения сердца не было. Исповедовались и причащались по указке, Синод был как чиновничий орган, а православие как государственная религия стало восприниматься навязанной сверху (ненавистным царем) религией, где не надо было верить на самом деле, а можно было притворяться верующим.
Здесь сыграло роль и распространение революционных идей. Православие с его приверженностью идеалу монархии считалось поддерживающей императора религией, а против царя были настроены бомбисты и прочие "вольнодумцы", социалистические идеи и атеизм говорили людям: Бога нет, значит всё позволено, можно и царя взорвать, можно и градоначальников убивать.
Так что здесь комплексно получается: от православия стали отдаляться в атеизм, православие воспринималось как формальная вера. И едва дали, если не ошибаюсь, в 1905 году закон о свободе совести, так "православных"- то сколько убыло.
Вдобавок неправильно понятое христианство усилиями Л. Толстого и иже с ним, Блаватской и Рериха, чьи идеи проникали в т.н. интеллигентские слои, развращало людей.
И увы, ни Иоанн Кронштадтский, ни Оптинские старцы, ни Игнатий (Брянчанинов), ни Феофан Затворник оказались неуслышанными.
С уважением,

Ал Захаров   08.08.2013 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к статье. Из всего Вами описанного, охлаждение сердца, видимо, всё-таки явл. причиной; прочее - следствием. А вот что явилось причиной охлаждения сердца?(Ведь в этом же первостепенная задача разобраться, чтобы не вернуться к прежним ошибкам!)Насколько мне понятен вопрос, горение сердца исчезает из-за потери творческого (читаем, созидательного) подхода ко своему спасению. Это как в браке, когда период ухаживания закончился и семейная жизнь стала привычной, появляется чувство обладания предметом прежнего обожания вместо радостного чувства, что тобой обладает любовь. Вот это косное законническое чувство и может появиться от ложного понятия об отсечении совей воли: когда отсекается именно обладающее нами творческое осмысленное желание вместо воли (или вместе с волей), направленной на любовь к другим предметам. А механизмы этого заблуждения в неточности перевода. Видимо, гонясь за краткостью статьи, я многое упустил, и она стала не вполне понятна...

Алексей Плахов   09.08.2013 03:25   Заявить о нарушении
Ещё одна иллюстрация - это неофит, прочитавший книжку Аввы Дорофея, который, чтобы пойти пописать спрашивает благословения у духовника. Его (человека, как личности)уже совсем не осталось. Он стал придатком другого человека, пренебрегши заповедью "не сотвори себе кумира". Однако, в среде "ревнителей благочестия" такое "абсолютное послушание" воспринимается, как высочайшая добродетель.

Алексей Плахов   07.09.2013 21:02   Заявить о нарушении
А мы знаем, что человек пожинает то, что посеял. Если он принял рабское состояние души за добродетель, то в итоге придёт уже к совершенному рабству и по плоти. Не это ли стало духовной причиной появления коммунизма в России?

Алексей Плахов   07.09.2013 21:09   Заявить о нарушении
Возникает следующий вопрос: а что же мы можем противопоставить такому порочному состоянию?
Ну, конечно же, не тезис: "ИМЕЮ ПРАВО".
А то, что Спаситель назвал тесным путём. Это смиренноМУДРИЕ. Это очень смиренное, внимательное и вдумчивое отношение к своей вере. Это творческое соединение веры и реальной жизни, готовое и к некоторым отклонениям от закона и правил ради... Ну, вобщем, думаю понятно.

Алексей Плахов   07.09.2013 21:27   Заявить о нарушении