1978 - 26

Глава 26.

«… не слишком доверяйтесь богам: боги – они как люди. Они спят, ходят обедать, напиваются пьяными, забывают, что им положено делать, лгут, дают обещания и снова лгут. Молитесь, сколько хотите, но не полагайтесь на богов – только на свою семью, да и с ней полагайтесь только на самих себя. Помните, боги людей не любят, молодой хозяин, потому что люди напоминают им их самих»
(«Шамал», глава 48, база ВВС в Ковиссе, 18.35)

Если бы, как полагали древние, в любом значительном явлении природы и человеческого разумения существовал свой бог, то я бы молился богу радиоэфира. Собственно, я так и делал, и для этого у меня был соответствующий храм: ЛИР – Лаборатория Исследования Радиоизлучений.
Основным объектом исследования были короткие волны. В семидесятые годы десятки, если не сотни изученных радиосигналов я определял на слух, но сотни были неизвестными. Преобразованные в звуки, они казались посланцами из иных миров, из космоса, а то и из преисподней. В ночной тиши я записывал эти сигналы на магнитные и бумажные носители, искал закономерности, определял, есть ли в них смысловая информация…
Моя военная биография типична: призыв, школа радистов, служба на посту радиоперехвата, военное училище, и далее офицерская карьера, академия, центральные курсы офицеров разведки, всевозможные сборы, учения и та самая работа, цель которой – добыча информации, владельцы которой этого никак не хотели бы…
Свою офицерскую службу я начинал младшим помощником начальника ЛИР отдельного радиоузла «осназ», а заканчивал начальником ЛИР бригады. Не ахти какой рост, но под занавес службы у меня волосы вставали дыбом представить себя зампотехом с конторскими книгами и складами, либо кабинетным клерком разведуправления. Нет, Судьба была ко мне благосклонна: с первого до последнего дня службы я занимался любимым делом. Кто может похвалиться подобной удачей?

В 1978 году наша часть была полком. Зампотехом полка был недавно назначенный Фёдор Байбаков, грамотный, эрудированный и очень порядочный офицер.
Едва вступив в означенную должность, Байбаков сразу попал в неординарную ситуацию, над которой потешался весь округ.
Началось с того, что в полк пришла новая ЭВМ. При её запуске сколько мы не бились – не проходил контрольный тест. Пришлось вызвать специалистов с предприятия-изготовителя. Приехали двое. Нашли какой-то тумблер, о котором мы не дочитали в инструкции и заявили: поскольку ЭВМ исправна, оплатите командировку из своего кармана.
Что делать? Пустили в ход Его Величество Спирт, но один из гостей упёрся рогом.
Наконец, путём сложных переговоров эзоповским языком повели инженеров в ресторан «Саёхат». Находчивый прапорщик Кривулин умчался вперёд. Но у входа в ресторан – очередь.
- Командующий заказывал столик на четыре персоны.
- Мы такого заказа не получали.
- Так позвоните в приёмную командующего!
- Нет уж, лучше обойдёмся своими силами. Будет вам столик.
Вот уж действительно «не имей сто друзей, а имей нахальную морду»…
Устроились: Байбаков пришёл в повседневной военной форме с новенькими погонами подполковника, Кривулин в костюме и двое гражданских инженеров – наших упрямых гостей. Только выпили первый тост, заявляется патруль. Старший лейтенант подошёл к Байбакову:
- Есть приказ коменданта гарнизона, запрещающий офицерам в форме посещать рестораны.
- Такого приказа не может быть!
- Товарищ подполковник, у меня инструкции, прошу Вас покинуть ресторан!
- Я не могу этого сделать, со мной мои гости.
- В таком случае я позову своих патрульных!
- Ладно. Я согласен покинуть ресторан при условии, что Вы меня задержите и доставите в комендатуру.
- Прошу в машину!
В комендатуре Фёдора продержали час и отпустили.
На следующий день Байбаков заехал в военную прокуратуру и подал заявление на неправомерные действия коменданта.
И началось. Прокуратуру хлебом не корми, дай возможность подгадить комендатуре. И прокуратура начала тотальную проверку. Стали опрашивать всех офицеров, задержанных комендатурой за последних два года. А какой офицер согласится с тем, что был задержан комендатурой справедливо? Коменданта подполковника Мацко, известного своим самодурством, стали ежедневно приглашать к военному прокурору, благо и прокуратура, и комендатура располагались рядом.
Через несколько дней Байбакова вызывает к себе начальник штаба КТУРКВО генерал-лейтенант Земцов-Лобанов.
- Забери заявление!
- Не могу.
- Дело надо закрыть!
- Так отмените незаконный приказ коменданта и накажите его.
- Но пока работает прокуратура, я не могу отменить этот приказ…
Начальник штаба округа не дурак брать на себя вину за неправомерный приказ коменданта.
- Ну так пусть прокуратура разберётся…
- Подполковник, иди и подумай!
На следующий день все дороги, ведущие к нашей части были закрыты постами ВАИ. Патрули ВАИ  стали задерживать все наши машины подряд.
Байбаков звонит начальнику штаба округа.
- Что, подполковник, надумал?
- Надумал, товарищ генерал. Через час позвоню в приёмную Министра Обороны!
Не прошло и получаса, как патрули ВАИ исчезли.
И всё же Байбаков уступил.
Дело в том, что мы все мечтали послужить в европейских округах. Но офицеры попадали в Среднюю Азию, как в омут. От нас можно было попасть на Кубу, в Анголу, Вьетнам, Индию… но не в Европу.
Вскоре Байбакова вызвал начальник разведки округа, наш прямой командир генерал Корчагин.
Наверное, на Корчагина надавил сам Земцов-Лобанов: «Урезонь, наконец, своего подполковника!»
- Как ты смотришь перейти на преподавательскую работу в Подмосковье?
Фёдор отвечает без раздумий:
- Хоть сейчас.
- Забери заявление из прокуратуры. Они тот приказ уже отменили, урок получили, а большего добиваться нет смысла. Комендатуре тоже не сладко.
Так благодаря строптивому подполковнику Фёдору Байбакову офицерам вернулось право посещать рестораны в форме. В действительности у многих из нас и не было гражданской одежды, а если командированные – таки что, они должны возить с собой гражданскую одежду, чтобы пообедать в ресторане?
Вскоре Байбаков уехал преподавателем на центральные курсы офицеров разведки под Москвой.
К сожалению, вскоре в Подмосковье в автомобильной автокатастрофе погиб сын Байбакова. Фортуна ничего не отдаёт даром...
Об этих курсах – отдельная песня и не в этом моём сочинении. Замечу, что на них не только проходили пятимесячную подготовку офицеры разведки, но за восемь месяцев лепились младшие лейтенанты из солдат, после очередного массового «сокращения» офицеров в угоду политическим играм. Такая учёба, конечно, не шла ни в какое сравнение с 3-4-летней подготовкой офицеров в училищах. Однажды я встречал офицера с такой подготовкой, который, командуя отдельной ротой, не знал, как отдать приказ на марш – очень важный приказ, в котором из двух десятков пунктов нет ни одного лишнего. Подобные огрехи в подготовке офицеров сказались уже в первые дни ввода наших войск в Афганистан: люди задыхались в туннелях, колонны рвались и терялись, сроки операции вдвое-втрое превышали расчётное время, слабая тактическая подготовка офицеров приводила  к неоправданным потерям.

В этой главе я не зря описал фигуру Байбакова. Он здесь нужен по теме.
Когда мы узнали, что к нам в часть должен приехать писатель Михаил Шевердин, Фёдор спросил меня:
- Ты читал «Набат»?
- Нет!
- Прочти, не пожалеешь.
И я в тот же день взял в полковой библиотеке роман Михаила Шевердина «Набат».



Продолжение http://proza.ru/2013/08/09/132


Рецензии
Да, хорошо повоевали с комендатурой))) Пол

Пол Унольв   09.08.2013 16:09     Заявить о нарушении
Игорь, здесь я описываю 1978 год, а на самом деле постоянно отклоняюсь в другие годы.

Станислав Бук   20.08.2013 01:06   Заявить о нарушении