Идея, подсказанная Игорем Губерманом

Благодаря Станиславу Лецу мы знаем, что "миг осознания собственной бездарности -- это проблеск гениальности". Но миг -- это ведь так мало, что кроме как на осознание своей бездарности времени ни на что другое уже не остается. И тут Игорь Губерман дал подсказку, как этот миг растянуть, превратить в минуты творческого озарения. Имеется в виду его великолепное стихотворение:

Давно заметил я: сиянье --
Таланта, моря, мысли, света --
В нас вызывает с ним слиянье,
И мы в себе уносим это.

Море и свет -- они, пожалуй, больше для радости и отдохновения, скорее для dolce far niente, чем для трудового подвига. А вот талантом и мыслью хотелось бы особо заинтересоваться. То, что я это талантливое стихотворение запомнил, "унес в себе", конкретно подтверждает его основную мысль. Но оно, как мне кажется, открывает простор и для более широкого его толкования.

В самом деле, если мы что-то в себе уносим, причем как нечто ценное и важное, хоть ненадолго, но запомнившееся, то это, пусть временно, становится частью нашей личности, ее базового тезауруса, и потому может и должно стать ферментативным фактором творческого процесса. Говоря прямо: если нечто талантливое -- изобретение, музыкальная тема, книга, мысль, проектный замысел, игра актера или исполнителя (жанр не имеет значения), -- вас поразило, вызвало чувство гордости за человеческий род, то посчитайте, что вам повезло, что вам "дается" вдохновение вначале додуматься, а потом осуществить нечто другое, тому талантливому под стать.

Восхититься же, т.е. стать "временно талантливым", бывает непросто: ведь автором талантливого произведения может оказаться не общепризнанный корифей, а рядом живущий и творящий товарищ / коллега, и тут, можно предвидеть, совет "уподобиться таланту" может не сработать. Потому что может появиться искушение никакого таланта не заметить.

P.S. Когда эта заметка была уже написана, я спросил у своей супруги Елены, как ей нравится четверостишие Губермана. "Нравится, но только оно не в его духе". И минут через 5 подошла ко мне и выдала нечто, в самом деле больше соответствующее духу "гариков":

Давно заметил я: сиянье --
Таланта, моря, мысли, света --
Нас тотчас тянет к возлиянью,
И благодарны мы за это.

Чем подтвердив еще раз идею о стимулирующей роли высоко оцененной талантливости.
Ну а то, что это больше похоже на "гарик", чем сам Гарик Губерман написал, так сомнений никаких. 


Рецензии
Ирония, несомненно, великое достижение пытливого ума.
Обе стороны медали
Сделаны в одном металле.
Ст.Ежи Лец.

С улыбкой!

Мирика Родионова   09.08.2013 11:06     Заявить о нарушении
Приятно знать, Мирика, что на прозе.ру есть знатоки Леца.
Как тут и мне не вспомнить:
Зуб за зуб, око за око.
Как справедлива эпоха!
И еще фрашки:

Победа в дискуссии
Принадлежит перкуссии.

Временами пафоса эхо
Аж трясется от смеха.

Это то, что мне сходу удалось первести. Леца по-русски я никогда не видел.

Уладзимир Траццякоу   10.08.2013 00:24   Заявить о нарушении
Знаете, была публикация. Кажется, в Иностранной литературе. Правда, всего две страницы, но, видите, я -то запомнила. Тогда это было для меня открытие краткости и мцдрости.
С уважением!

Мирика Родионова   10.08.2013 12:04   Заявить о нарушении
А для меня С.Е. Лец стал образцом нетривиального мышления, неожиданного хода мысли, и то, что я в науке оказался способным на генерацию радикальных идей, -- в этом я обязан Лецу.
Спасибо Вам за доброжелательный отзыв о нем!

Уладзимир Траццякоу   11.08.2013 00:45   Заявить о нарушении