Тайна старой византийской мозаики раскрыта

Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко в книге «Стамбул в свете новой хронологии» на с.62 написали: «3.14. Зачем сбили и переложили надписи на сводах Большой Софии? Многие думают, что древние мозаики, — которые, как известно, практически не стареют со временем, — в основном дошли до нас в своем первозданном виде. Это не так. Оказывается, некоторые мозаики ПЕРЕКЛАДЫВАЛИ. Причем не ради их реставрации или обновления, а с целью РЕДАКТИРОВАНИЯ ИСТОРИИ. Приведем яркий пример. На галерее Большой Софии расположена известная мозаика, изображающая Христа, справа и слева от которого стоят царь и царица, рис.1.29. Сегодня над головой царя написано, будто это император Константин. Однако имя императора в этой надписи ОЧЕВИДНО ПЕРЕДЕЛАНО, причем очень неаккуратно, рис. 1.30. Исправление настолько ярко бросается в глаза, что комментаторы были вынуждены придумать забавную теорию для объяснения этого факта. А именно, будто царица Зоя, изображенная на мозаике справа, НЕСКОЛЬКО РАЗ ВЫХОДИЛА ЗАМУЖ. Пусть так. Но при чем тут мозаика? — возникает недоуменный вопрос. А вот, оказывается, при чем. Нас уверяют, будто «с каждым замужеством императрицы ПРИХОДИЛОСЬ МЕНЯТЬ ЛИЦО И ИМЯ ЕЕ МУЖА НА МОЗАИКЕ. Следы этих изменений хорошо видны» [90] с 44. Таким образом, перекладывали не только ИМЯ, но и ЛИЦО царя. Впрочем, оказывается, было переложено также ЛИЦО САМОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ И ДАЖЕ ЛИЦО ХРИСТА! Если по поводу лица царицы комментаторы, поразмыслив, «нашли выход», предложив нам думать, будто это сделал Михаил V, питавший к ней ненависть [101], с. 61, то по поводу перекладки ЛИЦА ХРИСТА современные комментаторы не нашли ничего лучшего, как заявить, что прежнее лицо Христа «недостаточно гармонировало» с новыми лицами царской четы. Поэтому и его тоже «пришлось переложить» [101], с. 61. Позволим себе усомниться, что причиной всех этих искажений первичных надписей — и лиц!  были якобы очередное замужество императрицы, ненависть наследников и законы изящного искусства. Как мы теперь понимаем, причины были куда более серьезными. И сделано это было не так уж давно. Мы даже можем высказать мысль, когда именно. Известно, что в 1847 году — то есть уже в XIX веке — была проведена обширная «реставрация» Большой Софии, во время которой были расчищены мозаики. С ними что-то сделали, А ПОТОМ СНОВА ЗАШТУКАТУРИЛИ! [101], с. 46,64. А может быть, заштукатурили впервые? Эту штукатурку снимают уже в наше время. При этом здесь, оказывается, работали ЕВРОПЕЙЦЫ, специально приглашенные для реставрационных работ, — шведские архитекторы братья Фоссати (Gaspar, Giuseppe Fossati) [101], с. 46,64. Не они ли «подправляли историю», сбивая старые надписи и заменяя их на новые, «правильные», вычитанные из учебника Скалигера-Петавиуса? Мы видим, что с мозаиками Большой Софии все далеко не так просто, как казалось бы. Важно, что сегодня, когда снимают штукатурку со стен храма, из-под нее появляются НЕ СОВСЕМ ТЕ старые мозаики, которые были выложены в XVI веке, — по нашей реконструкции, — а МОЗАИКИ, ОБРАБОТАННЫЕ ЕВРОПЕЙЦАМИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА. Которые, скорее всего, «привели их в соответствие» со скалигеровской хронологией. Надо думать, рисунков старых мозаик они нам не оставили».


Я согласен с авторами, что мозаика была переделана, более того, я выдвигаю гипотезу, кто первоначально был изображен на этой мозаике, и в связи с каким событием была изготовлена мозаика. Честно говоря, у меня захватывает дух, когда я пишу о вещах пятисотлетней давности. Эту мозаику до меня видели сотни ученых, и не заметили деталей, бросающихся в глаза. Слева изображен мужчина в странном головном уборе, с серьгой в ухе, и с женскими тонкими руками, в которых находится мешочек. Справа изображена в царском головном уборе молодая женщина с детским выражением лица и держащая свиток с  надписью «Константин хостовопистос василевс (Возможно, запись была такая: Константин - христианский царь). Странными кажутся пропорции фигур и нимбов. Почему у «жены» – царская корона, а у «мужа» - странный, напоминающий женский, головной убор? Не вяжется надпись над головой мужчины. У женщины такой надписи нет. Нарушена симметрия. Текст очевидно надо читать не по столбцам, а строкам.

А если предположить, что на мозаике изображена слева женщина, а справа ребенок – то все становится на свои места. На женщину слева «наложили грим – бороду» и она стала мужчиной, ребенку «слегка сделали загадочное лицо» и он стал молодой женщиной.
Обратим внимание на то, как складывает правую руку Иисус Христос – безымянный к большому – типичное католическое двоеперстие, т.е. речь идет о католических персонажах.

Что мне удалось узнать из википедии:
Фома Палеолог (1409 — 12 мая 1465) — деспот Мореи с 1428 до османского завоевания в 1460 году. После смерти старшего брата Константина XI Палеолога во время осады Константинополя, в 1460 Фома Палеолог стал законным наследником византийского престола. Как и другие сыновья Мануила II Палеолога, Фома Палеолог стал деспотом. Ему во владение был передан Морейский деспотат, хотя Фоме приходилось делить полноту власти со старшим братом Димитрием. При Фоме Морейский деспотат расширился, захватив Ахайю. После последней войны с Ахайей, в 1430 году, под властью Византии был практически весь Пелопоннес. Фома женился на дочери последнего правителя Ахайи —Катерине Заккарии. Между Фомой и Димитрием возрастала напряжённость. В 1447 году братья стали вассалами султана Османской империи. 29 мая 1453 года османский султан Мехмед II захватил Константинополь, после чего предложил Фоме и Димитрию остаться, в качестве вассалов продолжить соправительство в Морее. После падения Константинополя Фома бежал вместе с женой и детьми на Корфу, взяв с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея, которая хранилась в Патрасе. В конце 1460 года он уехал, взяв ее с собой, в Италию, и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме. Через неделю папа, которому Фома преподнес голову апостола Андрея, наградил его орденом Золотой розы. Фома остался жить в Италии, но надеялся когда-нибудь вернуться в Морею. Папа предоставил ему содержание в размере 300 золотых дукатов в месяц. Впоследствии, кардиналы из своих собственных средств добавили к его содержанию еще 500 дукатов. Чувство собственного достоинства и красота, которую Фома сумел сохранить до преклонных лет, произвели на итальянцев большое впечатление. Он также угодил им тем, что официально принял католичество. Жена Фомы, Катерина Заккария, оставшаяся на Корфу, умерла там в августе 1462 года. В 1465 году Фома вызвал своих детей в Рим. Через несколько дней после их прибытия, 12 мая, Фома умер в возрасте 56 лет.
Елена Драгаш (серб. Јелена Драгаш, в монашестве —Ипомония; ок. 1372 — 13 марта 1450) — супруга византийского императора Мануила II Палеолога, мать императоров Иоанна VIII и Константина XI. Святая православной церкви, память совершается 29 мая, в день падения Константинополя.[1] Елена была дочерью сербского аристократа и землевладельца Константина Драгаша. 10 февраля 1392 года Елена стала женой императора Мануила II. После смерти своего мужа в 1425 году приняла монашеский постриг с именем Ипомония, проживала в Константинополе. Скончалась 13 марта 1450 года.[2] Канонизирована Православной церковью в лике преподобных, мощи (глава) находится в монастыре преподобного Патапия в Лутраки.[2] Согласно Георгию Сфрандзи у Елены и Мануила родились: Две дочери, имена неизвестны. Константин (умер в детстве)  Иоанн VIII Палеолог (1392—1448) — византийский император (1425—1448). Андроник Палеолог (ум. 1429) — правитель Салоник  Феодор II Палеолог (ум. 1448) — деспот Мореи Михаил (умер в детстве) Константин XI Палеолог (1405—1453) — последний византийский император(1448—1453) Димитрий Палеолог (ок. 1407—1470) — деспот Мореи   Фома Палеолог (ок. 1409—1465) — деспот Мореи

Текст на мозаике можно читать так. Справа от Христа просматривается Веста – богиня семейного очага. (где «В» переправлено на «Д»). Первая строчка сильно искажена, но просматриваются слова "Хомы" и "Елена" при соответствующих исправлениях. Далее на двух строках написано «самодержец христианский из семьи василевса (императора) Ромеи Августа».

Если на иконе были изначально изображены царица Елена Драгаш с сыном Фомой, тогда объясняются предметы: в руках у нее мешочек с деньгами, у него свиток. После смерти императора Константина Елена Драгаш молит у Иисуса Христа об императорском троне для сына Фомы.


Рецензии