Мартен дю Гар, Шолохов, Проханов - три образа рево

Михаил Шолохов писал о социалистической революции 1917 года. Гражданская война, напрасное кровопролитие, жестокость, насилие и мародерство - непременные атрибуты любой революции. И всегда на первый план выходит место человека в революционных событиях. Ведь мир раскалывается надвое, и гражданин автоматически оказывается на одной из образовавшихся сторон. В «Тихом Доне» показателен такой персонаж, как Михаил Кошевой, с первого взгляда влюбившийся в революцию и шедший под её знаменем до конца. Но главным героем автор сделал Григория Мелехова, которому в духовных мучениях давался каждый шаг: в «белые», в «красные», в банду Фомина. Последний вывод Григория: «Всё мне надоело, и революция, и контрреволюция… Нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё».
Время действия книги Александра Проханова «Красно-коричневый» - 1993 год. Москва, не нашедшая успокоения после демократической революции 1991г. Главный герой - полковник спецназа Хлопьянов, - вернувшись в Москву «после долгих скитаний по войнам, азиатским и кавказским конфликтам», с первой до последней страницы романа борется на стороне оппозиции.
В прежние времена невозможно было представить в одной связке коммунистов, фашистов и, к примеру, православных  верующих. В современном же российском обществе происходит своеобразная эклектика идеологий: представители вышеозначенных течений и многих других (неоязычники, монархисты, анархисты) объединены в общее под названием «оппозиция». Проханов в «Красно-коричневом» отображает светлую сторону движения, в которую верит сам. 
Основная масса людей устала от эгоистичных политиков, жаждущих власти, от подпевающих им СМИ, от ненормального контраста между тем, «как живем «мы», и «как живут «они». Эта усталость прорвалась в народный мятеж 1993г. В нём было всё: здоровый патриотизм, радикальный антисемитизм, неоправданная жестокость с обеих сторон, безвинные жертвы ненависти. Схватка милиции с народом, попытки политических партий решить, а как же лучше? Предательства, интриги… Типичная революционная картина.   
В цепочку этих шумных, суетных событий автор вплетает главу, посвященную поездке Хлопьянова с женой в небольшую карельскую деревеньку. Эта земля с первого их шага открывает им чудо: «На разливе, на зеленой траве стоял конь. Он был красный, глянцевитый, в отливах зари. Смотрел на них темными глазами, словно его создал стеклодув. …Хлопьянов думал, - это и есть чудо. Конь поставлен здесь с незапамятных древних времен, ждет терпеливо, когда завершатся его скитания, и он явится, наконец, на эту утреннюю луговину, под желтую расцветающую зарю». Северная глубинка, которую не затронули политические перипетии, - по своей сути, чудо. Чудесна и природа: «замерзающая синяя вода, находящаяся на хрупкой грани одного ее состояния и другого», «пегая незнакомая птица, летевшая в открытое море, словно неся кому-то весть о прибывших», - и люди. Их жизнь немудрена - морские ловы, хозяйство да семья, - но в ней хранится то вечное, подлинно народное. Хлопьянов, узнав этих людей, мечтает «трудиться с ними на равных, добывая трудами хлеб насущный. Уставать, промерзать, возвращаться домой в промокшей одежде. Чтобы Катя ждала его в натопленной избе. ставила перед ним тарелку с горячей ухой, наливала стопку водки… А в лодке, которую он строил сегодня, будет сидеть его сын, править в волнах,… оглядываться на отца белым пшеничным лицом». Но не суждено Хлопьянову остаться в благодатном краю: он возвращается в Москву, кишащую страстями, где в мучениях погибает от рук врагов.
Шолохов на примере пути Григория Мелехова показывает, что жизнь выше революций, войн, кровопролития. «Стоять у ворот родного дома, держать на руках сына» - вот самое высшее, что может быть у человека. Мечты Хлопьянова и Григория Мелехова о мирном очаге не различаются. Но, по Проханову, нет морального права оставаться в стороне, когда соратники умирают в борьбе за лучшую жизнь народа. Эта же причина повлекла Михаила Кошевого из тихой степи: «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу». Самое важное здесь, что обе позиции верны: позиция Хлопьянова и Кошевого - когда веришь в идею революции, Григория Мелехова - когда в ней разочаровываешься. 
В мировой литературе 20 в. известен такой яркий персонаж линии Хлопьянова и Кошевого, как Жак Тибо из романа-эпопеи «Семья Тибо» французского писателя Роже Мартен Дю Гара. Жак уходит от сытой жизни в семье отца-капиталиста бороться за социалистическую революцию. Найдя единомышленников среди соотечественников и за рубежом, становится одним из лидеров движения. Во время начала Первой Мировой войны Тибо призывает солдат воюющих государств брататься на фронте и, объединившись, направить оружие против империалистов. Речи Жака на митингах увлекают народ своим пламенем и искренностью, но это не меняет обстановку на войне. Тогда Жак Тибо со своим другом - женевским социалистом Мейнестрелем - на аэроплане поднимается над линией фронта с намерением сбросить солдатам тысячи листовок. Но аэроплан вследствие технических неполадок загорается и падает. Раненого, обожженного Жака подбирает французская армия. Спасаясь от немецких войск, полк, подобравший Тибо, вынужден бежать, и один жандарм пристреливает раненого, который при бегстве станет неизбежной обузой.
Из трех героев: Михаил Кошевой, Жак Тибо, Хлопьянов - последний меньше всех желает революции, но именно ему она нужна больше.
У Тибо, что называется, «бунт в крови». Сущность Жака - протест, действие. Ребенком он рвался освободиться от отца, даже делал попытку убежать из дома. Причина заключалась не в обыкновенном детском капризе, вызванном запретами старших: натура Жака восставала против всех недостатков системы окружающего мира. Поэтому взрослый Тибо не мог не подняться на борьбу с капитализмом. Бунтарский дух, сильная воля, непокорность в Жаке первичны, а революция - только одно из проявлений характера героя, вполне органичное и закономерное. 
Михаил Кошевой желает социальной справедливости. Однако анализируя образ героя, необходимо учитывать среду, окружающего его. Кошевой - представитель казачества, исторически свободолюбивого и воинственного. Все казаки неизбежно принимали участие в военных действиях. Да и не только казаки: революция 1917 г. захватила всю страну, и каждый человек делал свой выбор.
В России 90-х ситуация иная. Началось становление рыночной экономики, гласность, всевозможные «свободы». Любой человек, который хочет и умеет работать, получил возможность даже честным путём обеспечить себе нормальную жизнь. Но с новым общественным и политическим строем Россия утратила главное – народную идею. До 1917 г. таковой было Православие, вера в царя-батюшку. После Октябрьской Революции - коммунизм, вера в светлое социалистическое будущее. После событий 1991 г. ничего не пришло взамен. Многие остро ощущали потерю Родины в духовном смысле и пытались её вернуть. К таким людям и относится герой книги Проханова. Для него подпольная борьба - это единственный шанс вновь обрести Отечество, без которого не прожить ни ему, ни остальным, даже если они этого не осознают.   
Не согласиться с Прохановым можно в том, что он максимализирует действительность. Не все враги плохи, как и не все друзья хороши. Наверняка многие ненавидимые народом политики –«кровопийцы» еще более устали от грязной борьбы и хотят «прожить остаток отпущенных дней среди лесов у моря, под низким серебряным небом, в неслышных, невидимых миру трудах». И немало сторонников оппозиции пришли в движение, чтобы дать выход собственной жестокости: готовый объект для ненависти есть – политические противники.
Заключительная сцена романа - итог жизненного пути героя - очень психологически сильна. Хлопьянов, благословленный святым старцем, принимает мученическую смерть. И далее следует неожиданное описание жизни после смерти. Но это не фантасмагория, а художественное выражение идеи православной онтологии: из плена тела на свободу вылетает душа. Она летает над Землей, посещая все памятные места: «маленькую квартирку на Тверской, …разгромленный Дом на берегу холодной, в солнечном блеске, реки, …огромный затуманенный город, похожий на окаменелый срез старинного дерева», женщину, которая не знает, что осталась без любимого, - а далее - к Богу – «на свет, который становился всё сильней и сильней».
Романы о революции - это всегда история своего времени, вписывающаяся в литературу нестройным, но светлым росчерком.


Рецензии