1978 - 25

Глава 25.
 
«- Конечно же, у шаха есть шанс, хотя я бы поставил на его сына. Как только Хомейни убьют и похоронят, начнётся гражданская война, армия возьмёт власть в свои руки, и им понадобится фигура вождя. Из Резы получится великий конституционный монарх».
(«Шамал», глава 45, отель «Интернациональ», Эль-Шаргаз. 18.42)

После «чёрной пятницы» - сентябрьского расстрела демонстраций иранской армией, официальная пресса СССР (а иной и не было) взорвалась сообщениями из Ирана; на телевидении – рассуждения политологов о том, что американцы в Иране провоцируют шаха на эскалацию репрессий, и о том, что только марксистская партия Туде борется за интересы народа, возмущённого резким контрастом между бедностью и показной роскошью шахского двора; народ, конечно, возмущён внедрением западной развращающей культуры.
В октябре и первой половине ноября ни мы, ни сидевшие в Иране американцы не знали расстановки сил: слишком много демократических, левых и правых, молодёжных и религиозных кланов вышли на улицы.
Но у советских руководителей какие-то планы в отношении Ирана зрели. По линии общества «Знание» в учреждения и на производства Узбекистана ринулась армия лекторов. Пошли они и по воинским частям.
Особенно желанными были лекторы ЦК – а вдруг они нам раскроют глаза на происходящее в Иране.
Наконец мы дождались такого лектора: к нам приедет бывший военный атташе в Иране полковник Дмитриев.
Лекция предназначалась для офицеров. Конечно, из числа ротных-взводных и тыловиков на лекцию пошли только любознательные. Офицеры КП – оперативники, переводчики и направленцы – прибыли в полном составе, это был их хлеб. Тем более, военный атташе, разведчик в первую очередь, и конечно, человек осведомленный.
Нам представили мужчину лет пятидесяти в добротном костюме, при галстуке. Развесили подробную политическую карту Среднего Востока.
Увы! Лекция оказалась банальной: всё, о чём хорошо поставленным голосом вещал лектор, мы уже слышали от телевизионных политологов.
Офицеры заскучали, стали перешёптываться.
Окна класса учебного корпуса, в котором проходила лекция, выходили в яблоневый сад, где в это время жена одного прапорщика прогуливалась с солдатом. Лектор то повышал, то понижал голос, но головы присутствующих были повёрнуты в сторону окон. Наконец замполит что-то шепнул своему помощнику, тот вышел, и вскоре наше развлечение  закончилось.
- Пожалуйста, какие будут вопросы?
Поднялся начальник КП подполковник Борис Львович Комионко, о котором я уже писал:
- Не скажете, зачем вы встречались с начальником жандармов Тегерана на его квартире второго апреля?
- ???
Дмитриев был явно растерян.
К уху лектора наклонился сопровождавший его майор от политотдела спецчастей округа и что-то зашептал.
Дмитриев вздохнул с облегчением и улыбнулся:
- Напрасно меня не предупредили, что придётся выступать перед коллегами-разведчиками. Разрешите, я сяду.
Он сел, расстегнул верхнюю пуговицу рубашки и пальцем оттянул галстук.
И началась вторая лекция – о моджахедах и курдах, муллах и брожении в корпусе жандармов, о межнациональных конфликтах и конфликтах между армией и САВАК, о противоречивых оценках событий в Иране журналистами Франции, Англии и Италии с одной стороны и американскими – с другой.
Отвечая на вопрос Комионко, он рассказал забавную историю:
- То, что военный атташе – разведчик, разумеется по умолчанию: не выходя из своего автомобиля, дозволяется фотографировать что угодно; это не считается шпионажем. Однажды я получил задание: сфотографировать антенны в американской зоне на севере  Тегерана. Заказал маршрут, получил разрешение на поездку, но проехать к нужному месту не удавалось: то «ремонт дороги», то «авария», словом, практически не пускали. Через день или два я неожиданно получил приглашение на день рождения к видному офицеру жандармерии Тегерана. Для такого случая в посольстве всегда наготове подарок. Я взял сервиз дулёвского фарфора.
Теперь Дмитриев говорил свободно. Так как рассказывают при застольной беседе. И присутствующие офицеры вмиг превратились в заинтересованных слушателей.
А рассказчик мог и порассуждать, больше не глядя на часы:
- Между прочим, это у нас именинник может небрежно отложить подарок в сторону, мол, потом посмотрю. У персов не так. Именинник доставал из коробки предмет за предметом, громко восхищался, подносил к свету, щелкал пальцами, демонстрировал предметы гостям и ставил дарителя в центр внимания всех присутствующих. Жена моя ушла на женскую половину, где её приняли тепло, одарили по-женски, а мы с хозяином после ухода гостей ещё задержались за чаем, обсуждая какие-то незначительные проблемы. Когда я садился в машину, он вручил мне пакет со словами «это мой подарок, развернёте дома. И ещё хочу сказать: как мне, так и вам, нам важны наши служебные карьеры. Давайте будем друг другу помогать!» Когда же я в своём кабинете вскрыл пакет, там оказались прекрасные, сделанные со всех ракурсов, фотографии новых американских антенн!

Если в сентябре я ещё сомневался, что возможен осенний выезд мангруппы в Гудри, то теперь сомнения сменились уверенностью.
В предшествующих экспедициях я был единственным инженером в мангруппе, и вся тяжесть по подготовке радистов в Ашхабаде (Изганте) и обслуживанию радиотехники на позиции ложилась на мои плечи. Теперь я решил взять с собой офицера ЛИР (Лаборатории Исследования Радиоизлучений) капитана Кальменсона. Это был офицер, хорошо знавший аппаратуру анализа, но не инициативный. Он и меня придерживал:
- Стас Иванович, не суетись.
После моего ухода в запас в 1983 году Кальменсон сам возглавит ЛИР.
А пока что мне предстояло решить две задачи: ознакомить Кальменсона с особенностями эксплуатации полученной от КГБ техники; добиться от начальства разрешения на включение Кальменсона в состав группы. Начальство к моей просьбе отнеслось сначала с холодком:
- Лучше возьми ещё одного переводчика.
Возможно, были и другие мотивы…
Помог заместитель начальника разведки КТУРКВО подполковник П-евский, очень креативный офицер, постоянный организатор наших экспедиций. В будущем П-евский окажется заместителем начальника разведки 40-й армии в Афганистане, оттуда переедет в Прибалтику, откуда снова будет отозван в Афганистан. Но я уже буду на пенсии, и до меня будут долетать лишь крохи информации о бывших сослуживцах.

Решили выехать из Ташкента сразу после октябрьских праздников, 9 – 10 ноября.

Ноябрьскому выезду предшествовали разные события армейской повседневщины: дежурства оперативным дежурным КП нашей части, дежурным по гарнизонным караулам комендатуры и помощником оперативного дежурного на ЗКП КТУРКВО, размещавшегося в Казахстане;  дневные и ночные тренировки к параду седьмого ноября, где в офицерской колонне для меня тоже нашлось место.

В этой рутине отдельную позицию занимали наши встречи с писателем Михаилом Шевердиным.



Продолжение http://proza.ru/2013/08/09/128


Рецензии
Станислав,
а прада ли, что нам как-то сказали на офицерском собрании, что Хрущёв был виновником и расстреле руководства Туде, и в гибели нашего агента в шахском правительстве? Он, со своим длинным языком, якобы похвастался знаниями того, что было известно считанным людям.
С уважением, Владимир

Владимир Врубель   08.08.2013 21:02     Заявить о нарушении
Владимир, я об этом слышу вторично только на прозе.ру. ЦК парии Туде был полностью уничтожен дважды шахской охранкой САВАК. Не думаю, что шаху для этого требовалась помощь Хрущева или Брежнева.

Станислав Бук   08.08.2013 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.