Свободны, как в стране чудес

Пьеса не для постановки в двух действиях

Герои:

Главные:

Антон, мужчина, немного за тридцать. Высокий, плечистый, красивый, «породистый». Одет в черное демисезонное пальто, черные брюки, рубашку. Что называется, «типичный интеллигент». Волосы несколько длинные (не как женское каре, но и не «ёжик»). Лицо совершенно не волевое, взгляд несколько рассеянный.

Катя, жена Антона, его ровесница, высокая, заметная, тщательно наложен макияж. Одета во всех сценах стильно – шелковая ночная рубашка, яркий шелковый халат, обтягивающее платье, сапоги на шпильках, пальто ярко-желтого или сиреневого цвета.

Алиса, художница, несколько младше Антона и Кати, лет около 28. Стройная, худенькая, невысокая. Противоположность Кате: одета неброско, немодно, но с отчётливо просматривающейся индивидуальностью: либо огромный яркий шарф с пушистой бахромой, либо шляпа, либо пальто в стиле ретро, либо броский широкий пояс. Чёрное демисезонное пальто, длинная юбка с разрезом. Макияж – с эффектом отсутствия макияжа. Длинные волосы, распущенные по плечам. По цвету волос противоположна Антону (если Антон блондин, Алиса брюнетка и наоборот). Важная деталь - выразительные умные глаза.


Второстепенные:

Данька, 5 лет, сын Антона и Кати, общительный мальчик с любознательными глазами.

Нина Викторовна, директор школы, женщина предпенсионного возраста, с короткой стрижкой, непременно в очках, суровая, одета в строгий костюм.

Мама ученика, женщина около 40 лет, чрезмерный макияж, одета богато, но крикливо.

Детектив: мужчина 30 – 40 лет, самый обычный и неприметный. Не произносит ни слова.

Подруга Кати и ее кавалер.

Импозантный мужчина в клубе.

Врач.

Елена, мать Алисы: женщина около 50 лет, с «пропитым» лицом.

Тетя Клава – подруга матери Алисы. Пенсионерка раннего пенсионного возраста, в простом ситцевом платье.

Два подростка.

Место действия:
Квартира Антона.
Дом Алисы.
Школа.
Клуб.
Больница.
Двор.

Жанр: драма.


Действие первое.

Сцена 1.

  Листопад. По осенней улице не спеша идет Антон. Он одет в черное демисезонное пальто. На ногах -  черные ботинки, черные брюки. Вдалеке у дерева стоят две девчонки лет двенадцати с сигаретами. Одна заправски затягивается, а другая никак не может прикурить и бестолково щелкает зажигалкой. Увидев появившегося Антона, девчонка инстинктивно прячет сигарету за спину, но затем успокаивается и вытаскивает снова.

Антон:  Сто процентов - тайком от родителей курят. С сигаретой мы же крутые, взрослые и модные. А когда к дому подходить, тогда можно жвачку пожевать, чтобы родители не учуяли. Переход от детства к молодости всегда так трогателен: хочется попробовать все запретные плоды, вникнуть во все взрослые тайны. И только в зрелом возрасте понимаешь, что вся жизнь - это великая тайна. Её не разгадаешь – хоть век живи. Хотя мне ли об этом говорить – я живу всего-то тридцать три. Может быть, когда мне стукнет стольник, я буду всё знать о жизни? А?

Сцена 2.

   Городская квартира. Красиво оформленная спальня: узорчатый тюль, нежно-розовые занавески. Ночной столик, на нем – ваза с розами. На стенах обои с резным «бордюром». На стене часы – показывают 7.00. Кровать с шелковым красным постельным бельем. На кровати спят в обнимку Антон и Катя. Катя в ночной рубашке с кружевами. Раздается резкий звонок будильника: «Вставай, страна огромная!»
   Антон шевелится, бормочет что-то невнятное, затем слышны его слова: «Отстань, Михалыч! Сам вставай» - и с закрытыми глазами выключает будильник.
   В кадре часы. На них 7.40. Антон открывает глаза, смотрит на часы. Его глаза в ужасе расширяются.
Антон: Опаздываю в школу! Первый урок через двадцать минут!
   Он стремительным движением вскакивает с кровати и лихорадочно собирается: надевает брюки, прыгая на одной ноге, задевает вазу на ночном столике. Ваза падает, разбивается, вода из нее выливается на пол. Катя просыпается от звука разбивающейся вазы.
Катя: Что такое? Антон! Ты за неделю уже три предмета разбил!
Антон: Да, милая.
Катя: Первая – моя любимая тарелка с пастушками, вторая – фарфоровая сахарница…
Антон (уже надел брюки, надевает рубашку): Не фарфоровая, а фаянсовая. И, между прочим, на тарелке были изображены не пастушки, а нимфы и сатиры на древнегреческих оргиях. 
Катя удивленно-растерянно округляет глаза, приоткрывает рот.
В кадре часы: без 5 восемь.
Антон: Без пяти! Нет, Климова меня точно четвертует, колесует и повесит над школьными воротами в назидание другим учителям, чтобы не опаздывали на работу.
Быстро целует Катю, подхватывает пальто и выбегает из квартиры.
Антон (уже выбегая): Пока, Котёнок!
Катя: Пока, (ее взгляд падает на вазу)… медвежонок.

Сцена 3.

   Школьный двор. К зданию школы подбегают опаздывающие ученики. Антон идет быстрыми шагами по двору, оглядывает толпу школьников и бормочет.
Антон: Так-так, кто там у нас? Оськин Алёша, Замотаева Ира… Я не последний, я как раз вовремя. Приду, когда все мои шестиклашки соберутся, и опозданцы уже не будут мешать вести урок. Ух, главное теперь – не попасться на глаза директрисе и завучу.
Антон входит в здание школы, идет по коридору. В противоположном конце коридора показывается завуч.
Антон: Ах! Завуч!
Антон прячется за выступ стены, завуч, не заметив его, проходит мимо. Антон облегченно вздыхает.
Антон: Повезло....
За его спиной слышен резкий голос директрисы.
Директриса: Антон Владимирович!
Антон,  останавливаясь спиной к директрисе: Не подфартило.
Антон меняет выражение лица на дружелюбное, делает улыбку от уха до уха, поворачивается к директрисе.
Антон: Доброе утро, Нина Викторовна! Сегодня на улице так прекрасно, как никогда. Вам так не показалось?
Директриса: Нет, не показалось. Антон Владимирович, сейчас который час?
Антон: Который час? Около восьми… (под немигающим взглядом директрисы)… Ну, или минут пять девятого.
Директриса подносит к глазам Антона свою руку с часами: Тридцать пять минут девятого.
Антон: Как? Не может быть? О, я разобью и выброшу свои домашние часы! И будильник!
Директриса: Это как вам будет угодно, Антон Владимирович. А сейчас пройдите ко мне в кабинет и напишите объяснительную по поводу вашего сегодняшнего прогула.
Антон: Как «прогула», Нина Викторовна? Я же пришел на работу.
Директриса: Нет, Антон Владимирович, вы на нее не пришли. Ваш урок уже тридцать пять минут как проводит ваша коллега. И скажите спасибо за то, что я документально не отражаю в все ваши предыдущие аналогичные опоздания. И за то, что ученикам сказали, будто у вас дела в областном министерстве образования. На уроки сегодня можете не приходить – все равно они вам не будут учитываться.
   Директриса поворачивается и уходит по коридору. Антон стоит с растерянным выражением лица, потом пожимает плечами.
Антон: Хм… и чем, скажите, учитель отличается от ученика?
Антон идет по коридору к выходу. В дверях сталкивается с матерью ученика.
Мать ученика: О, Антон Владимирович! А я как раз к вам и направляюсь.
Антон: Д-да, Маргарита Сергеевна, кажется?
Мать ученика: Петровна. Маргарита Петровна Мишина, мама Коли Мишина из шестого «Б». Антон Владимирович, мне хотелось бы переговорить с вами по поводу Колиной успеваемости по вашему предмету.
Антон: Я сейчас еду в министерство образования. По делам. Мы можем поговорить здесь, на улице.
Антон и мать ученика выходит из школы.
Мать ученика: Антон Владимирович, у Коли в прошлом году во всех четвертях были тройки по географии. А в этом мы хотели бы как-то исправить ситуацию.
Антон: Интересно, каким образом вы хотели бы ее исправить?
Мать ученика: Знаете, я знаю, что такое иметь образование. И готова приложить любые усилия, чтобы оно было у моего сына.
Антон: Любые усилия?
Мать ученика: Да…
Антон: Что, и даже заставить Колю учить географию?
Мать ученика: Ну…Антон Владимирович, Коля – способный мальчик…
Антон: Полностью согласен.
Мать ученика: И если мы всеобщими усилиями постараемся, думаю, он сможет учиться лучше.
Мать ученика вытаскивает из кармана конверт и кладет в карман Антона.
Антон: А вот этого не надо.
Мать ученика: Не стесняйтесь, Антон Владимирович. Я знаю, у учителей зарплаты маленькие, а заниматься с учениками, особенно такими балбесами, как мой Коля, - это громадный труд.
Антон вытаскивает из кармана конверт и протягивает матери ученика.
Антон: Возьмите обратно. Я слишком уважаю своих учеников, чтобы брать с них деньги.
Мать ученика не берет. Антон кладет конверт на асфальт.
Антон: Извините, Маргарита Петровна, меня ждут в министерстве. Всего хорошего.
Мать ученика: До свидания. (Когда Антон отходит) Ишь, какой принципиальный выискался! (Оглядывается по сторонам – никого, поднимает конверт) Ладно, географ подождёт: теперь к учителям истории, физики и английского надо зайти.

Сцена 4.

  Листопад. По осенней улице не спеша идет Антон. Он одет в черное демисезонное пальто. На ногах -  черные ботинки, черные брюки. Неожиданно перед его глазами оказывается девушка в черном пальто за мольбертом. Это Алиса. Антон останавливается, молча смотрит на неё. Она, заметив Антона, поднимает глаза. Пару минут они молча изучают друг друга. 
Антон: Вы так увлечённо рисуете.
Алиса опускает взгляд, словно обдумывая его слова, снова смотрит на Антона, но продолжает молчать.
Антон: Наверное, у вас получается что-то красивое. Можно посмотреть?
Алиса (уверенно): Вам не понравится.
Антон (несколько игриво): Почему вы так думаете? Когда такая красивая девушка пишет среди такой осенней красоты, не может получиться уродство.
Алиса: Не может. (Кивает на мольберт) Это действительно красиво. Но вам не понравится.
Антон: Милая девушка, вы очаровательно кокетничаете.
Антон подходит к мольберту. В кадре мольберт и картина Алисы. На картине изображено человеческое тело в огне. Антон невольно морщится и отшатывается. Алиса внимательно за ним наблюдает.
Алиса: Я же говорила, это не в вашем вкусе.
Антон: Да в чьём это вкусе вообще?
Алиса: Во вкусе тех, кто любит красоту.
Антон: Но это же уродство!
Алиса:  Подойдите ближе. Не бойтесь – это всего лишь картина. Посмотрите на бок женщины и левую грудь – они обгорели дочерна, они безобразны. А теперь переместите взгляд на её лицо: в нём сила воли, выдержка, стойкость. И оно божественно красиво. Бог создал человека по образу и подобию Своему, поэтому все мы божественно красивы. А посмотрите, какой в её лице горит внутренний огонь, во сто крат ярче внешнего огня. Пламя уничтожает её тело, но не в силах сжечь её душу. Разве это не красота?
Антон смотрит на картину, его взгляд уже не преисполнен отвращения, он скорее вдумчивый. Алиса тем временем складывает мольберт.
Антон: Вы уходите?
Алиса: Как видите.
Антон: Меня зовут Антон.
Алиса: Алиса.
Антон: Как в стране чудес.
Алиса): А мы и живём в стране чудес – разве нет?
Антон счастливо улыбается, смотря на неё. Алиса уже сложила мольберт и идет по тропинке.
Антон: Подождите, Алиса! Я могу вам позвонить?
Алиса, останавливается, поворачивается в сторону Антона: Позвонить? Зачем? Пообщаемся, поймем, что совершенно разные, что не приспособлены для взаимного общения, и разойдёмся насовсем. Или наоборот, между нами возникнет родство душ, притяжение, мы заведем роман, а потом всё равно разочаруемся в друг друге и так же разойдёмся навсегда. Потому что всё-таки, на самом деле, слишком разные и не подходим друг другу. Не лучше ли не начинать? Не так ли, Антон?
Антон собирается что-то сказать, но Алиса круто разворачивается и скрывается за ветвями деревьев. Антон спустя полминуты идет за ней, но перед ним только пустой парк.

Сцена 5.

   Квартира Антона. Катя перед зеркалом укладывает волосы щипцами. Антон сидит у окна, смотрит на улицу.
Катя: Представляешь, Тоша, Верка-то Прутикова, наконец, подцепила себе какого-то мужика. Ему сорок пять лет, дважды разведён, двое детей от разных браков. А Верке тридцать один. Ну, ничего, разница в возрасте 14 лет не такая уж и большая, да?
Антон: Угу.
Катя (продолжая накручивать волосы): Вот и я говорю, потянет. В Веркином возрасте, как говорится, «не до жиру – быть бы живу». А то так и останется старой девой.
Катя заканчивает укладываться, начинает красить глаза.
Катя: А знаешь, на «Южном» открыли  новый ресторан индонезийской кухни. Говорят, там все официанты и шеф-повар – чистокровные индонезийцы, все одеты в национальные индонезийские костюмы, и в зале играет настоящая индонезийская музыка. Может быть, сходим?
Антон: Настоящие индонезийцы – это хорошо. Можно и сходить.
Катя (продолжает красить глаза): А еще давай сходим на Стаса Михайлова – он выступает в пятницу в ДК Молодёжном. У него такой очаровательный хрипловатый голос (Напевает) Для тебя живут на небе звезды, для тебя весь мир как будто создан, для тебя живу и я под солнцем – для тебя! Сходим? А, Антош?
Антон (продолжая смотреть в окно): Давай сходим.
Катя заканчивает красить глаза, опрыскивает себя духами.
Катя: Тош, а давай заведём собачку? Как раз и Данька обрадуется. Я как раз читала в «Космополитане», что для воспитания детей хорошо заводить домашних животных – тогда дети учатся заботиться о ком-то, кроме себя, и приучаются нести ответственность. Я бы завела французского бульдожека – у них такие очаровательные морщинки на морде! И Данька с ним играться будет. Кстати, ты сегодня заберёшь Даньку из садика, а то мы с Верой и Мариной идём отмечать появление хахаля у Верки? Мы сначала посидим в ресторане, а потом, может быть, пойдём в клуб потанцевать.
Антон: Хорошо, заберу.
Катя: Спасибо. Если есть захочешь, суп в красной кастрюле, котлеты в синей миске, а картошка в белой - всё в холодильнике, круассаны на кухне на полке.
Катя, красиво одетая, целует Антона в щёку.
Катя: Чао, Тоша, до вечера!
Антон: Пока! (Смотрит Кате вслед) И куда что девается? С Катей мы вместе восемь лет, сыну уже пять, ещё пара годов – и в школу пойдёт. Люблю ли я её? Знаю ли я вообще, что такое любовь? Катя – моя жена, я с ней живу, но хоть убей, если меня вдохновляют её слова, поступки, все эти индонезийские рестораны, Верки Прутиковы, Стасы Михайловы, французские бульдоги. В момент начала наших отношений мне было интересно: красивая девушка, заводная, общительная, с чувством юмора, хозяйственная. А сейчас эти же качества мне уже не кажутся чем-то оригинальным и привлекательным. Хозяйственная – в этом ничего плохого нет, но это же смешно  - держаться за жену из-за супа с котлетами! 

Сцена 6.
   
   Катя в клубе сидит за столиком с подругой, ее кавалером и его другом – импозантным мужчиной.

Импозантный мужчина: Катя, вам кто-нибудь говорил, что вы очень красивая женщина?
Катя: А вы как думаете?
Импозантный мужчина: Уверен, говорили – и не раз.
Катя: Говорили, но каждый раз слышать это приятно.
Импозантный мужчина: Вам нравится танцевать. Как насчет того, чтобы сходить в клуб потанцевать, развеяться….скажем, завтра вечером?
Катя: Спасибо за приглашение. Только оно вряд ли понравится моему мужу.
Импозантный мужчина: Катя, такая красавица, как вы, и замужем! Это преступление – посвящать свою красоту одному ценителю.
Катя: Значит, я закоренелая преступница. 
Импозантный мужчина: Для вас много значит мнение мужа?
Катя: Его мнение – мое мнение. У нас нет разногласий.
Импозантный мужчина: Вы лукавите. Разногласия есть во всех парах. Только одни прячутся от проблем, делая вид, что их не существует. А другие…
Катя: Заводят себе любовника. Или любовницу. Показывая, что им плевать с высокой колокольни на проблему. А третьи стараются вместе их решить.
Импозантный мужчина: Для такой красивой женщины вы слишком умны.
Катя: А вы для такого представительного мужчины слишком несерьезны.
Импозантный мужчина: Так значит, у меня нет надежды?
Катя: А вы ее не у тех ищете. Извините, мне пора домой: муж ждет. 


Сцена 7.

    Ночной клуб. Громкая музыка. Танцовщицы у шеста исполняют номера. За столиком сидит Антон, пьёт водку.
Антон (тихо): Зачем я сюда пришёл? Посмотреть на стриптизёрш? Выпить водки? Уединиться с танцовщицей, заказать приватный танец, если повезёт – она согласится на большее. А потом заказать ещё бутылку водки, упасть лицом в салат – а, блин, салата нет – надо заказать специально, чтобы было во что лицом падать,  – и ещё один день бездарно прожит.
   Взгляд Антона выхватывает в толпе Алису. Она сидит через три столика от Антона, у сцены, и рисует. Алиса в длинном белом платье, перехваченном поясом.
Антон: Не может быть! (Встаёт, подходит к Алисе, присаживается за её столик)
Антон: Добрый вечер, Алиса!
Алиса кивает головой: Здравствуйте, Антон.
Антон: Можно посмотреть?
Алиса: Смотрите. Это вам точно понравится.
Антон берёт в руки ей рисунок – на нём изображена обнажённая танцовщица у шеста.
Алиса: Нравится?
Антон: Нравится. Алиса, а можно задать вам не очень приличный вопрос?
Алиса: Можно?
Антон: Вы лесбиянка?
Алиса (улыбается): Немного. Шучу, я не лесбиянка: люблю красоту человеческого тела. Это самое совершенное из всего, что есть в мире, вы не находите?
Антон: А как же остальное красивое – пестрые бабочки с узорами на крыльях, яркие цветы самых причудливых форм и оттенков, птицы, звери, природа, наконец? Золотой осенний лес? Нежное весеннее небо? Разве они не совершенство?
Алиса: Совершенство. Но всё, что вы перечислили, не наделено высшим разумом, а значит, человек всё-таки, совершеннее. Посмотрите на эту танцовщицу: каждый изгиб её тела, каждая поза, которую принимает, глаза, улыбка. Она отдаётся движению, как древнегреческая богиня танца. Восхитительно, правда?
Антон: Правда. Вы очень талантливы, Алиса. Из Вас получился бы отличный педагог живописи. Вы, случайно, не преподаёте?
Алиса: Нет, я работаю продавцом-консультантом в отделе продажи сотовых телефонов. Удивлены? Шучу, на самом деле, я администратор в сауне. (Встаёт, забирает вещи) Счастливо, Антон. Спокойной ночи.
Антон: Спокойной ночи, Алиса.
  Алиса идёт между столиками. Антон, с полминуты в оцепенении, потом со словами: «Нет, да что же это такое, в конце концов?» - встаёт и идёт в том направлении, в котором скрылась Алиса.
   Антон выходит из клуба, видит, как Алиса садится в машину за руль, заводит машину и уезжает. Антон ловит такси. Останавливается такси. Антон: «Быстрее, вон за той машиной», - садится в такси и едет.
  Звучит музыка – песня Линды «Беги»:

Не гаси фонари,
Не глуши моторы,
Брось патроны.
А твои корабли
Все равно утонут.
Беги.



Сцена 8.

   Алиса подъезжает на окраину города к обычному частному дому. Здание выглядит  небогатым, типичный деревенский домик. Алиса выходит из машины, заходит в дом.
   К дому подъезжает такси, выходит Антон, расплачивается с водителем. Такси уезжает. Антон стоит с полминуты у калитки, потом заходит на территорию дома, звонит в дверь.
Дверь открывается, на пороге Алиса. Молча смотрят друг на друга.
Алиса: Я знала, что ты придёшь. Заходи.
   Антон входит. Комната светлая, на стенах картины с абстрактными сюжетами, на полу стоят большие картины в рамах.
Антон разувается, садится на стул.
Алиса: Хочешь кофе с молоком? (Ставит перед ним кружку с кофе)
Антон: Почему ты так рано ушла?
Алиса: Потому что дописала танцовщицу.
Антон кивком показывает на картины: Это все твои картины?
Алиса: Мои. Сейчас ты спросишь, можно ли их посмотреть?
Антон: Да. Можно? Мне нравятся твои картины. В них есть что-то, берущее за душу. Даже голая женщина, нарисованная твоей рукой, - это не просто эротическая картинка, а нечто высшее. На эротическую фотку в интернете посмотришь – и забудешь через минуту, а твои картины навсегда остаются перед глазами.
Алиса: Откуда ты знаешь, что навсегда? Мы знакомы без году неделя.
Антон (делая глоток кофе): Знаю, потому что… просто уверен, что так оно и есть.
Алиса: Хочешь, я тебя напишу?   
Антон: Меня?
Алиса: Да, ты нестандартный. Ты умеешь думать, в отличие от многих. И ты красивый. Правда…  Я пишу только обнажённых людей. Совсем.
Антон (резким движением ставит кружку на стол): Ты хочешь нарисовать меня совсем голого?
Алиса: Совсем. Винсент!
   Появляется кот, Алиса наливает ему в блюдце молока, кот подходит, начинает лакать.
Алиса: Ну что, Антон? Соглашаешься?
Антон: А, знаешь, Алиса, я согласен!
Алиса: Хорошо. Пойдём сюда.
Они проходят в комнату. Алиса включает бра, настольную лампу. Становится видна кровать у стены, мольберт.
Алиса: Раздевайся.
Антон снимает свитер, расстёгивает рубашку, кладёт вещи на стул. Алиса внимательно смотрит на него. Антон расстёгивает брюки, снимает их, кладёт на стул. Снимает трусы, тоже кладёт на стул. Зрителю полностью обнажённый Антон не показывается, лишь вполоборота.
Алиса (оглядывает его сверху донизу): Ты очень красивый, Антон. Ложись на кровать.
   Антон ложится.
Алиса (передвигая светильники): Так-так, вот теперь лучше. Отлично!
   Алиса становится к мольберту, начинает рисовать. Фоном – музыка по типу Энио Морикконе.
   Антон лежит на кровати. Алиса сосредоточенно рисует.
Алиса: Всё, на сегодня достаточно. Одевайся, Антон.
Антон: А…
Алиса: Нет, нельзя. Посмотришь, когда будет совсем готово. Приходи в пятницу на следующий сеанс.
Антон (одеваясь): А во сколько?
Алиса: В это же время.
Антон (быстро выпаливает): Хорошо, приду.
Алиса: Да? Неужели? А жена что скажет? У тебя, кстати, дети есть?
Антон: Есть. Сын. Ему пять лет.
Алиса: И ты оставишь жену с ребёнком и придёшь на ночь глядя ко мне?
Антон (застёгивая рубашку): Да, Алиса. Приду.

Сцена 9.

   Квартира Антона. Спальня. На настенных часах два часа ночи. Катя в халате поверх ночной рубашке. Антон перед ней с виноватым видом.
Катя: Ты где был?
Антон: Катя, давай завтра поговорим?
Катя: От тебя водкой разит, как от бутылки! Ты пил! Да, наверное, к тому же кувыркался с какой-нибудь шалавой? Отвечай, что молчишь?
Антон: Нет, шалавы не было. Только пил.
Катя обессилено садится на кровать.
Антон: Катя, я в последнее время хотел у тебя спросить?
Катя: Что?
Антон: Ты свободна? Чувствуешь ли себя свободной?
Катя: Конечно, я свободна. Что за странный вопрос?
Антон: Конечно, извини. И вправду странный вопрос.
Антон и Катя ложатся в кровать. Засыпают.

Действие второе.

Сцена 1.

    Дом Алисы. Антон одетый входит в комнату. Алиса за мольбертом.
Алиса: Привет, Антон. А я тебя уже жду.
Антон: Ты никогда не запираешь дверь?
Алиса: А зачем? У нас спокойно.
Антон: Алиса, я подумал… Я не буду сегодня раздеваться.
Алиса: Вот как? С чего бы это?
Антон: У меня болит спина, и мне трудно наклоняться и поворачиваться. Ты меня разденешь.
Алиса: Я?
Антон: Да, ты.
Алиса: А если я не буду?
Антон: Будешь, Алиса. Тебе ведь хочется закончить эту картину. Она тебе очень нужна, ты привыкла завершать все свои работы. А я тебе в этом помогаю, я очень покладистый натурщик. В отличие от той стриптизёрши, я не шевелюсь во время сеанса. Ну, Алиса?
   С минуту они смотрят друг на друга – кто кого? Потом Алиса подходит к Антону и расстёгивает на нём рубашку. Их выражения лиц серьёзны, без тени улыбки, как у противников. Алиса снимает с него рубашку, кладёт на стул. Потом расстёгивает брюки, снимает их. Оба тяжело дышат. Алиса смотрит на него.
Алиса: Ты возбуждён. Мне так и изображать на картине?
Антон: Как тебе подскажет творческое видение.
Алиса хочет отойти к мольберту, но Антон перехватывает её за руку.
Антон: Стой, Алиса!
Алиса непонимающе смотрит на него.
Антон: Ты всегда от меня убегаешь, но сегодня тебе не удастся сбежать.
   Антон целует Алису в шею. Она не сопротивляется. Он подхватывает её на руки и переносит на кровать.



Сцена 2.

   Там же, где сцена предыдущая. В кадре Антон и Алиса в кровати.
Алиса: Спасибо, Антон.
Антон: За что?
Алиса: За вдохновение. Я уже давно не испытывала вдохновения, мне даже не хотелось в последнее время писать картины. Знаешь, как это бывает? Когда ничего не получается, когда всё кажется таким бессмысленным, что нет разницы, жить или нет…  И вот, когда упрешься лбом в эту безысходность, - вдруг что-то - раз! И всё уже другое. В один миг находится то нужное, над чем ночами не спала. И в такие моменты мы начинаем выдавать наружу лучшее, что есть в нас. В этом и есть смысл нашей жизни - хранить вечное добро.
Антон: А зло? Ведь оно тоже вечно.
Алиса: Да, зло тоже неизбежно вечно. Но оно шлак, отход производства. Одна крупинка добра перевешивает тонны зла. Ты для меня стал добром, подарившим вдохновение. А чем стала я для тебя? Не знаю.
Антон: Ты для меня? Конечно же, добро, Алиса.
Алиса: Не думаю. Ты изменил жене со мной – тем самым ты предал её и своего сына. Ты предал себя. Ты обещал жене вечную любовь, а сейчас видишь, чего стоят твои слова? Если ты бросишь жену и сына и уйдёшь жить ко мне, то второй раз предашь их. А если останешься с ними – предашь меня. Из-за меня ты стал предателем, Антон.
Антон: Зачем так жестоко, Алиса?
Алиса:  Нет, Антон, это не моя: это твоя жестокость. Я лишь отражаю её.
Антон: Алиса, знаешь, я хотел тебе сказать… Я не люблю Катю. В последние годы я жил с ней уже по привычке, не чувствуя ни любви, ни вдохновения. А сейчас, когда я встретил тебя, я это отчётливо понял. Я разведусь с Катей. Я не брошу Даньку, буду его навещать, играть с ним, подставлять отцовское плечо. Но прожить всю жизнь я хочу с тобой, Алиса. Понимаешь?
Алиса: А сам-то ты понимаешь, Антон? Ты же со мной и года не проживёшь: тебе надоедят мои картины, моя мрачность и уединённость, моё самокопание. Мало того, я и в твоей душе буду копаться и вытаскивать на поверхность то, что ты предпочитаешь скрывать от себя. Тебе захочется легкости, непринуждённости, и ты вернёшься к своей жене или, если она не простит, найдёшь другую, похожую на неё и непохожую на меня.
Антон: Бред! Откуда ты знаешь, как всё будет? Зачем ты всё усложняешь? Я не люблю Катю, люблю тебя. Ты любишь меня, или, по крайней мере, я тебе нравлюсь, иначе между нами не произошло бы то, что произошло. Так почему мы не можем быть вместе?
Алиса молчит.
Антон (целует Алису): Так, перерыв окончен. (Продолжает целовать её.)
  Тем временем за окном мужчина фотографирует их.

Сцена 3.
   Квартира Антона. Катя сидит на кровати, в руках её снимки, на которых изображены Антон с Алисой в кровати.
Катя: Вот как, оказывается, чувствует себя женщина, которой изменили: очень тошно. Как боксер, который за день до ринга отравился консервами. Надо приходить в форму, а нет ни сил, ни желания. Хочется только лечь на кровать и заснуть крепко-крепко, как в последний раз спала в далеком детстве.
   Почему он это сделал? Разве я плохая жена? Я ли не поддерживала его, когда на работе атаковали наглые родители учеников, прессовало зарвавшееся начальство? Я ли не вставала рано утром, чтобы приготовить свежий завтрак? Я ли не вынашивала девять месяцев его ребёнка – нашего сына? Тоша разлюбил меня? Наверное: в последнее время он стал холодным, словно бесчувственным. Много говорит о свободе. Неужели я её ограничиваю, эту самую его свободу? Вроде бы, нет. Тогда почему? Почему?
   Открывается дверь, входит Антон. Катя вытирает слёзы, выходит в коридор.
Катя (через силу улыбается): Привет, Тоша. (Помогает ему снять пальто) Как день прошёл?
Антон: Нормально. С тех пор, как не опаздываю, даже ученики приходят вовремя. И завуч с директором улыбаются.
Катя: Проголодался?
Антон: Немного.
Катя: я сегодня ничего не готовила. Со вчерашнего вечера гренки остались и салат. Пока перекуси ими, а я сейчас быстренько суп отварю.
Катя становится к плите, начинает чистить картошку. Антон проходит, садится у окна. Катя бросает пристальный взгляд на Антона.
Катя: О чём задумался?
Антон: О вдохновении. Ты когда-нибудь испытываешь такое чувство?
Катя: Конечно, а как же без вдохновения? Без него мы ничего бы не могли делать. И у тебя оно есть, и у меня, и у всех людей.
Антон: Тебя о чём ни спроси, ты всегда уверена. Свободна ли – конечно, свободна. Испытываешь ли вдохновение – конечно, испытываю. Почему у тебя всегда сразу на всё готовый ответ, почему ты не размышляешь над этими вопросами, не бродишь в потёмках, ища ответа. Почему тебя ничего не волнует? Почему для тебя всё ясно, как два пальца?
Катя: Тоша, Тоша, успокойся. Ты чего?
Антон: Не знаю, не знаю, я ничего не знаю! Прости меня, Катя.
Катя (подходит к Антону, обнимает его голову): Прощаю, Тоша. Прощаю. Ты только успокойся, это пройдёт, ты устал, перенервничал. Это пройдёт, как осенний листопад. Всё пройдёт.

Сцена 4.

   Дом Алисы. Алиса в ночной рубашке спит на кровати. Звучит песня «Реченька» в исполнении Милы Кикиной:

Ты река ль моя, реченька,
Ты река ль моя быстрая,
Ты бежишь – не всколыхнешься,
Да со желтым песком не смутишься,.
С крутым бережком не столкнешься,
А если столкнешься – разомкнешься.

Во время звучания песни Алиса просыпается, встаёт, снимает ночную рубашку, надевает джинсы, свитер, идёт на кухню, садится за стол. Берёт с блюдца, стоящего на столе,  стола кусочек колбасы и кормит кота Винсента.
Алиса: Вкусно? Умница, на ещё. (Гладит кота.) Винсент, у нас будут сегодня гости? (Кот доедает колбасу, смотрит на Алису, потом на дверь.) Будут, говоришь? Странно, кто бы? Если Антон только заглянет…(Звонят в дверь.) Ой, и вправду кто-то пришёл.
Алиса открывает дверь. На пороге стоит Катя.
Катя: Здравствуйте, девушка.
Алиса: Здравствуйте.
Катя: Я жена Антона.
Алиса делает шаг назад, впуская Катю. Катя проходит в комнату.
Катя, оглядывая обстановку: Да, бедновато у вас для охотницы за чужими мужьями.
Алиса молчит.
Катя: А вы даже не отрицаете, не оправдываетесь и не нападаете. Скажите хоть что-нибудь.
Алиса: А что я могу сказать? Вы здесь, значит, знаете, зачем пришли. Не мне вас разубеждать.
Катя: Что верно, то верно. А шла я, чтобы сказать тебе: «Отстань от Антона, сволочь!»
Алиса молчит.
Катя: И не просто сказать!
   Катя размахивается и с силой ударяет Алису по лицу. Алиса, получив удар, отшатывается. Катя наступает. Алиса в ответ тоже бьёт Катю. Завязывается драка. Женщины дерутся вдохновенно, но преимущество не достаётся никому. В конце концов они перестают наносить удары, стоят друг напротив друга, тяжело дыша.
Катя: Тоша в последнее время только и твердит что о свободе и вдохновении. Это ты, я знаю, вбила эти бредни в его голову? Думаешь, ты свободна? Нет, ты сама узница. Неприкаянная, без семьи, без детей, без любви, живёшь в своих фантазиях и считаешь себя свободной! Да ты самая несвободная из нас! Тебя держат в паутине твои картины, твои идиотские мысли, твои иллюзии. Ты сама как иллюзия – посмотри на себя! – ходячее привидение. Дунешь – и нет тебя! Ты не любишь Тошу: если бы ты любила его, он ходил бы светился от счастья. Ты не можешь любить никого, ты моральный урод!
Алиса: Да, наверное.
Катя: Если не отстанешь от Антона, я тебя утоплю.
Алиса: Топи. Может, мне легче станет.
Катя: Да что ты за человек такой – ничем не проймёшь!
Катя берёт сумку и уходит. Алиса смотрит ей вслед.

Звучит окончание песни «Реченька»:

…Мне собрать свадьбу есть кому,
Благословить меня некому,
Благословить меня некому,
Меня горьку сиротушку.

   По окончании песни слышен звонок телефона. Алиса поднимает трубку.
Алиса: Да? Здравствуйте, тетя Клава…

Сцена 5.
    Больница. Алиса идет по коридору с врачом и тетей Клавой.
Врач: В общем, буду с вами откровенен: состояние у нее было тяжелое, сейчас – средней тяжести. Вчера только более-менее стабилизировалось давление, сегодня утром перевели из реанимации.
Тетя Клава, всхлипывая: Ой, Алиса, ты представляешь, как все внезапно случилось. Она ведь, сама знаешь, пила-то всегда и помногу – и ничего. А в этот раз потеряла сознание – хорошо, дверь открытой оставила! Из-за двери этой она и жива осталась. Я иду с рынка  – смотрю – дверь открыта. Непорядок, думаю, надо Ленке сказать, что у нее дверь открыта. Зашла – гляжу – а она на полу валяется, вся бледная, как смерть и не отвечает. Я «Скорую» вызвала – ее и увезли сюда. Беда-то какая, хорошая ведь баба, а вишь что водка проклятая с людьми делает!
Они втроем доходят до палаты и останавливаются.
Врач – Алисе: Зайдите ненадолго, а то скоро заканчивается час посещений.
Врач уходит.
Тетя Клава: Алисонька, ты уж поласковее с Леной: она ведь вся исстрадалась за эти двенадцать лет.
Алиса: А я - нет?
Тетя Клава: И тебе нелегко было, знаю. Но ты молодая, сильная. И у тебя добрая душа. Пожалей Лену.
Алиса: Она меня в свое время очень пожалела! Прямо-таки обжалелась вся.
Тетя Клава качает головой: Да, изменилась ты, Алиса.
Тетя Клава уходит. Алиса вздыхает и открывает дверь в палату.

Сцена 6.

Больничная палата. На кровати лежит Елена. Рядом с ней стоит Алиса.
Елена: Алиса, дочка, ты пришла?
Алиса: «Дочка»? Хм… Раньше я от тебя совсем другие слова слышала… Напомнить, какие? «Паршивка», «сучка», «тварь»… Могу продолжить: твоя фантазия была неистощима, когда ты меня избивала.
Елена: Зачем ты так со мной?
Алиса: Как? Я с тобой обращаюсь лучше, чем ты со мной. Я, как вошла в палату, ни разу не ударила тебя и даже никак не обозвала. Ах, да, забыла спросить, как ты себя чувствуешь?
Елена: Лучше, Алиса, намного лучше. Я так рада, что ты все-таки пришла. Пришла, несмотря на то… Несмотря на все. Знала бы ты, что я пережила за эти двенадцать лет, как ты ушла из дома.
Алиса: А что изменилось бы, если бы я осталась?
Елена не отвечает. Некоторое время обе молчат.
Елена: Алиса, я знаю, что была тебе плохой матерью… Но… когда  умер твой папа, это было, как будто у меня отрезали ногу и я не могла ходить, как нормальный человек – только передвигаться криво, как калека. У меня из души будто кусок вырвали. И я стала пить, чтобы забыться, чтобы не чувствовать эту щемящую боль. Я до сих пор по нем тоскую: он был самым лучшим, благородным, добрым и справедливым. Я только его одного любила и люблю. И тебя, потому что ты наша с ним дочь. Наша плоть и кровь.
Алиса: И в знак своей любви ты меня лупила кулаками и ногами? По причине этого великого светлого чувства позволяла смотреть на меня дикими глазами своим грязным, оборванным, пропитым мужикам, которых ты в дом приводила?
Елена: Алиса, знаю, я виновата перед тобой и перед твоим отцом… Но ты простишь меня?
Алиса качает головой: Поздно, мама. Поздно.
Алиса еще полминуты смотрит на Елену, потом поворачивается и выходит из палаты. Елена откидывается на подушки, закрывает глаза и улыбается.
Елена: «Мама»…. «Мама»…

Сцена 7.

   Дом Алисы. Антон входит внутрь. Алиса сидит за столом и пьёт водку. Волосы её растрёпаны.
Антон: Алиса, что с тобой?
Антон кидается к Алисе, отнимает у неё бутылку.
Алиса (язык её немного заплетается): Что со мной? Ничего, Антон. Просто умерла моя мама. Мы не виделись двенадцать лет, а потом я с ней говорила вчера. И, знаешь, что самое страшное: она молила меня о прощении, а я ее не простила! Она умерла, не дождавшись от меня прощения. Как я теперь смогу дальше жить, Антон?
Антон: Не вини себя, Алиса. Уверен, у тебя были причины так к ней относиться.
Алиса: Не бывает причин, чтобы не прощать. 
Антон: Вы с ней не общались?
Алиса: Не общались. Я ушла от неё, когда мне исполнилось шестнадцать. Она так безбожно, страшно пила, что теряла человеческий облик. Когда напивалась, могла избить меня просто так. Я старалась замазать синяки тоналкой и пудрой, но они всё равно проступали. Одноклассники – кто смеялся, мол, дочь алкоголички, но больше жалели меня. А мне себя не было жалко: я сильная, я терпела. Тогда мне было до боли жаль ее.
Антон: Сколько тебе пришлось вытерпеть! А тебе могли помочь какие-нибудь родственники? Брать к себе ночевать?
Алиса: Да, меня брали к себе ночевать. Один парень, старше меня – он тогда уже на третьем курсе учился. Родители одноклассников об этом знали, охали от моего морального падения, пророчили мне будущее шалавы и алкоголички, как у мамы. И я вот сплю с чужим мужем, как видишь, - пью водку. Они правы оказались. (Смеётся горьким смехом) Когда я ушла, она меня не искала. Я жила всё у того же парня – через дорогу, смотрела каждый вечер в окно, как она с очередным хахалем идёт домой, заливаясь пьяным смехом. Я ей была не нужна.
Антон (гладит её по голове): Алиса, теперь я с тобой. Ты не будешь знать страданий, я буду любить тебя и заботиться о тебе.
Алиса (резко поднимая голову): Да? А о сыне твоём кто позаботится?
Антон: Моей любви хватит на всех.
Алиса: А о твоей жене кто позаботится?
Антон: А Катя ещё молодая и красивая – второй раз выйдет замуж.
Алиса: Как всё у тебя просто, Антон.
Антон: Но всё на самом деле просто. Данька меня поймёт, Катя тоже.
Алиса: Да уж.
Антон: Алиса, я сегодня же собираю вещи и переезжаю к тебе.
Алиса: Давай не сегодня – завтра.
Антон: Нет, я тебя в таком состоянии не оставлю.
Алиса: Спасибо на добром слове, Антоша. Не переживай так сильно за меня: ну, переволновалась из-за мамы, так это больше от неожиданности, чем от любви. Всё будет нормально. Приходи завтра.
Антон целует её.
Антон: Завтра с утра я у тебя.
Алиса: Хорошо.
Антон выходит из комнаты. Алиса сидит молча.

Сцена 8.
   Квартира Антона. Спальня Антона и Кати. Катя отсутствует. Данька сидит на кровати. Антон стоит перед ним на коленях и держит за руки.
Антон: Даня, я хотел сказать тебе… Как бы это сказать… Я какое-то время буду жить в другой квартире.
Данька (вскидывает голову, поднимает взгляд на Антона): В какой?
Антон: На окраине города.
Данька: Ты не будешь жить с нами?
Антон: Это только на время. Я к тебе буду приходить каждую неделю.
Данька: Как папа у Тани Ивашовой?
Антон: А как папа Тани Ивашовой?
Данька: Таня живёт с мамой. Папа раньше тоже жил с ними, а потом нашёл другую маму и теперь живёт в другой квартире. А Таню из садика по пятницам забирает, и они идут гулять. (Делает паузу, думает) А ты тоже меня будешь по пятницам из садика забирать?
Антон: Да, наверное, по пятницам.
Данька: Ты нашёл новую маму?
Антон: Ну… да, Даня, нашёл.
Данька: А у мамы тоже будет новый папа?
Антон: Наверное, будет, но позже.
Данька: А тогда давай твою новую маму отдадим новому папе мамы, а вы снова будете с мамой.
Антон: Хорошая идея. Но, Даня, всё не так просто.
Данька: Почему?
Антон: Ты это поймёшь, когда подрастёшь.
Данька: Взрослые всегда так говорят, когда не знают ответа.
Антон: Знал бы ты, насколько ты прав, Даня.
Даня: Папа, а кто мне будет на ночь сказки рассказывать, когда ты уедешь? Мама так, как ты, не умеет. Мама только колыбельные поёт.
Антон опускает голову и молчит.
Даня: Папа, расскажи еще раз про Солнечного Волка.
Антон укладывает Даньку в свою кровать.
Антон: Однажды ясным летним утром Даня сидел за столом и ловил небольшим зеркальцем солнечных зайчиков. Мамы с папой не было дома. Вдруг мальчик услышал тонкий, почти хрустальный голос, доносившийся откуда-то со стены…
   Антон смотрит на сына. Даня спит. Антон заботливо укрывает его одеялом и ложится рядом.
Сцена 9.

   Двор. На тротуаре Данька и двое подростков 13-14 лет. Первый держит собаку. Собака скулит и вырывается. Второй подросток держит Даньку.
Второй подросток: Бей ее сюда, в морду! Бей, говорю!
Данька стоит, опустив голову, не вырывается и собаку не бьет.
Второй подросток, ударяя Даньку кулаком в живот: Бей, урод!
Данька по-прежнему стоит, опустив голову, и не бьет собаку. Второй подросток сам стучит сапогом по тощему телу собаки.
Женский голос из-за кулис: Изверги! Всё матери расскажу!
Подростки переглядываются и убегают. Остаются собака и Данька. Мальчик садится на корточки и гладит собаку. Она сначала шарахается в сторону, но потом доверчиво трется о его руку.
Данька: Мы победили. Я не ударил тебя. Маленькая, не бойся, всё прошло…

Сцена 10.
   
Дом Алисы. Антон с чемоданом, набитым вещами, подходит к дому Алисы. Открывает калитку, входит во двор. Толкает входную дверь, она открывается.
Антон: Алиса, доброе утро!
В ответ тишина. В кадре пустая комната.
Антон кричит громче: Алиса, подъём! Хватит спать!
Тишина. В этот момент он обращает внимание, что исчезли картины со стен, картины с пола. Антон проходит в комнату, в которой он позировал. Комната пуста. На кровати лежит картина. Антон подходит ближе и рассматривает картину. Это его законченный портрет в обнажённом виде. Звучит грустная музыка.
Антон: Алиса, милая Алиса. Почему ты не дождалась меня?
Антон выходит во двор, садится на крыльцо.
Антон: Алиса, как без тебя пусто на душе. Тоска такая, что горло сжимает, словно висельнику. Любовь на пальцах золотыми кольцами, а на шее жёсткой медной проволокой. Алиса… Моя Алиса… (Начинает накрапывать дождь) Ты не услышишь меня, ты уезжаешь на поезде, на автобусе или на самолёте всё дальше…  Ты наверняка найдёшь себе другого. Он тоже будет называть тебя своей Алисой. Но это будет неправда, потому что ты всё равно останешься моей.
   Люблю ли я тебя? Да, люблю. Буду ли любить тебя всегда? Не знаю, однажды я уже обещал Кате любить её всегда. И вот что из этого получилось. Но я тебя не забуду никогда, Алиса.
   Хотя я говорю: «Ты моя», - я не прав. Никто никому не принадлежит. Твоё тело ушло от меня. А душа? Твою душу взять невозможно. Я над своей душой не властен, а над твоей - тем более. 
   Но несмотря на это, ты всё равно моя, Алиса.
   Хотя бы чуть-чуть…
   Ты не против?

   Звучит грустная музыка.

Конец


Рецензии