Именины и Крестная Слава
«Каждое слово имеет огромные исторические наслоения и заключает в себя целый ряд понятий. В нем в концентрированном виде представлена история человечества, сфокусирована коллективная воля народа. Поэтому сказанное слово (особенно личное имя) вторгается в психику человека, возбуждая напором великой воли целого народа давление, вынуждающее пережить, перечувствовать и продумать последовательные слои семемы слова».
П.Флоренский
Считается, что имя человека определяет его судьбу и влияет на склад характера. Имя влияет на судьбу отдельного человека. Возможно, совокупность национальных имен влияет на судьбу всего народа. Имена определяют характер и судьбу, в именах отражена историческая судьба.
В сербском именослове основное место занимают имена славянского происхождения. У сербов нет принципиальной разницы между полным и уменьшительным именем - и то, и другое может быть официальным. Паспортное имя серба, который представился как Милко, в документах может быть записано и как Милан, и как Милослав, и как Милош и просто как Милко.
Сербы также используют имена из православного календаря: Никола, Лука, Марко, Йован, Петар, Мария, Елена, София. У сербов существуют двусоставные имена, образованные из заимствованного календарного имени и славянского компонента: Петрослав, Марислав, Никослав.
Сербские мужские имена славянского происхождения образуются с помощью суффиксов - ан, -ко, -ван.
Суффикс - ан: Бојан, Владан, Војкан, Вукан, Горан, Дејан, Драган, Зоран, Огњан, Стојан. Суффикс - ко: Бисерко, Блаженко, Бранко, Величко, Вељко, Владенко, Влатко, Гвозденко, Гојко, Данко, Дарко, Душко, Жарко, Желјко, Живко, Звонко, Здравко, Јаворко, Јадранко, Јанко, Јасенко, Каменко, Лјубинко, Маринко, Миланко, Миљенко, Мирко, Невенко, Недељко, Обренко, Перунко, Петко, Раденко, Рађенко, Рајко, Ранко, Растко, Ратко, Северко, Сенко, Славко, Словенко, Смилјенко, Смилјко, Стаменко, Станко, Танаско, Твртко, Трпко, Ћетко, Храбко, Шуменко. Суффикс - ван: Братован, Милован, Негован, Радован, Стеван
У сербов много имен, в состав которых входят корни –бор, -войе. Вероятно, это свидетельство того, что исторически этому народу приходилось много воевать и бороться за свою самостоятельность: Велибор, Далибор, Делибор, Златибор, Ратибор, Светибор; Боривој, Боривоје, Добривој, Добривоје, Ђуривој, Јездивој, Кресивоје, Крстивоје, Љубивој, Лјубивоје, Миливоје, Радивој, Ристивој, Христивој, Христивоје.
Другие имена являются сложными словами, состоящими из двух корней. Такие корни как : -драг, -љуб, -лик, -мир, -рад, -слав используются в мужских именах:
Звездодраг, Кумодраг, Миодраг, Предраг.
Богољуб, Братољуб, Ведрољуб, Верољуб, Гостољуб, Драгољуб, Живољуб, Златољуб, Југољуб, Крстољуб, Мирољуб, Ристољуб, Родољуб, Светољуб, Славољуб, Христољуб.
Братолик, Светолик.
Блажимир, Божимир, Бранимир, Будимир, Векомир, Велимир, Витомир, Владимир, Властимир, Војимир, Вукомир, Гојимир, Гостимир, Градимир, Делимир, Десимир, Добромир, Драгомир, Желимир, Живомир, Житомир, Звонимир, Златомир, Кажимир, Казимир, Коломир, Красимир, Кресимир, Крешимир, Крунимир, Крстимир, Кулимир, Лежимир, Лукомир, Љубомир, Миломир, Младомир, Мутимир, Негомир, Његомир, Миомир, Предимир, Радомир, Ратимир, Светомир, Селимир, Славомир, Станимир, Стојимир, Стратимир, Страхимир, Страцимир, Татомир, Тикомир, Тихомир, Толимир, Тресимир, Трпимир, Хвалимир, Хранимир, Храстимир, Чедимир, Чедомир.
Вукорад, Драгорад, Живорад, Милорад, Светорад.
Белослав, Берислав, Борислав, Бранислав, Братислав, Будислав, Ватрослав, Векослав, Велислав, Вишеслав, Вјекослав, Владислав, Владослав, Влајислав, Војислав, Вукослав, Гојислав, Доброслав, Драгослав, Ђурислав, Зорислав, Звездослав, Јарослав, Југослав, Крајислав, Крешислав, Крунислав, Лепослав, Љубислав, Милислав, Мирослав, Негослав, Нинослав, Првослав, Првослав, Пребислав, Првослав, Пребислав, Предислав, Прибислав, Радослав, Светислав, Светослав, Србислав, Станислав, Тиослав, Томислав, Хвалислав, Хранислав, Христослав, Часлав.
Другие славянские имена: Богдан, Божидар, Веселин, Видоје, Војин, Вук, Голуб, Горчин, Даворин, Лјуба, Младен, Новак, Обрад, Обрен, Огњен, Озрен, Остоја, Перун, Радмило, Свевлад, Светигор, Светозар, Славен, Страхиња.
Ряд мужских имен славянского происхождения упоминаются в древнейших сербских письменных источниках и не имеют аналогов среди имен у других славянских народов. Такие имена образуются с помощью суффиксов -дин, -шин, и т.д. Суффикс - дин: Бојадин, Вујадин, Вукадин, Гојадин, Дукадин, Живадин, Којадин, Костадин, Миладин, Синадин, Стојадин. Суффикс - тин: Добретин, Драгутин. Суффикс - шин: Богашин, Братушин, Вујашин, Вукашин, Добрашин, Драгашин, Драгошин, Драгушин, Ђурашин, Јелашин, Милашин, Петрашин, Цветашин. Суффикс - ота: Благота, Вукота, Доброта, Живота, Милота, Негота, Радота. Суффикс - ша: Балша, Бориша, Братиша, Будиша, Вукша, Годеша, Градиша, Драгиша, Здравиша, Јовиша, Јуноша, Љубиша, Милеша, Небојша, Никша, Новиша, Прибиша, Пуниша, Радиша, Раиша, Селиша, Синиша, Скориша, Славиша, Станиша.
К старосербским именам относятся: Бежан, Беран, Благоја, Благоје, Блажа, Блажен, Бобан, Богужив, Веран, Душан, Завида, Звездан, Милан, Раде.
Женские имена часто образуются от мужских добавлением окончания –а или –ка.
Бояна, Белослава, Богдана, Станислава, Божидарка, Йованка, Далиборка, Биљана, Богослава, Божана, Бранка, Братислава, Цветанка, Драгана, Драгослава, Дубравка, Голуба, Любомирка, Любослав, Рада, Радиславка, Радмила, Верослава, Веселинка, Видослава.
Некоторые сербские женские имена имеют суффикс –ица: Даница, Душица, Сунчица, Зорица, Златица.
В списке сербских женских имен есть и особое имя – Богиња.
В древности и на Руси бытовали славянские имена. После принятия христианства традиция изменилась.
Большинство неславянских русских имен было заимствовано из Византии.
Среди византийских имен встречаются древнееврейские, древнеперсидские, древнеегипетские, халдейские, сирийские, вавилонские. По происхождению имена римских, иудейских, греческих, сирийских святых сначала были прозваниями людей на их родных языках. Многие из этих чуждых неславянских имен находят вполне точные параллели среди имен древнерусских: Агафон (добрый) по-славянски был Добрыней, латинское Павел (малый) соответствовал Малу, древнееврейский Давид в переводе на древнерусский был бы Любимом.
До XVII века на Руси наряду с христианским крестильным, или крещальным, именем существовало обычное прозвание. В древних рукописях это выглядело так: «нареченный в крещении Василий, и русским именем Володимер» (о князе Владимире Мономахе).
Список имен в святцах с течением времени пополнялся именами вновь прославленных, канонизированных святых. Это были славянские имена (Владимир, Ярослав, Святослав, Всеволод) и некоторые скандинавские имена (Игорь, Олег, Ольга).
С XVII века на Руси известна традиция празднования именин. Именины - особый праздник, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши небесные покровители. День памяти святого, имя которого носит православный христианин называется: День ангела, или именины
Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин.
В 20-х годах ХХ века традиция праздновать именины была заменена на празднование Дня рождения. Имена давались не по святцам.
В последние годы возрождается традиция давать имена детям по святцам. Теперь и в Интернете публикуют святцы . Вот например, имена святых в церковном календаре на январь:
1 января: Илья, Вонифатий, Пров, Арис, Полиеввкт, Тимофей, Григорий 2января: Игнатий, Иоанн, Филогоний, Даниил, Антоний
3 января: Иулиания, Петр, Михаил, Сергий, Никита, Леонтий, Прокопий, Фемистоклей, Филарет,
4 января: Анастасия, Димитрий , Феодор, Хрисогон, Феодотия, Евода, Евтихиана, Зоил и иные
5 января: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпи, Агафопус, Васлид, Еварест, Василий, Макарий, Иоанн , Нифонт, Павел, Феоктист,
6 января: Евгения, Прот, Иакинф, Клавдия, Иннокентий, Сергий, Николай
7 января: Рождество Господа Бога нашего Иисуса Христа
8 января: Евфимий, Исаакий, Александр, Димитрий, Николай, Михаил, Леонид, Василий, Анфиса, Макарий, Григорий, Августа, Мария, Агриппина, Константин, Еварест, Никодим
9 января: Стефан, Феодор, Феофан, Тихон, Антонина
10 января: Гликерий, Зенон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Горгоний, Петр, Евфимий, Агафия, Домна, Феофила, Аркадий, Никодим, Александр, Феоктист, Леонид, Николай, Арефа, Никанор, Игнатий, Корнилий
11 января: Маркелл, Василиск, Феодосий, Наталия, Евдокия, Анна, Матрона, Варвара, Евдокия, Евфросиния, Агриппина, Фаддей, Марк, Фиофил, Иоанн, Лаврентий
12 января: Анисия, Зотик, Макарий, Мария, Тимон, Филетен, Феодора
13 января: Иосиф, Давид, Иаков, Мелания, Михаил, Петр, Досифей
14 января: Василий, Кесария, Иеремия, Платон, Михаил, Николай, Александр, Иоанн, Трофим, Вячеслав, Иаков, Емилия
15 января: Сильвестр, Иулиания, Серафим, Василий, Феоген
16 января: Малахия, Гордий, Василий
17 января: Иаков, Марк, Лука, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосий, Фаддей, Анания, Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Еппелий, Аристовул, Родион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий, Ареопагит, Симеон, Феоктист, Кукум, Евстафий, Александр, Стефан, Филипп, Николай, Павел, Зосима, Афанасий, Ахила
18 января: Феопемпт, Феона, Синклитикия, Иосиф, Евгения, Сергий, Матфей, Михей, Аполлинария, Фостирий, Мина, Григорий, Симеон
19 января: Феофан
20 января: Иоанн, Пафнутий, Василий
21 января: Георгий, Домника, Емилиан, Григорий, Исидор, Виктор, Димитрий, Владимир, Михаил, Картерия, Кесария, Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий,
Василисса, Марионилла, Феофил, Елладий, Илия, Або, Паисий, Пахомий
22 января: Полиевкт, Филипп, Павел, Самей, Петр. Севастия, Евстратий
23 января: Григорий, Дометиан, Маркиан, Павел, Феофан, Антипа, Зиновий, Петр, Анатолий, Арсения, Феозва, Макарий
24 января: Феодосий, Михаил, Николай, Феодор, Владимир
25 января: Татиана, Савва, Мартиниан, Мертий, Петр, Евпраксия
26 января: Ермил, Стратоник, Иринарх, Елеазар, Петр, Иаков
27 января: Исайя, Савва, Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий, Илия, Нина, Иоанн, Иосиф, Феодул, Стефан
28 января: Павел, Иоанн, Михаил, Пансофий, Прохор, Гавриил, Герасим
29 января: Петр, Максим, Иоанн, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп, Леонилла, Неон, Турвон, Иовилла, Данакт
30 января: Антоний, Виктор, Павел
31 января: Афанасий, Кирилл, Мария, Сергий, Михаил, Евгений, Владимир, Николай
Если в России принято отмечать именины, то в Сербии, празднуется Слава — память святого покровителя всей семьи или всего рода. Небесным покровителем семьи считается святой, памяти которого в православном церковном календаре посвящен определенный день.
Значительное число сербских семей празднуют Славу в День Святого Георгия 6 мая (Джурджевдан) и в День Святого Николая 19 декабря (Николдан).
Крестная Слава занимает одно из центральных мест в народной, культурной и религиозной жизни сербского народа. У каждой православной семьи в Сербии есть святой покровитель, день памяти которого становится днем Крестной Славы. Крестную Славу празднует и весь сербский народ, как одна семья, в день святого Саввы Сербского 27 января (Савиндан).
Накануне праздника пекут хлеб – Славски колач. На столе должно быть красное вино, две свечи и жито (кутья из пшеницы с добавлением орехов и изюма). В день Славы утром вся семья идет в церковь на литургию. В этот день все члены семьи причащаются. По окончании литургии священник преломляет хлеб вместе с хозяином дома со словами: Христос с нами! Хозяин отвечает, повторяя трижды: И ныне и вовеки! В доме, перекрестив и приложив к устам свечу , зажигают ее, и она горит весь день, символизируя свет учения Христа. В дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.
Русские и сербы приняли христианство и хранят православную веру на протяжении многих веков. Их традиции имеют много общего. Почитание святых покровителей существует и в России, и в Сербии. Однако каждый народ вносит нечто свое, только этому народу присущее. Именины и Крестная Слава – очень близкие традиции, но в то же время, они свидетельствуют о своеобразии русских и сербских обычаев.
Литература
Флоренский П.А. Имена. Москва
Толстой Н.И. Язык и народная культура. Москва
Ильин И.А. О России и русской душе. Москва
Лихачев Д.С. Русская культура. Москва
Станкович Б. О перспективах русистики в славянском мире. Русский язык как инославянский. Белград.
Суперанская А.В. Русские имена.
Шестаков И. Сербские имена.
Свидетельство о публикации №213080901413