Размышления по поводу одной мудрости Соломона

Довелось как-то посмотреть телевизионный репортаж с шествия трудовых коллективов нашего города,  посвященного празднику Весны и Труда. Бравурные мелодии, радостные лица молодых людей с воздушными шариками в руках… Только вот праздничная атмосфера ликующего народа никак не передавалась мне. Да и о каких трудовых достижениях рапортуем трибунам с высоким начальством? Вглядываюсь в названия организаций, точнее, малых групп людей их представляющих: налоговая инспекция, гостиницы, банки, ювелирный магазин и прочие непроизводящие сообщества. Слов нет, перечисленные организации наверняка востребованы обществом, но в моё понятие «тружеников» всё же не подпадают. Большая часть работающих у нас – продавцы, менеджеры, клерки и… охранники, т.е. предлагающие, подсчитывающие, надувающие и смотрящие. Между тем, даже дешёвый ширпотреб завозим из Поднебесной, начиная с булавок и детских игрушек, кстати сказать, изготовлявшихся из ядовитых материалов.
А над слабой и потому второстепенной Россией, запряженной пристяжной к колеснице мировой экономики, постоянно сгущаются сумерки экономических кризисов – неотъемлемого признака хвалёного «капиталистического чуда».
Так доколь же будут проводиться болезненные эксперименты над моим народом и вообще: какова роль народа в этой бесконечной череде бед?
Теперь уже ни для кого не секрет, что нашими зарубежными «друзьями» запрограммирована убыль русского населения  как титульной нации до желаемого для них уровня с помощью «экономических реформ» в нашей стране. Эта деятельность приносит ощутимые результаты, а коварству недругов нет предела. Сделав Россию зависимой от Запада по поставкам продовольствия, они перешли на использование генномодифицированных продуктов – мины замедленного действия, с помощью которых можно «цивилизованным» путём уничтожать народ прекращением деторождения. У этого деяния есть вполне определенное название – биологический геноцид.
Недавно, с интересом просматривая какие-то старые бумаги и книги, с незапамятных времён находившиеся в чулане моего приятеля, наткнулся на изданный сборник лучших сочинений выпускников на аттестат тогдашней зрелости. Для себя заметил, что большинство тем сочинений посвящено роли народа в жизни страны по произведениям русских и советских классиков литературы. Чтение рассуждений школьников заставило задуматься: кого можно обобщить словом «народ»? В современном справочнике «народ» трактуется как население страны. Позвольте с этим не согласиться. Уж больно это напоминает стадо баранов из одной овчарни! Правильнее, наверное, было бы представить народ как общность людей, связанных между собой обычаями, общими целями. Во всяком случае, народ – это собирательный образ людей со своим лицом и характером. И опять задумался: каким же словом можно охарактеризовать современный русский народ?
Народ – созидатель? Но им был советский народ. Гостеприимный народ? Но где же вы видите русское гостеприимство несчастным жителям разорённых среднеазиатских республик, предки которых, к слову сказать, во время войны усыновляли сотни, если не тысячи русских детей, потерявших своих родителей? Да и на слуху знаменитое «кавказское гостеприимство». Талантливый народ? Да. Но этот дар в основном находит применение в зарубежных лабораториях и университетах. Дружественный народ? Но назовите хоть одного нашего друга и союзника!
 Определение никак не приходило в голову. Но ведь раз есть «бандитский Петербург», то… И всё – таки нет, не достоин народ такой характеристики, тем более, что совсем недавно простые люди всем миром, как это водилось исстари на Руси, оказали срочную материальную помощь умирающей девочке. Бескорыстная помощь так и осталась присущей только нам.
Значит, тяжёлая жизнь и губительное воздействие власти денег ещё не до конца вытравили хорошее из души моего народа. Это хоть как-то обнадёживает. Может быть, не зря пишется и эта статья.

*               *               *
Недовольных нынешней жизнью – хоть пруд пруди. Но недовольство – понятие субъективное. Только забота о Родине, а значит переживание за её будущее – чувство, не подверженное девальвации: оно или есть, или его нет. Патриотизм – это инстинкт сохранения нации. Несчастен тот народ, который не задумывается над судьбой своей страны.
А будущее России с сырьевой экономикой, торговлей чужими товарами и предоставлением услуг по их обслуживанию – плачевно. Ведь мы сейчас находимся на задворках мировой цивилизации в постыдном соседстве с недавно вышедшими из каннибализма африканскими странами. Не желая быть зависимыми от непредсказуемой России, развитые страны уже добились определённых успехов в поисках альтернативного топлива. Газ получают из громадных мировых залежей горючих сланцев, высокооктановый бензин из бытовых отходов, а через десять лет Германия будет получать около половины требуемой электроэнергии от солнечных батарей в Сахаре по проложенным кабельным линиям. В таком случае у нас останется ещё один вариант выживания: вырубка лесов с ясными экологическими последствиями. Так в чём же причины нынешнего состояния страны и общества? Они лежат на поверхности нашей жизни. Это захватившее общество стремление к обогащению любым путём, что в отсутствии производств зачастую означает неправедные деньги, то есть добытые обманом, перепродажей, воровством и грабежом; это, конечно же, и мы сами, целиком поглощённые решением личных проблем.
Стихия беззакония и вседозволенности, обрушившаяся на нас, высветила обманчиво блестящую витрину буржуазного общества, требующую от страждущих получать жизненные блага за большие деньги, а блистательная иллюминация ещё контрастнее выделила несчастье и унижение людей, не нашедших места в жизни. Одним словом, в нормальном обществе богатые богатеют вместе с обществом, а в больном обществе они богатеют за счёт общества. Современные идеологи «дикого» капитализма, не видя первоначально предполагаемой отдачи разбогатевших своим обделённым соотечественникам, хотят приспособить под наше время известный закон диалектического материализма «единства и борьбы противоположностей», представив бедность и богатство как условие развития общества.
Оригинальное решение современных митрофанушек, взявших на вооружение марксизм!
Только недоучились они до понимания последствий их собственных рассуждений! Широко известно утверждение: каждый народ имеет то правительство, какое он заслуживает. Сегодня всякому здравомыслящему понятно, что  те, кто зачастую говорит правильные слова, на деле не утруждает себя государственными заботами по восстановлению истинной экономики, экономики производящей и конкурентноспособной. Чего стоит только одна статья-манифест «Россия, вперёд!» Эти бы тезисы да с броневичка! Достойный образчик хрущевского волюнтаризма, обещавшего коммунизм за двадцать лет! По-видимому у авторов своя правда: на их век нефти и газа хватит, а потом – хоть потоп! У народа тоже есть правда, к сожалению до конца неосознаваемая обществом: проблема не в том, что руководитель заблуждался, а в том, что, в конечном счёте его нашёл народ. В результате этого выбора Россия оказалась в прямом смысле на дне в виде затопленной орбитальной станции «Мир» и печально известной «Булгарии».
Видимо необходимо опровергнуть существующий стереотип «народ всегда прав» и согласиться с тем, что так называемое общественное мнение – это «мнение» тех, чьёго мнения обычно не спрашивают. Расхожее представление о правоте народа в значительной степени идеализировано, хотя и должен существовать какой-то вектор коллективного разума, служащий гарантией выживания народа. Но этого разума не было у немецкого народа,  вытягивавшегося в приветствии фюреру. Не было его и у опьянённой от мнимой свободы толпы, под улюлюканье сбрасывавшей с пьедесталов памятники минувшей эпохи, в результате оказавшейся вместе со всем народом ввергнутой в нищету обманной ваучеризацией. Нет его и сейчас у значительной части граждан, не осознающих всей меры опасности, нависшей над отчизной. Так почему же слабы сейчас попытки моего народа выйти из духовного вакуума, то есть безразличия? В условиях псевдодемократии, не ограниченной никакими рамками, выросло новое поколение, в массе своей не знающей своей истории и культуры.
Превратившееся в нравственно обворованное общество индивидуалистов, которое всё или почти всё устраивает в этом государстве: ездят на иномарках, приобретенных на кабальный кредит, ведут ночной образ жизни в клубах с сомнительной репутацией, а о работе, как смысле жизни и своём вкладе в процветание Родины предпочитают не задумываться.
Один из династии дрессировщиков Запашных как-то сказал: - У тигра счастье сильно отличается от человеческого. Поесть, поспать, сходить в туалет, сделать потомство.
У некоторых из нас всё как у тигров, только ещё неутоляемая жажда богатства и власти. Видимо эту жажду и имел ввиду дрессировщик. Ну, а Родина подождёт. На память пришли слова из песни, вызывающие ехидный смешок у апологетов современного общества: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»
А слова эти верны. Ведь не может быть истинного счастья у отдельного человека в несчастной стране.

*          *          *
Во все времена русский народ жил трудно и небогато. Бедновато жил не из-за приписываемой ему природной лени: Не давали ему покоя сначала дикие степняки, потом татаро-монголы, шляхтичи с тевтонцами. Народ наш жил и развивался между двумя великими цивилизациями – Востоком и Западом. На протяжении многих веков Россия была барьером, препятствующим гибельному столкновению этих цивилизаций. Именно наш народ поглотил великое нашествие татаро-монголов. Эти нелёгкие условия жизни выработали дух коллективизма для решения общей задачи – обеспечения своей безопасности. Немалую роль в формировании черт национального характера сыграло и русское православие. Особенно со времени татаро-монгольского нашествия православие стало связываться в народном сознании с идеей независимости, так как оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками. Православие активно формировало черты русской духовности и национального характера.
И сейчас, в отсутствии ясной для понимания идеологии, православие должно стать тем «скрепом», который сплотит народ перед лицом зримой опасности. При одном условии – вера должна быть искренней и чистой в своих помыслах. Ведь вера – это не стояние в храме с отрешённым от жизни лицом и со свечкой в правой руке, не ношение тяжёлых золотых крестов на таких же цепях, а нечто такое, что вряд ли поддаётся словесному определению.
Несмотря на трёхвековое порабощение ордами с Востока, талант русского народа пробил себе дорогу в сокровищницу мировой науки и культуры: были у нас и Ломоносов с Менделеевым, Циолковский с Королёвым, Толстой с Чеховым, Чайковский с Прокофьевым … и стал русский народ великим и сильным, с великой историей и культурой.
Именно история и культура связали воедино поколения русского народа, заставили уважать его в мире. И вдруг в одночасье почва ушла из-под наших ног. Мы за исторически ничтожный срок превратились в слабый от отсутствия общих интересов, малообразованный и бескультурный народ, потеряв тем самым авторитет и уважение международного сообщества, да и у самих себя.
А ведь никогда со времён «Слова о полку Игореве» и до конца двадцатого века не прерывалась нить русской культуры. Теперь мы не удивляемся, если сегодняшний школьник Онегина назовёт писателем, а Андрея Болконского полководцем, не будет знать имя нашего первого космонавта и даты начала последней войны… Абсолютно точно можно утверждать, что для большой части нашего народа потеряна русская культура – основа его прежней гордости и связующего звена поколений. Утерялась же культура с уходом из жизни русских народных сказок и песен – души моего народа. Разве можно каким-либо другим способом в сжатой форме выразить народную мудрость, удаль, грусть, любовь к России так, как это делается в сказке или в раздольной песне?

*          *          *
Ветхозаветный Экклезиаст, написанный по преданию царём Соломоном, указывает на суетность, то есть тщетность всего земного («суета сует и всё суета и томление духа»). Соломоново решение – смирение с дарованной свыше судьбой и довольствие малым в своих желаниях. Нет, не согласен я с этой мудростью, земная жизнь требует продуманных  решений и упорства в их исполнении.
А исполнять это должен народ.
Хотелось бы верить,что не потеряется в исторических закоулках русский народ. Всё-таки он велик, вернее, должен быть таковым, чтобы не остаться только в воспоминаниях своих потомков.


Рецензии
Очень мудрая статья, Алексей Николаевич! Спасибо!
С уважением!

Александр Халуторных   06.02.2016 09:20     Заявить о нарушении